Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 30 октября 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/10305/

Менеджмент качества – залог успешности компании

рубрика: Политика
Автор: Елена КУЛЬКОВА

Современные условия функционирования компаний, обусловленные ограниченностью ресурсов, несовершенством процессов управления, нестабильным качеством оказываемых услуг, постоянно ужесточаемыми требованиями законодательства в части безопасности для здоровья населения и окружающей среды, заставляют компании искать пути повышения эффективности своей деятельности.


Всё чаще компании, обращаясь к мировому опыту хозяйствования, видят пути преодоления сложившейся ситуации во внедрении системы менеджмента качества(СМК), соответствующей требованиям международных и российских стандартов ISO серии 9000.

О том, как идёт работа по внедрению системы менеджмента качества в ОАО «Ярэнерго», рассказывает заместитель генерального директора ОАО «МРСК Центра» – управляющий директор ОАО «Ярэнерго» Игорь Витальевич Солоников.

– Игорь Витальевич, является ли реальной необходимостью для современного, динамично развивающегося предприятия внедрение в производственную практику системы менеджмента качества на основе международных стандартов ISО?

– Это продиктовано временем. Потребитель при заключении контрактов активно требует у поставщика подтверждения соответствия функционирующей системы менеджмента качества требованиям государственных и международных стандартов ISО (сертификаты соответствия). Зарубежные компании, например, никогда не обратят своё внимание на компанию как на потенциального партнёра, если СМК не имеет сертификата соответствия требованиям международных стандартов. Наличие сертификата соответствия означает безусловное признание мировым бизнес­сообществом компании как стабильной, динамично развивающейся и высокопрофессиональной организации. Поэтому компаниям, нацеленным на повышение эффективности своей деятельности, в современных условиях хозяйствования без подобной системы не обойтись.

Не стало исключением и РАО «ЕЭС России», а вместе с ним и ОАО «Ярэнерго». В рамках реализации выделенной стратегии обеспечения надёжности и безопасности работы энергетических компаний РАО «ЕЭС России» приняло решение о разработке и внедрении в них системы менеджмента качества, соответствующей требованиям государственных и международных стандартов ISO серии 9000.

– Буквально год назад ОАО «Белгородэнерго» стало «первопроходцем» во внедрении и сертификации системы менеджмента качества. А как обстоят дела в «Ярэнерго»? Что уже сделано в этом направлении?

– Одной из первоочередных задач, стоящих перед ОАО «Ярэнерго», является построение целостной эффективной системы менеджмента качества, соответствующей международным нормам, ориентированной на внедрение современных технологий и методов менеджмента качества как эффективного инструмента реализации миссии и стратегии развития компании, достижения целей бизнеса, его постоянного совершенствования.

Необходимо понимать, что СМК интегрирует в себе общее управление энергокомпанией на основе идеологии качества. Ориентация системы менеджмента качества на удовлетворение требований, опережение запросов и ожиданий потребителей, а также обеспечение удовлетворённости и баланса интересов основных заинтересованных сторон (общества, ключевых собственников, инвесторов, персонала компании, основных поставщиков) как высшие приоритеты деятельности является важнейшим условием конкурентоспособности, делового превосходства и стабильного коммерческого успеха компании.

Следует отметить, что внед­рение системы менеджмента качества является сложным и затратным процессом. И не меньшую важность имеет поддержание в функционирующем состоянии развитие внедрённой СМК, что требует дополнительных затрат и активного участия персонала. Однако эффективность внед­рения системы менеджмента качества, её действенность при преодолении проблем и трудностей в деятельности компании неоспоримы.

Система менеджмента качества гармонично охватывает и объединяет все существенные аспекты менеджмента качества, финансового, экологического, менеджмента промышленной безопасности, охраны труда и социальных вопросов.

Система предполагает в себе механизмы измерения, анализа, поддержания, регулирования и постоянного совершенствования, направленные на действующие процессы, их результаты и на систему менеджмента качества в целом.

Важным является и то обстоятельство, что внедрение СМК не разрушает существующую систему управления, а представляет собой её модернизацию за счёт использования передового опыта и сов­ременных методов управления в соответствии с требованиями международных стандартов. В целом система менеджмента качества – это система, подразумевающая наличие чётко прописанных процессов, процедур, ресурсов, ясное распределение полномочий и ответственнос­ти среди персонала компании, создающих условия для обеспечения качества.

В настоящее время в «Ярэнерго» открыт проект разработки и подготовки к сертификации системы менеджмента качества. Функции оперативного управления проектом возложены на заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «Ярэнерго» Игоря Павловича Шарошихина – руководителя проекта.

Методологическую и консультационную поддержку проекта осуществляет белгородская консалтинговая компания ООО «Файномика».

В целях успешного выполнения проекта в ОАО «Ярэнерго» разработана комп­лексная программа по внед­рению СМК, реализация которой в настоящее время непосредственно осуществляется.

Для методического и методологического сопровождения и координации деятельнос­ти по разработке и подготовке к сертификации системы менеджмента качества в рамках реализации проекта, деятельности по поддержанию, развитию и аудитированию системы на этапе её функционирования в структуре ОАО «Ярэнерго» создан отдел менеджмента качества.

Для разработки СМК и её непосредственного внедрения на местах в составе структурных подразделений компании сформированы рабочие группы из числа наиболее высококвалифицированных специалистов компании.

Для контроля соблюдения вводимых в действие требований и процедур на этапе становления системы менеджмента качества, а также для проверки соответствия фактически реализуемой деятельности установленным требованиям сформирована группа внутренних аудитов.

На сегодняшний день проводится поэтапное обучение профессиональной консалтинговой организацией ООО «Файномика» персонала компании: высшего руководства, руководителей структурных подразделений, членов рабочих групп и группы внутренних аудитов основам менеджмента качества.

В ближайшее время будет сформирован коллегиальный орган управления системой менеджмента качества – координационный совет по стратегии, преобразованию и качеству, к компетенции которого относится коллективное рассмотрение вопросов, связанных с разработкой и внедрением системы в целях обеспечения результативного и эффективного достижения целей проекта, определением и развёртыванием стратегии развития компании, поддержанием, улучшением и развитием функционирующей СМК, а также выработка стратегии, политики и целей в области качества, определение ресурсов и средств для достижения наилучших показателей деятельности компании.

Кроме того, планируется проведение консалтинговой организацией ООО «Файномика» оценочного аудита, который позволит определить степень соответствия деятельности компании международным нормам. По итогам оценочного аудита будут определены дальнейшие шаги в реализации проекта, после чего совместно с консалтинговой организацией начнётся непосредственная разработка и внедрение системы менеджмента качества.

Таковы основные действия, осуществляемые в нас­тоящее время в рамках реализации комплексной прог­раммы по внедрению СМК.

Завершение проекта планируется в 2008 году.

– Какие ключевые преимущества даст система менеджмента качества потребителям ОАО «Ярэнерго» и какие плюсы от её внедрения получит сама компания?

– Как уже отмечалось выше, система менеджмента качества, построенная на принципах международных стандартов серии ISO, нацелена на потребителя, всемерное удовлетворение запросов и ожиданий которого рассматривается компанией как высший приоритет её существования и функционирования. Поэтому внедрение подобной системы призвано, в первую очередь, гарантировать потребителю своевременное получение им услуг требуемого качества, а также постоянное улучшение качества этих услуг.

Что касается непосредственно ОАО «Ярэнерго», то внедрение системы менеджмента качества позволит нашей компании добиться повышения надёжности и безопасности в энергоснабжении потребителей, повышения их лояльности, ведущей к повторению бизнеса, повышения управляемости компании, эффективности использования ресурсов, снижения издержек компании, в т.ч. за счёт повышения качества оказываемых услуг и т.д. Кроме того, СМК, сертифицированная и результативно функционирующая, есть механизм для демонстрации ответственности перед заинтересованными сторонами: обществом, ключевыми собственниками, инвесторами, поставщиками, а это более выгодные ставки страхования и кредитования, лучшая инвестиционная привлекательность компании, демонстрация финансовой и производственной стабильности, более высокая степень доверия со стороны представителей фискальных и надзорных органов.