Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 27 февраля 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/15982/

Виктор РОГОЦКИЙ: «КПД думы измеряется качеством принятых документов»

рубрика: Политика
Автор: Олег Бурмистров

В эти дни ярославская областная дума отмечает свое 15-летие. А в начале марта исполнится ровно год с момента избрания депутатов 5-го созыва. Обе эти даты - хороший повод для того, чтобы оглянуться назад, подвести некоторые итоги сделанного органом законодательной власти, дать оценку современного этапа, наметить планы на будущее. Сегодня мы беседуем с председателем областной думы Виктором Рогоцким.


- Виктор Викторович, вы ведь и сами избраны депутатом думы уже в третий раз, работаете девятый год. Какие изменения произошли за это время в составе думы? В стиле ее работы?
- Конечно, областная дума меняется. Меняется ее качественный состав, изменилась за последние годы и сама система выборов депутатов. Первые три состава думы формировались исключительно в ходе выборов по одномандатным избирательным округам. А начиная с четвертого созыва выборы проходят по смешанной системе, когда половина депутатов избирается по одномандатным округам, а вторая половина - по партийным спискам. В будущем, вполне возможно, избирательная система будет снова изменена и уже все депутаты думы будут избираться только по партийным спискам.
- Какая система лучше?
- По разному можно к этому относиться. Одни видят в переходе к выборам по партспискам ущемление демократии, другие наоборот, ее развитие. Мне кажется, что выборы по партийным спискам лучше соответствуют нынешнему этапу развития нашего общества и послужат развитию демократических основ избирательной системы. Они позволят сократить расходы, сэкономить те средства, которые тратят депутаты-одномандатники на свое избрание. Разные источники называют разные цифры, но ясно, что фирмы политтехнологов берут весьма существенные деньги за то, чтобы провести избирательную компанию таких депутатов и обеспечить их избрание. Нередко при этом используются нечестные методы предвыборной борьбы. А для избирателя гораздо проще ориентироваться, когда выборы проходят по партийным спискам. Ведь одно дело, когда принимаешь решение опираясь только лишь на обещания какого-либо кандидата в депутаты, который представляет только самого себя, и совсем другое, когда за кандидатом стоит политическая партия, когда можно ориентироваться на авторитет партии, ее программу, на ее конкретные дела. Да и спросить за результат с партии победившей на выборах можно конкретнее и жестче, чем с депутата-одиночки.
- А изменение избирательной системы уже дало какой-то результат?
- Конечно. Раньше, когда все депутаты были избраны по одномандатным округам, в работе думы сильнее чувствовался популизм. Каждый старался выделиться, между депутатами начинались внутренние разборки, конфликты и это мешало работе, снижало ее эффективность. А нашим избирателям нужны не внутридумские интриги, им нужен работоспособный орган законодательной власти эффективно решающий конкретные проблемы нашего региона. Возможно, некоторые депутаты и руководители фракций на меня обижаются, но я все время стараюсь напоминать о том, что выступить на заседании думы, это еще не значит решить вопрос. Красиво выступить, показать себя перед избирателями - это не главное в нашей работе. Главное - разработать качественный документ, провести его через все согласования во многих инстанциях и, наконец, принять его на заседании думы, передать его на подпись президенту. Вот главный результат работы законодательного органа. А для этого необходимы не столько пламенные речи и бурные дебаты, сколько нужна подчас незаметная, рутинная, но квалифицированная работа, нужен учет многих аспектов, мнений и предложений, поиск компромиссов. Нужно сотрудничество многих ведомств и многих политических сил.
- Но полное согласие и единомыслие еще не гарантирует хороший результат...
- Да, и я не сторонник того, чтобы дума была однопартийной. Конечно, необходим диалог разных политических сил, каждая из которых имеет свою идеологию, свою программу, опирается на свои определенные социальные слои избирателей. Сейчас, как вы знаете, большинство депутатов областной думы представляют партию «Единая Россия». Нравится это кому-то или нет, но такова была воля избирателей отдавших большинство голосов представителям этой партии. Вместе с этим в думе работают фракции КПРФ, ЛДПР, партии «Патриоты России». Из крупных партий страны в нашей думе отсутствует лишь партия «Справедливая Россия» - как вы знаете она была снята с выборов решением Верховного суда из-за ошибок допущенных руководством партии. Есть также ряд небольших партий, которые не прошли в думу. Например, партия «зеленых». Цели этой партии многим из нас близки, но видимо на сегодняшний день они не столь актуальны, поэтому партия пока не получила достаточного количества голосов избирателей. Но так или иначе, сегодня в областной думе представлен достаточно широкий спектр политических сил нашего общества и это позволяет нам принимать оптимальные взвешенные решения.
- Какие наиболее значимые законопроекты были приняты областной думой?
- Их много. Только за минувший год депутатами 5-го созыва принято более 70 законов и около 300 постановлений. Причем, надо заметить, что качество работы с документами, порядок прохождения законопроектов заметно улучшилось. Улучшилось и взаимодействие областной думы с органами исполнительной власти - с областным правительством и его департаментами, с мэрией Ярославля и вообще с органами местного самоуправления, с федеральными министерствами. Вообще же, я не сделаю большого открытия, если скажу, что самый главный закон, над которым мы постоянно работаем, в который почти каждый месяц вносим поправки, это закон об областном бюджете. В нем, в бюджете, комплексно отражаются все аспекты жизни нашего региона, все его проблемы и все пути решения этих проблем.
- В условиях кризиса это, наверное, особенно сложно?
- Конечно, сейчас мы оказались в такой ситуации, что говорить об успехах вообще трудно. Коррективы в экономическую политику области приходится вносить буквально на ходу. Не мы в этом виноваты. Пирамиду, аналогичную той, что создал в свое время Мавроди, построили на этот раз в США. И вот она рухнула. Это породило массу проблем во всем мире. Однако есть определенная вина и руководителей нашей страны, других стран мира. Вина в том, что оказались не готовы. В сущности, все ведь давно чувствовали, что диспропорции в мировой экономике есть, что они нарастают, но этому не придали большого значения. Относились, как к насморку, который скоро сам пройдет. И не смогли предвидеть, что это обернется такими серьезными проблемами для здоровья экономики всего мира. Это ведь как цунами. Предотвратить его нельзя, но подготовиться было можно, если бы вовремя предупредили. Хорошо еще, что наша страна за последние годы накопила некоторый стабилизационный фонд. Но вот времени для того, чтобы диверсифицировать экономику, уйти от зависимости от экспорта энергоносителей и другого сырья, не хватило.
Да и вообще общество попало в ловушку. Во время экономического благополучия началось массовое кредитование граждан. Люди ошалели от доступности банковских кредитов, которые можно было оформить за пять минут в любом супермаркете. А теперь попали из огня да в полымя - банки требуют возврата, людям выплачивать кредиты нечем, банки просят помощи государства. Но если вы банкиры, то должны же были предвидеть такое развитие ситуации?!
- И что теперь делать?
- Универсального рецепта от кризиса нигде в мире пока нет, лекарство еще не найдено. Принимаются локальные меры по стабилизации финансового сектора, по поддержке производителя, по развитию малого бизнеса, по снижению банковских ставок, по предотвращению безработицы... Конечно, со временем экономика восстановится, но сейчас предстоит трудный период. Неизбежно будет некоторое снижение жизненного уровня населения. И нам важно сделать так, чтобы на малообеспеченных, социально незащищенных слоях населения это сказалось бы в меньшей степени. Сейчас уже приняты решения о том, чтобы пенсии росли быстрее, чем инфляция, принята программа борьбы с безработицей, создания новых рабочих мест. Делаются шаги по поддержке крупных градообразующих промышленных предприятий области.
Вообще, я думаю, в условиях кризиса неизбежно более широкое государственное регулирование экономики. Финансовая помощь предприятиям будет оказываться под залог их акций, а это означает огосударствление большого ряда предприятий и даже целых отраслей наиболее важных в стратегическом отношении.
Во многом мы будем пересматривать подходы к разным проблемам. Вот например, мэр Москвы Юрий Лужков много лет планомерно боролся за искоренение «блошиных рынков», за то, чтобы вся торговля велась в закрытых помещениях и под контролем санитарных и прочих других инспекций. Но теперь, в условиях кризиса, он же говорит о необходимости восстанавливать мелкую торговлю. Потому что на маленьких рынках временно безработные граждане найдут себе какую-то небольшую занятость, смогут получить какой-то доход.
Что поделать, приходится смотреть в лицо реальности. И некоторым людям, которые уже привыкли к хорошим доходам, регулярным походам по супермаркетам и несколько оторвались от российской действительности придется внести некоторые коррективы в свои представления о жизни.
- А какие меры планирует принимать областная дума?
- Сейчас нам предстоит внести коррективы в областной бюджет. Поступления в него сократятся, поэтому придется пересмотреть и расходы, какие-то программы отложить или сократить с тем чтобы сохранить расходы на главное - на выполнение социальных обязательств государства, на оказание поддержки пенсионерам, ветеранам и инвалидам, на оплату труда работников бюджетной сферы. Понадобятся и меры по развитию малого бизнеса, так как эта отрасль экономики может обеспечить быстрый рост и создание новых рабочих мест. Вообще сейчас важно подхватывать инициативу снизу и поддерживать ее соответствующими законами.
- С какими проблемами к вам чаще всего обращаются избиратели?
- За прошлый год на приеме у депутатов областной думы побывали более одиннадцати с половиной тысяч избирателей. Традиционно наибольшее число обращений граждан связано с проблемами социального обеспечения, с жилищными вопросами, с проблемами жилищно-коммунального хозяйства. В начале этого года особенно много людей обращались по вопросу о новых тарифах жилищно-коммунальных услуг. Это и понятно - тарифы существенно выросли. В прежние, сравнительно благополучные времена была начата программа реформирования и технического обновления отрасли в ходе которой сознательно был предусмотрен опережающий рост тарифов, рост превышающий уровень инфляции. Сейчас это оказалось нелегким бременем для большого числа квартиросъемщиков.
Решать эту проблему нужно взвешенно. Некоторые предлагают сейчас такую меру, как замораживание тарифов. На первый взгляд идея привлекательная. Но ведь это приведет к тому, что в самом скором времени мы можем получить стремительный рост числа аварий на водопроводах, теплосетях и так далее. К тому что остановится процесс газификации многих населенных пунктов области, а в стране прекратится разработка новых месторождений нефти и газа. Необходим более осторожный подход. Основы для него мы заложили и ранее. Это уже принятые нами и действующие сейчас положения о том, что рост тарифов не должен превышать рост доходов населения, а также о том, что предельный уровень расходов на ЖКХ должен составлять не более 14 процентов от бюджета семьи. Созданная система жилищных субсидий в целом обеспечивает необходимый уровень социальной защиты малообеспеченной части населения. Есть, конечно, проблемы у тех, кто недавно потерял работу или перешел на сокращенную рабочую неделю и стал зарабатывать меньше, чем прежде. Тут возможно от нас потребуются коррективы в системе начисления субсидий.
В принципе, и тут и в любом другом вопросе депутаты не должны увлекаться популизмом. Нужно взвешенно и всесторонне рссмотреть и обсудить существующую проблему и найти оптимальный путь ее решения с учетом мнения всех заинтересованных сторон.