Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 19 августа 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/13853/

В интересах жителей города, Работать с чувством гражданской ответственности

рубрика: Политика
Автор: Ярослав МАЙБОРОДА

До выборов в муниципалитет Ярославля осталось не так много времени. А чем запомнился депутатам четвёртый созыв городского представительного органа? О проделанной работе рассказали руководители двух постоянных комиссий.


Анатолий СЕРГЕЕВ, председатель комиссии по экономике, муниципальной собственности и развитию города.

– Анатолий Фёдорович, что удалось сделать за четыре года?

– В нашей комиссии, исходя из её названия, работа ведётся по трём направлениям. Первоочередными являются те, что связаны с комплексным развитием Ярославля. Мы приняли ряд решений, касающихся перспектив расселения ветхого и аварийного жилья, развития инженерной городской инфраструктуры. Велось строительство новых больниц и поликлиник, происходила установка остановочных комплексов и детских городков, асфальтировались дороги. В плановом порядке решались вопросы, связанные с управлением и продажей муниципальной собственности, оценивалась эффективность работы муниципальных унитарных предприятий. По каждому из них была разработана подробная программа деятельности. Также в период нашей работы происходил переход от прямого управления муниципальной собственностью к её акционированию. Хочу сказать, что эти вопросы были непростыми, но все они решались в коллективном порядке, с учётом мнения абсолютного большинства депутатов. Помимо глобальных проблем мы решали и ежедневные вопросы, такие как уборка мусора, работа «Водоканала», сберкасс, почты. Впервые было принято решение о развитии инфраструктуры частного сектора.

Хочу также отметить, что основные проблемные вопросы развития Ярославля пришлись как раз на наш созыв. Обсуждались перспективы выделения земельных участков, шло обсуждение Градостроительного кодекса, решались вопросы застройки микрорайонов и социального строительства. Была разработана генеральная схема транспортных магистралей, произошло реформирование большого количества транспортных предприятий. Все эти задачи мы старались решать с точки зрения здравого смысла и интересов горожан. Мы не политическая организация, а орган местного самоуправления и занимаемся решением прагматических вопросов. Ну и, конечно, нам было бы трудно работать без поддержки ярославцев.

– Вы одновременно являетесь доцентом РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина. Помогают ли научные теоретические знания и научный опыт работы в повседневной депутатской деятельности?

– Конечно, весь багаж предыдущего опыта отражается на деятельности депутата. Мной написано достаточно большое количество научных книг, исследований. Это помогает при работе в профильной комиссии муниципалитета. Тем более что вопросами экономики я занимаюсь профессионально, являясь генеральным директором и председателем совета директоров группы компаний.

Кроме того, я депутат от 5-го одномандатного округа, который расположен в Дзержинском районе. В своё время строил здесь кинотеатр «Октябрь», Дворец пионеров, парк имени тридцатилетия Победы. Так что округ для меня не чужой. Свой опыт я стараюсь использовать на благо района и своих избирателей, многих из которых знаю лично.

– А какая работа была проделана в рамках подготовки к тысячелетию Ярославля?

– На мой взгляд, тысячелетие – это не только праздничные мероприятия. Для меня юбилей Ярославля – это будничная работа по перспективам развития города, изменению его облика. Наша комиссия в этом смысле вела активную деятельность. Ежеквартально на заседаниях обсуждались мероприятия по подготовке к тысячелетию. Рассказывать обо всех важных объектах, я думаю, нет смысла. Читатели о них и так знают. Самое главное – это ежедневная работа по улучшению жизни горожан. Здесь ещё многое предстоит сделать. После 2010 года работа должна только ускоряться. Нам иногда недостаёт внимания и заботы о каждом человеке. А это и есть основная задача при подготовке к тысячелетию Ярославля.

– Как вам удаётся совмещать обязанности председателя одной комиссии с работой в другой – по вопросам городского самоуправления, законности и правопорядку?

– Это не совмещение деятельности. Любые вопросы местного самоуправления – это вопросы участия горожан в управлении городом. Мы много можем сделать для успешного развития Ярославля. Если говорить о работе комиссии, то на её заседаниях приняты решения об инициативе граждан, о проведении собраний. Практически ни один объект, который начинает строиться без обсуждения граждан, проживающих рядом, не принимается. Поэтому постепенно происходит процесс пересмотра гражданского самосознания. Кроме того, я возглавляю Ярославское отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Это тоже часть общественного самоуправления. Здесь предприниматели пытаются решать не только задачи своего бизнеса, но и вопросы их участия в жизни Ярославля. Мне это близко и знакомо. Человек не должен быть равнодушным ни к чему.

Владимир МАТРОСОВ руководит в муниципалитете комиссией по бюджету, финансам и налоговой политике.
– Владимир Григорьевич, в муниципалитете вы курируете финансово-экономический сектор. Почему выбрали именно это направление работы?

– Комиссию по бюджету, финансам и налоговой политике я возглавляю на протяжении всех четырёх созывов муниципалитета, с самого начала его работы. В 90-е годы самой главной проблемой являлась именно нехватка денежных средств. На город возлагалось очень много обязанностей: нужно было принимать жилой фонд, как-то сохранять детские сады, выплачивать зарплату работникам предприятий. Тогда мы работали с законодателями, принимались нормативные акты о бюджетном процессе, весомая часть налогов собиралась в городе. Масса задач, решаемых в этой сфере, требовала профессионального подхода. Безусловно, формирование бюджета, его распределение во время постоянно меняющейся экономической политики в этот переходный период было очень сложной задачей. Но мне как депутату и руководителю крупного строительного треста она была интересна.

– А чем запомнился именно четвёртый созыв?

– Спокойной работой, как ни странно. Есть такой анекдот. Одна семья живёт хорошо: муж работает, жена ведёт хозяйство, у них подрастают дети. А в другом семействе постоянно ругаются, ссорятся, во всём обвиняют друг друга. Но при этом смотрят на вторую семью и удивляются: ну до чего же скучно живут! Я считаю, что когда всё «скучно» и спокойно в вопросах бюджетной сферы – это очень хорошо. И последний созыв запомнился как раз нормальным формированием бюджета. Был отмечен высокий уровень планирования и проработки вопросов этой сферы. Выполнялись целевые программы, решались другие задачи, относящиеся к ведению комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике. В общем, шла стабильная работа. Конечно, существовали и определённые трудности. У нас сегодня очень хороший бюджет развития. Но деньги нужно осваивать. И главным тормозом в этом вопросе сегодня являются огромные бюрократические барьеры. Простой пример из близкой мне сферы строительства. Необходимо было построить небольшой дом на 16 квартир. Так экспертиза инженерных изысканий стоила в десять раз дороже, чем сами изыскания. А вся работа ведь уже проделана!

Что же касается непосредственной работы в округе, то здесь моя позиция проста. Неф­тестрой – это тот район, где живут работники нефтеперерабатывающего завода, «Ярнефтехимстроя», других предприятий нашей отрасли. Поэтому, независимо от того, являюсь я депутатом или нет, мне необходимо решать вопросы развития нашего района, вопросы под­держки людей. Ко мне обращаются и старосты домов, и пенсионеры, и многодетные матери, и работники нашего предприятия. Стараюсь оказывать им помощь, уделять внимание всем. Из прибыли «Ярнефтехимстроя» выделяются деньги на социальную сферу, на реконструкцию дорог, на спорт (волейбольный клуб «Нефтяник»). То, что я одновременно являюсь депутатом муниципалитета и директором предприятия, помогает решать многие вопросы по округу более оперативно.

– Существуют различные мнения о специфике депутатской работы. Одни считают, что народные избранники должны быть исключительно юристами, разрабатывать нормативно-правовые документы. Другие видят смысл депутатской деятельности в решении хозяйственных вопросов, третьи считают главным работу в социальной сфере. А что является приоритетным, на ваш взгляд?

– Я, не уставая, повторяю, что мэрия и муниципалитет представляют как бы единый орган управления. Он, как известно, не обладает законодательной инициативой. Решение хозяйственных и социальных вопросов, безусловно, входит в компетенцию муниципалитета. Но главное, чтобы их решением занимались профессиональные люди, специалисты в своём деле. И сферы их деятельности должны быть разными. Ведь работа ведётся разноплановая. Среди наших депутатов есть и врачи, и учителя, и строители, и руководители предприятий. Все они общаются с людьми, знают об их проблемах. И на основе своего опыта и знаний способны помочь в решении этих проблем. Поэтому самое важное в работе депутатского корпуса – это подходить к делу профессионально и с чувством гражданской ответственности.