Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 20 ноября 2007
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/10568/

Андрей КРУТИКОВ: «Задача Думы – ускорение развития области»

рубрика: Политика
Автор: Сергей КУЛАКОВ

Чуть более трёх месяцев осталось работать депутатам Государственной думы Ярославской области четвёртого созыва. Мы попросили председателя Госдумы области Андрея Крутикова рассказать о предварительных итогах деятельности ярославских законодателей за 2007 год и в целом за созыв.


– Андрей Геннадьевич, состоялся ли региональный парламент как орган законодательной власти?

– Состоялся, хотя у многих, и даже у меня это вызывает удивление. К сожалению, к нормальной работе мы приступаем только через полтора года после выборов депутатов Думы, когда народный избранник становится действительно профессионалом. На последнем заседании мы сумели рассмотреть50 вопросов за то же время, что обычно тратим на рассмотрение 20. Это говорит о том, что депутаты действуют конструктивно, что они понимают механизм принятия законов.

Заседание Думы – это итог длительной работы над документами, когда у каждого депутата уже сложилось своё мнение по каждому вопросу, нужно только выразить его путём голосования, не вдаваясь в длительные дискуссии. Споры на пленарном заседании свидетельствует о том, что вопрос «сырой», неподготовленный. Исключая предвыборные моменты, все депутаты Думы нацелены на конструктивную работу, они понимают, как и зачем принимаются законы.

Многие народные избранники знают детали жизни своих муниципальных районов даже лучше, чем их главы, поэтому когда депутаты начинают лоббировать интересы своих территорий, это оправданно и понятно. Надо уметь находить компромисс, и тогда будет принято трезвое решение на благо области. Региональный парламент по важнейшим вопросам экономического развития области работает абсолютно нормально, вот бы ещё один срок с нынешним депутатским корпусом поработать.

– Видимо, этим и вызвано увеличение сроков полномочий депутатов областной Думы и губернатора с 4 до 5 лет, которое вступит в силу со следующего созыва?

– Да. При этом вы понимаете, что реальное время работы главы региона определяет действующий Президент России. Но мы должны были прописать в уставе области единый срок полномочий и для губернатора, и для депутатов. Что касается законодательной власти, то в других регионах практически все парламенты перешли на пятилетние сроки полномочий. Это оптимальное время для того, чтобы депутаты смогли реализовать свои возможности. К сожалению, на формирование самой Думы уходит значительное время и, безусловно, хочется, чтобы было время на конструктивную деятельность. Вот если бы они ещё годик поработали, решения Думы стали бы просто красивыми. Кто бы что ни говорил, приход нового депутатского корпуса – это на год замедление темпов принятия решений по реализации программы развития области, что неправильно. Поэтому пятилетний срок полномочий оправдан, невзирая на все недостатки, разъединение выборов областной Думы и Президента России.

– Каковы отношения Думы и администрации области?

– Конструктивные, особенно к концу созыва. Депутаты уже знают, какие вопросы нужно отложить, а какие по просьбе губернатора срочно рассмотреть, какие вопросы нужно поднять заранее, чтобы администрация области обратила на них внимание. Не остаются без внимания и промахи, которые ещё есть в работе администрации. Депутаты должны держать исполнительную власть под контролем. Если представители администрации что-то недоговаривают, то народные избранники тщательно во всём разбираются. Депутаты и нужны для того, чтобы критиковать.

– Можно сказать, что исполнительная власть руководит законодательной или что между ними есть конфликт?

– Нет ни того, ни другого. Руководить работой Думы со стороны администрации очень проблематично, а иногда просто нереально. Можно аргументированно убеждать депутатов, можно с ними спорить. Политического конфликта между ветвями власти нет, есть непонимание, спорные вопросы, касающиеся приватизации, использования государственного имущества, газификации, строительства социальных объектов, то есть развития области. Когда депутаты дискутируют по этим вопросам, так и должно быть, мнений одинаковых не бывает. Искусство губернатора заключается в том, чтобы выдерживая свою политику, убедить депутатов в своей правоте, чтобы они его поддержали. Иногда Анатолий Лисицын идёт на компромисс, это тоже оправдано.

– Стоит ли отменить одномандатные округа на выборах в Госдуму области и выбирать всех депутатов только по партспискам, как предлагает депутат Дмитрий Дорофеев?

– Сейчас не стоит, но в будущем такое решение может быть принято. Я представитель «Единой России» и считаю, что курс президента РФ Владимира Путина на формирование многопартийности абсолютно правильный. Рано или поздно в России должны сформироваться две-три дееспособные политические партии, которые действительно работают с населением – в оптимальном варианте это центристская, правая и левая. Их представители должны заниматься не популистской болтовнёй на выборах, а предлагать в своих программах разные модели развития России.

Если бы у нас в стране, в Ярославской области работали такие партии, то можно было бы выбирать всех депутатов регионального парламента по их спискам. Но пока мы видим только одну партию, которая работает с населением, остальные пока ещё не сложились. В такой ситуации торопиться нам не надо. Депутаты-одномандатники, представляющие интересы своих округов, очень серьёзно цементируют принятие решений в Думе. Как только ситуация созреет для формирования Думы на партийной основе, все это увидят и примут решение. Областные депутаты в марте 2008 года будут избираться по существующей системе: 25 человек по партспискам, и столько же – по одномандатным округам.

– Насколько велика роль депутатов в формировании бюджета региона и контроля за его исполнением?

– Очень велика. Бюджетные вопросы – это основное наше полномочие, вы видите, что исполнительная власть не может сделать практически ни одного шага по использованию денег без законодательного собрания. Пример тому – рассмотрение проекта бюджета области на 2008 год. От губернатора и депутатов поступило более 100 поправок к принятому в первом чтении документу. Как правило, это предложения по выделению денег на строительство и реконструкцию разного рода объектов. Бюджетная комиссия в течение нескольких часов тщательно рассмотрела все поправки. Действительно, иногда могут быть приняты и популистские, неразумные решения, но депутатам и администрации области всё равно придётся прийти к какому-то компромиссу.

– Ярославская область в 2008 году станет дотационным регионом. Хорошо это или плохо?

– Всё достаточно относительно. Можно за пять минут изменить методику расчётов, какой регион является донором федерального бюджета, а какой реципиентом. Но ни состояние бюджета, ни экономики области не изменилось. Да, мы стали дотационным регионом. Размер дотации на будущий год – 613 млн. рублей. Выделили бы ещё больше денег из федерального бюджета, было бы хорошо. А пока поживём и посмотрим.

– Как вы оцениваете решения Госдумы области по увеличению социальных расходов? Удалось ли найти баланс между популистскими обещаниями и финансовыми возможностями?

– Мы перешагнули грань, количество уже принятых попу-листских решений зашкаливает, баланс нарушен в пользу расходов на «проедание». Посмотрите, как каждая семья расходует свой бюджет. Можно пойти в ресторан и потратить все деньги, а можно построить дом, отремонтировать старый, вложить средства в своих детей, то есть в развитие. Инвестиционный климат Ярославской области настолько привлекателен, что многие желают вложить средства в строительство заводов и фабрик, создание туристической инфраструктуры. А мы не можем подготовить площадки для новых производств, потому что тратим средства на социальные программы.

Я всё время задаю вопрос: «Неужели нас не интересует молодое поколение, для которого мы должны создать условия доступности жилья?» Область должна вкладывать бюджетные средства в строительство квартир для молодёжи. Доступность ипотечных кредитов нужна и врачам, и учителям, и работникам культуры, чтобы они могли и себя, и своих детей обеспечить жильём. Неужели нам не нужны новые заводы, которые дадут в бюджет дополнительные налоги, и мы сможем увеличивать социальные выплаты не на проценты, а в разы? Но мы откладываем всё это на потом, сдерживая тем самым и развитие области, и увеличение доходной части бюджета. Мне обидно, что Ярославская область развивается слишком медленно, ведь мы привыкли быть впереди. Почему мы должны отставать от Белгорода, Вологды, а теперь уже и Твери?

– Будет ли в бюджете области на 2008 год увеличена доля расходов на развитие региона – модернизацию ЖКХ, подготовку инвестиционных площадок?

– Да, но на мой взгляд, этого недостаточно. Можно газификацию села провести за три года, а можно за один. В модернизацию ЖКХ и газификацию за счёт бюджета области вкладывается всё больше средств, но нужно сделать ещё больше, темпы работ увеличиваются. До обидного мало вкладывается средств в строительство жилья и заводов – на 2008 год всего 150 миллионов. По сравнению с прошлым годом это много, но по сравнению с потребностью – капля в море.

Необходимо направлять больше средств на строительство детских садов. Нужно продумать механизм компенсации части платежей по жилищному ипотечному кредиту после рождения третьего ребёнка. К 2010 году в Ярославской области будет строиться около миллиона кв. метров в год. Но мы могли бы выйти на эти цифры и раньше, тем самым понизив стоимость жилья, сделав его более доступным.

– Есть ли перспективы для сокращения дефицита областного бюджета, предельная величина которого к концу будущего года обозначена в10 миллиардов рублей?

– Понимаете, в период развития нельзя добиться резкого сокращения бюджетного дефицита, с экономической точки зрения это неправильно. Другой вопрос, что он должен быть контролируем, в случае необходимости его можно было бы сократить. Пока качество инструментов для покрытия дефицита достаточно приличное. Если у нас было много долгов перед банками, гарантий за предприятия, то теперь в основном всё расчищено, основу долга составляют облигационные займы по относительно низким процентным ставкам. А размер дефицита растёт потому, что доходы казны увеличиваются не такими темпами, как аппетиты по использованию средств бюджета.

– Как вы относитесь к решению администрации области повысить зарплату ряду категорий бюджетников с 1 ноября 2007 года на 4,5 процента? Или нужно увеличить ставку единой тарифной сетки всем бюджетникам, как предлагает депутат Владимир Молодкин?

– Давайте подходить к этому вопросу трезво и взвешенно. Ни в коем случае нельзя принимать решение об увеличении ставок тарифной сетки для всех. Это значит, что высокооплачиваемые работники получат большую прибавку, а малооплачиваемые её не заметят. Реализация национальных проектов привела к тому, что зарплата, например, у участковых терапевтов стала достаточно приличной. Естественно, область должна помочь тем категориям бюджетников, которые не получили каких-либо доплат в ходе реализации нацпроектов. Это технические работники в школах, врачи-специалисты, работники детсадов, библиотек, музеев, клубов.

– Началось формирование молодёжного парламента при областной Думе. Это реальный механизм воспитания будущих депутатов или дань моде?

– Мы действительно слабо работаем с молодёжью, а потому жалуемся, что она не ходит на выборы, не проявляет политиче-скую активность. Я приветствую то, что молодёжь привлекают к парламентской деятельности, к выражению и отстаиванию своего мнения. Молодёжный парламент – совещательный орган, призванный вовлечь молодёжь в общественно-политическую жизнь области. В нём будет 50 членов, как и в региональном парламенте, только срок полномочий три года, а не пять. Попасть в молодёжный парламент может любой житель Ярослав-ской области в возрасте от 18 до 30 лет.

С 12 ноября началось формирование молодёжного парламента. В рамках первого этапа от имени областной Думы будут разосланы письма в собрания представителей городов и района, в региональные вузы и реально работающие молодёжные общественные организации, в партии, перешагнувшие пятипроцентный барьер на выборах в Думу. Они смогут делегировать по одному своему представителю в молодёжный парламент. Этот этап должен завершиться 12 декабря. На оставшиеся места можно пройти по конкурсу. Решать, кто достоин, будет попечительский совет молодёжного парламента. Первое заседание молодёжного парламента пройдёт в начале будущего года. Посмотрим, что из этого получится.

– Когда у Госдумы области появится достойное помещение? Когда начнётся строительство нового здания Думы, где и как будут работать депутаты это время? Не грозит ли разрушение или продажа в частные руки памятнику архитектуры XVIII века, в котором сейчас находится региональный парламент?

– Начну с последнего вопроса. Губернатор Анатолий Лисицын принял решение, что весь комплекс зданий на Советской площади Ярославля остаётся административным, в нём будут размещаться органы государственной власти региона. Соответственно администрация области будет заниматься ремонтом и реконструкцией этих зданий, они не уйдут частникам. Принято решение, что будет строиться новый корпус Думы. Правда, ещё пока не определено, где быстрее это сделать – либо во дворе существующего здания на Советской площади, либо на новой площадке на Которосльной набережной, недалеко от военно-финансового института, там же, где планируется построить концертный зал к 1000-летию Ярославля. Весь вопрос во времени. Наша задача как можно быстрее создать для депутатов нормальные условия работы.

В связи с аварийностью здания Думы депутаты нового созыва и аппарат регионального парламента будет размещён в здании напротив, где располагается Ярославская торгово-промышленная палата. ТПП и ряд подразделений переезжают в другое место. Площади там меньше, много неудобств, но иного выхода нет. Заседания Думы будут проходить в 236-й аудитории администрации области. Малые залы будут использоваться для проведения заседаний комиссий и фракций. Это создаст определённый дискомфорт не только для депутатов, но и для администрации области, поэтому все будут заинтересованы в обеспечении нормальных условий работы Думы. Мы планируем, что на это потребуется максимум два года. Необходимо построить новое здание, а нынешнее за счёт областного бюджета должно быть восстановлено. После реконструкции Дума туда вернётся при наличии корпуса во дворе.

– Андрей Геннадьевич, вы работаете председателем Госдумы области два созыва, что является рекордом в нашем регионе…

– Для законодательных собраний других областей это как раз не рекорд, а норма.

– Пойдёте на третий срок?

– Пойду.