Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 18 июня 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/13084/

Лучший опер России живёт в Данилове

рубрика: Политика
Автор: Елена БАТУЕВА

В середине мая в Нижнем Новгороде прошёл конкурс на лучшего оперуполномоченного России по борьбе с экономическими преступлениями. После трёхдневной борьбы (а соревновались опера и в знании уголовного и уголовно-процессуального законодательства, огневой и медицинской подготовке, в секретных дисциплинах, борьбе, спортивных навыках) из 79 претендентов со всех уголков России был выбран лучший. Им стал старший оперуполномоченный Даниловского РОВД Ярославской области Эдуард Надеждин.


Можно сказать, что служба в милиции для Эдуарда – это судьба. Его с детства манила романтика настоящих мужских профессий. Закончив школу на четыре и пять, он, к удивлению учителей, не стал поступать ни в какой вуз, а пошёл работать… грузчиком. «Хотел в армию», – объяснил он.

 

Служил на финской границе, когда вернулся, то тренер по кикбоксингу, которым Эдуард занимался с детства, посоветовал поступать в Нижегородский юридический институт – единственный вуз в стране, где готовят профессиональных оперуполномоченных по экономическим преступлениям. Закончив институт, Эдуард сразу же обзавёлся семьёй – невеста, дочь местного сотрудника милиции, пять лет ждала, когда он закончит учёбу.

 

И начались трудовые будни опера… Молодого специалиста сразу же пригласили на престижную должность – оперуполномоченным ОБЭП Заволжского РОВД города Ярославля, но через три года ему пришлось вернуться в Данилов – у молодых супругов родился ребёнок, а квартирный вопрос оставался нерешённым. В Данилове с женой купили дом-развалюшку, потихоньку приводят его в порядок, воспитывают сына.

 

– Это только в фильмах показывают, что опера всё время бегают за преступниками и стреляют, – улыбается Надеждин, – а в жизни всё по-другому. В основном кабинетная работа – читаешь материалы, анализируешь, думаешь... В этом специфика отдела экономических преступлений.

 

За годы работы со всяким приходилось сталкиваться. В Ярославле брали с поличным чиновника-взяточника – вымогал у предпринимателей деньги, обещая взамен свое покровительство в бизнесе. В Данилове тоже «прихватывали» власть имущих. Например, бывший глава района Анатолий Иваницкий решил благоустроить земельный участок своего сына за счёт муниципальных средств. Правда, когда началась проверка, деньги в кассу муниципального предприятия, которое занималось строительством, были внесены, и до суда дело не дошло.

 

Приходилось сталкиваться и с рейдерством. Оно оказалось по-сельски незатейливым. Некая гражданка, которая арендовала помещения в здании местного РСУ, подделала документы о том, что на общем собрании акционеров предприятия ей был продан контрольный пакет акций предприятия, а также акты приёма-передачи здания, и на основании этих документов… перерегистрировала в налоговой инспекции предприятие на своё имя.

 

– Когда мы начали раскручивать это преступление, – рассказывает Эдуард Надеждин, – на нас началось сильнейшее давление со стороны этой женщины. Она заказывала материалы в местных СМИ, которые выставили её пострадавшей от произвола «нечистых на руку оперативников», очерняла членов наших семей. Только ничего не добилась, потому что давить на нас бесполезно. Мы свою работу всё равно делаем по закону.

 

Впрочем, дела по чиновникам и рейдерам – это редкость в практике РОВД. Чаще всего борцам с экономической преступностью приходится работать с «текучкой». Слушаешь опера и удивляешься простоте сельских преступников. Той самой, которая, по меткому определению народа, «хуже воровства». Студент приобрёл компьютерную технику и решил её испытать. Напечатал на новеньком принтере пятидесятирублевые купюры. Приехал домой в свою родную деревню и давай этими купюрами рассчитываться в магазине. Заплатил ими и за ремонт машины двоим односельчанам. Правда, потом сказал, что купюры ненастоящие, но те уже их пустили в оборот. В результате все трое получили сроки за фальшивомонетничество.

 

Другая история. Сеть салонов сотовой связи открыла в Данилове торговую точку. Управляющим менеджером назначили местного жителя. Однако часть денежных поступлений он отправлял не в московский офис, а себе в карман. Вскрылось это, когда убытки составили уже порядка 2 миллионов рублей. Менеджер же и в ус не дул – обедал и ужинал в ресторане, ездил исключительно на такси, развлекался в зале игровых автоматов, сделал ремонт в квартире. В итоге – 5 лет лишения свободы. Индивидуалки Пензы dosug-58.info не благодари ;)

 

Вот ещё пример. В прошлом году в Даниловском суде было рассмотрено 6 уголовных дел по даче взятки должностному лицу – сотруднику ГИБДД. Но привлекались к ответственности не те, кто брал, а те, кто давал – автомобилисты, предпочитающие заплатить «штраф на месте». Им не повезло – сотрудники отдела по борьбе с экономической преступностью Даниловского РОВД в это время проводили операцию по выявлению фактов дачи взяток. Правда, отделались взяткодатели условными сроками.

 

– Что, на ваш взгляд, мешает работе, тормозит процесс раскрытия преступлений?

 

– Хотелось бы большего взаимодействия с другими государственными структурами, – говорит Эдуард. – Сейчас, к сожалению, нам больше оказывают противодействие, нежели содействие. Та же районная администрация, если и выявляет в ходе своих проверок нарушения в подотчётных ей структурах, не спешит информировать нас, предпочитает «не выносить сор из избы». Вот был случай – в Даниловском районе открылся детский реабилитационный центр «Родничок» для детей из неблагополучных семей. Финансируется центр из федерального и областного бюджетов. Директор центра дала указание бухгалтеру ни в чём не отказывать завхозу. Деньги на нужды центра отпускались, а вот финансовых отчётов в бухгалтерию не предоставлялось. Выяснилось это в ходе проверки центра районной администрацией. Однако информацию эту оперативники узнали по своим каналам, а вовсе не из официальных сообщений.

 

Как выяснили в ходе расследования сотрудники Данилов­ского ОБЭП, завхоз просто-напросто присваивала детские деньги. Растрата составила около 300 тысяч рублей. В итоге женщина по решению суда вернула деньги в кассу и… осталась работать в центре в прежней должности.

 

– Выходили с ходатайством о её увольнении, но в администрации разводят руками: некому работать! – вздыхает Эдуард.

 

Ещё один бич современности – несовершенство законов, развязывающее руки преступникам. В последние годы в Даниловском районе участились случаи незаконной рубки леса. Каждый месяц возбуждается несколько дел по этой статье. Но обвиняемые отделываются условными сроками и штрафами. Причина, как считают сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями, – отсутствие лицензирования на вырубку леса.

 

Лес, некогда считавшийся народным достоянием, теперь продаётся с аукциона всем желающим и без разбора уничтожается под корень. Дельцы-лесозаготовители уже отработали свою технологию: покупают небольшую делянку, а затем рубят всё подряд.

 

В нынешнем году среди многочисленных задержанных за это преступление граждан оказался даже сотрудник Даниловского РОВД. Он приобрёл делянку, нанял рабочих и давал им распоряжения рубить деревья не на отведённой ему территории, а самые лучшие участки леса в округе. Пришлось ему за жадность поплатиться погонами и условным сроком.

 

– Честно говоря, такой случай с сотрудником милиции первый за всю мою практику, – говорит Эдуард. – Человек, можно сказать, сам подписал себе приговор. Ведь у нас, как в деревне, все друг друга знают. И теперь вряд ли он сможет где-то найти себе работу – клеймо нечистого на руку человека будет его преследовать повсюду.

 

В Данилове работа милиционера считается престижной и хорошо оплачиваемой. Рабочие сельхозпредприятий и местного сырзавода получают от двух до пяти тысяч рублей. По сравнению с этим зарплата оперуполномоченного в 13 тысяч рублей кажется огромной. А потому штат РОВД почти полностью укомплектован, вакансий практически нет.

 

– Наверное, кому-то это покажется странным, но у нас в глубинке ещё сохранился престиж милиционера, – рассказывает Эдуард. – Люди нас уважают и обращаются со своими проблемами, зная, что им обязательно помогут. И зачастую не только по экономическим делам.

 

В прошлом году коллега Эдуарда – оперуполномоченный Михаил Галкин – задержал убийцу. Вечером, возвращаясь с работы, услышал, что кричит женщина, побежал и подоспел вовремя – убийца, ударивший женщину ножом в спину, прижал её к земле и пытался свернуть ей шею. Михаил задержал преступника, вызвал по сотовому телефону подмогу. Оказалось, что в этот вечер нападавший уже успел убить двух мужчин. Не подоспей вовремя опер – был бы и третий труп. Как потом выяснилось, Михаил спас сразу двух человек – женщина была беременна и потом в положенный срок родила.

 

Эдуарду тоже приходилось задерживать преступников. Грабителей на даче сотрудника УВД, которые ночью пытались обворовать дом, гастролёров-фальшивомонетчиков, приехавших из Москвы сбыть фальшивые денежные купюры.

 

Есть у Эдуарда Надеждина мечта – переехать в большой город, работать в крупном отделе ОБЭП, раскрывать многомиллионные уголовные преступления. Но приходится мириться с тем, что есть – жизнь в большом городе с семьёй оперу не по карману, а разлучаться с женой и сыном Эдуард не хочет.

 

Впрочем, грамотные специалисты и в глубинке нужны. Сейчас Надеждин работает над делом по незаконному банкротству муниципального предприятия, в котором замешаны работники районной администрации.

 

– Что дала победа в конкурсе? Звание лучшего опера страны греет душу?

 

– Конкурс подвёл черту под определённым этапом моей деятельности, дал толчок к дальнейшему развитию. Останавливаться на достигнутом нельзя, надо развиваться, профессионально расти. Думаю, что этому поможет реорганизация, которая в июле будет проходить в органах милиции. Наш отдел будет выведен из состава РОВД, и мы войдём в областную структуру, то есть уже будем расследовать преступления не только в Даниловском районе, а и в других районах области.

 

А что касается звания лучшего опера России, то думаю, что это всё условность. Настоящие «лучшие опера» в конкурсах не участвуют, спокойно работают, возвращают государству похищенные миллионы и при этом остаются неизвестными героями. Эти люди для меня пример и стимул. На них хотелось бы равняться.