Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 15 ноября 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/14986/

Зачем кормить жучков­посредников?

рубрика: Политика
Автор: Валерий ПРОХОРОВ

Отношение сельских товаропроизводителей к ушлым предпринимателям, которых в народе кличут перекупщиками, а то и спекулянтами, можно охарактеризовать расхожей формулой: от любви до ненависти – один шаг. С одной стороны, селяне отмахиваются от залётных коробейников, как от слепней, раздражающих своей назойливостью. А с другой, при устойчивом, как портальный кран, равнодушии государства к проблемам сельхозтоваропроизводителей, постоянно озабоченных сбытом продукции, крестьянам ничего другого не остаётся, как поворачиваться лицом к этим самым посредникам. Ясно, что в конечном итоге надуют, скупят товар по дешёвке, чтобы потом загнать на сторону те же картошку, капусту или говядину втридорога. Есть ли выход из этой ситуации?


На днях в департаменте АПК Ярославской области приглашённые на совещание руководители сельхозпред­приятий, начальники сельхоз­управлений, главы крестьянских и фермерских хозяйств обсуждали в присут­ствии директора департамента Валентина Филиппова давний больной вопрос, связанный с реализацией продукции.

Представители Ярославского, Ростовского, Угличского районов, агрофирмы «Пахма», колхоза «Горшиха», других хозяйств, где традиционно выращивают много овощей, говорили о цивилизованном рынке как о голубой мечте.

Выслушав традиционные осенние стенания селян (их понять можно: урожай в закромах, а вот куда его девать теперь – большой вопрос), директор департамента госзаказа Ярославской области Павел Батищев без обиняков заявил, что, дескать, многие здесь по­просту ломятся в открытые двери.

– Мы для того и существуем, чтобы максимально поддержать родного товаропроизводителя с помощью такого мощного рычага, каким является федеральный закон, призванный регулировать взаимоотношения между госзаказчиком и, как в данном случае, производителями сельхозпродукции, – напомнил Павел Анатольевич. – На самом деле путь к заказчику прост, как кочан капусты – это аукцион, победитель которого может в оптимальном для себя режиме реализовать товар в пределах своей области. Но, к сожалению, не так-то много желающих участвовать в таких аукционах.

На что последовали реплики:

– Слишком много разных хитроумных бумаг нужно заполнить, причём в ограниченные сроки. Верблюду проще пролезть в игольное ушко! Малейшая ошибка в документах, и всё идёт насмарку.

– А между тем ваши конкуренты ухитряются оформить всю необходимую документацию буквально за сутки, – как бы в укор сельским руководителям сказал Батищев.

Получается, что посредники, не пахавшие и не сеявшие, не имеющие товара, но внимательно читающие законы, оказываются при наваре.

В конце концов пришли к единому мнению: надо при департаменте госзаказа срочно организовать курсы, чтобы обучить представителей сельхозпредприятий быстро и качественно «работать с документами».

В самом деле, ну неужели проще вырастить обильный урожай моркови, свёклы и капусты, чем разобраться в каких-то бумажках! Сколько можно отдавать без боя добытый тяжёлым трудом урожай на откуп расторопным делягам, не нюхавшим сельскохозяй­ственного пороху, но научившимся ловко «заряжать» в нужный момент нужных людей… И всё это, извините, – следствие крестьянской неразворотливости, заскорузлого мышления, нежелания или неумения освоить компьютер, которым сейчас умеют пользоваться даже дети в старшей группе детсада. Да за тем же федеральным законом, в котором буквально разжёвываются права и обязанности тех, кто имеет желание цивилизованно торговать произведённым собственными руками товаром, иные сельские руководители так и не научились ещё «залезать» в Интернет. И это в XXI веке!

Трудно сказать, успеют ли селяне пройти «ликбез» в департаменте госзаказа до конца года, чтобы принять участие в аукционах и затем, победив в конкурсе, с пользой для своего предприятия сбыть наконец свой нужный людям товар. Но уже сейчас известен план закупок сельхозпродукции по госзаказу в Ярос­лавской области на 2009 год. Примерно на 200 миллионов рублей есть возможность в будущем году реализовать сельхозпродукцию. В том числе овощей – на 22,5 миллиона, мясной и молочной продукции соответственно на 38 и 43 млн. рублей, хлеба – на 17 миллионов.

Но пока особой активности в стане сельхозтоваропроизводителей не наблюдается. Директор ГУ Ярославской области «Содей­ствие» Ирина Филиппенко сделала, по её словам, бессчётное количество звонков большим и малым сельским начальникам, приглашала их принять участие в аукционах, но в ответ лишь невнятные, робкие отговорки. Вот и выходит, что в сухом остатке – потерянные по своей же вине десятки тысяч рублей, что можно приравнять к сотням центнеров оставленных в поле овощей, тысячам литров молока, десятку тонн неубранной картошки. Не обидно?