Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 21 июня 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/28630/

Физкультура по закону

рубрика: Политика
Автор: Ирина КОСУЛЬНИКОВА.

«Северный край» уже сообщал о том,


что в областной Госдуме рассматривается проект закона «О физической культуре и спорте в Ярославской области» (см. номер за 31 мая, «Здорово тело – крепче дело»). Разработка этого законопроекта была инициирована депутатом Вячеславом Блатовым, и по предложению его коллег из постоянной комиссии по социальной политике Владимира Молодкина и Владимира Махаличева данная тема стала предметом обсуждения на «круглом столе», за которым собрались руководители профильных департаментов администрации Ярославской области, мэрий Ярославля и Рыбинска, директора детских спортивных школ и учреждений, представители спортивных объединений и общественных организаций. Несмотря на то, что одноимен- ный федеральный закон был принят еще в 1999 году, все участники обсуждения сошлись на том, что в отдельных моментах он прописан недостаточно четко и восполнить пробелы вполне целесообразно на областном уровне. К тому же мы не станем первопроходцами на этом пути, ведь аналогичные законы уже приняты в ряде регионов России, и данная практика дает положительные результаты. Например, в Краснодарском крае област-ной закон направлен на улучшение материальной базы спортивных учреждений и финансового положения работников физической культуры. По мнению собравшихся за «круглым столом», и в законе Ярославской области принципы и механизмы финансирования должны быть обозначены максимально четко. Михаил Понарский, первый заместитель директора департамента по физической культуре и спорту Рыбинской администрации, предложил вспомнить старый, проверенный способ решения проблемы массового спорта: – Нужно, как и прежде, определенный процент от оплаты коммунальных услуг направлять на спортивно-массовую работу с населением. На сегодняшний день у нас практически вымер дворовый дет-ский спорт. В муниципальных округах нет средств на содержание спортивных площадок. Хоккейные корты раньше в каждом дворе были – не стало. Позакрывались комнаты школьника, которые занимались организацией досуга ребят по месту жительства, – нечем стало платить педагогам. Чтобы возродить эту систему, необходимы средства. Достаточно каких-нибудь 0,5 процента от квартплаты – будут и корты, и спортплощадки, и люди. Но муниципальные органы власти не могут сами принимать такие решения – не их компетенция. А бесплатный, доступный спорт, бесспорно, нужен, ведь не у каждого есть возможность посещать бассейны и тренажерные залы, заниматься в секциях. Тему развития массовой физкультуры и дворового спорта поддержали и остальные участники «круглого стола». Но возрождать добрые традиции, по мнению председателя женского клуба «Виктория» Надежды Соцковой, нужно с пропаганды здорового образа жизни и воспитания подрастающего поколения на этой идеологии: – В федеральном законе этого нет, но в местном первой строкой следует прописать именно пропаганду здорового образа жизни. А то у нас сплошная реклама пива да табака. Пусть с нее идут отчисления и на социальную рекламу. Кроме того, если развитие массового спорта упирается в денежную проблему, то почему бы не обратить внимание на так называемую околоспортивную индустрию. У нас широко развито производство всяких бейсболок, маек, кроссовок. Эта продукция пользуется спросом. Можно же обязать производителей делать определенные отчисления за использование спортивной атрибутики. На местном уровне можно решить и вопрос о развитии физкультуры в школах, увеличить число уроков. Тот же массовый спорт на местах. Но последнее предложение председателя клуба «Виктория» разбилось о железные доводы начальника управления образования мэрии Ярославля Александра Прямицина: – Я согласен с тем, что нужно усилить работу по месту жительства. Но что касается уроков физкультуры, то должен отметить, что директора школ не вправе самостоятельно перекраивать учебный процесс. Кроме того, в последние годы из школ идет постоянный отток кадров: молодых специалистов с хорошим образованием не устраивает учительская зарплата. Школы сейчас держатся на старых педагогах, которые работают на две – две с половиной ставки. Образовавшийся людской провал не позволит обеспечить увеличение числа уроков. Нет и достаточного материального обеспечения учебного процесса. Это не секрет, что не хватает самого элементарного спортивного инвентаря: мячей, сеток, скакалок... И мы вновь упираемся в проблему недофинансирования. Но есть и другой важный момент: в законе следует урегулировать вопрос с использованием спортивных объектов. Ведь наши спортивные секции и школы, которые обеспечиваются по линии образования, зачастую не имеют собственной базы. Бассейны и спорткомплексы, принадлежащие предприятиям, взвинчивают такую арендную плату, что нашему управлению она не по силам. Вот выселит университет теннисистов из здания на улице Полушкина роща, и тенниса у нас в городе больше не будет. Нужно продумать механизмы защиты детских спортивных учреждений. Они не могут работать по принципам коммерческого предприятия. Поддержал коллегу и заместитель директора департамента образования администрации Ярославской области Михаил Груздев: – Мы обязаны всем обеспечить возможность бесплатно заниматься спортом. Но с тем состоянием материальной базы, что имеется у нас сегодня, это крайне проблематично. Шестьдесят миллионов рублей требуется только на первоочередной ремонт спортивных сооружений. Можно продекларировать очередную норму в очередном законе, но куда важнее проработать механизм ее выполнения. Наши специалисты уже три года занимаются анализом ситуации с развитием регионального образования, и они готовы принять участие в доработке предложенных на обсуждение документов. Первый заместитель директора департамента по физической культуре и спорту администрации области Борис Шутов предложил уже сейчас создать рабочую группу для проработки всех затронутых вопросов, а для успешной реализации норм нового закона восстановить разрушенную вертикаль власти – от департамента до спорткомитетов на местах: – Ведь в муниципальных округах ситуация еще хуже, чем в областном центре и крупных городах. Мы заводим речь о новых источниках финансирования, но и те средства, что прописаны в бюджете на текущий год, районы не получают в полном объеме. За первое полугодие муниципальные округа по статье «физкультура и спорт» профинансированы менее чем на 20 процентов. О чем же тут еще говорить?! А имеющиеся в области спортивные сооружения... Зачастую они принадлежат предприятиям различных форм собственности и используются, как того желает владелец. У местных органов власти нет рычагов воздействия на хозяев этих объектов, потому и складывается такая ситуация. Этот момент нужно обязательно отразить в законе. – А кроме того, следует обязать руководителей предприятий всех форм собственности ввести у себя должности спортивных инструкторов, – продолжил заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту мэрии Ярославля Андрей Извеков. – Раньше на всех производствах были ставки методистов производственной гимнастики, сейчас все они сокращены, так как содержать их невыгодно. Но если затраты на развитие спорта компенсировать налоговыми льготами, то дело пойдет. Директор областной специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва Александр Рыбальский предложил освободить от части местных налогов детские спортшколы, которые сами зарабатывают деньги: – Конечно, с условием того, что эти средства будут направляться на развитие этого же учреждения. Детско-юношеский спорт – наиболее благоприятная сфера для реализации всей государственной политики в области образования, он направлен в первую очередь на восстановление здоровья нации. Подготовка спортивного резерва тоже важна, но в первую очередь следует обеспечить бесплатный доступ к спорту всем детям и подросткам. Впрочем, цифры, приведенные депутатом Вячеславом Блатовым, свидетельствуют о том, что в нашей области в развитие спорта вкладывается немало средств, только в их распределении есть явный перекос: – В прошлом году из областного бюджета было выделено 50 миллионов рублей на элитный спорт и менее 8 миллионов на массовый. Мы выращиваем хороших спортсменов, которых потом покупает заграница. Какая же отдача от этого области? Этот перекос следует ликвидировать. Нужна проститутки на выезд ? На портале есть все анкеты индивидуалок города. В областном законе нужно продумать и зафиксировать процентное соотношение распределения средств. Что же касается предложения председателя постоянной комиссии Госдумы области по социальной политике Владимира Молодкина о разработке законопроекта, который регулировал бы на местном уровне вопросы развития детско-юношеского спорта, то у участников «круглого стола» оно не нашло поддержки. Все сошлись на том, что нужен закон один, но в котором бы нашли отражение все аспекты обозначенной проблемы. – В таком случае можно разрабатывать и отдельный закон о спорте для инвалидов, которым в обсуждаемом законопроекте уделено недостаточно внимания, – считает директор центра реабилитации инвалидов «Соратник» Евгений Хрущев. – Вопросы, связанные с идеологической, материально-технической базой, ни к чему делить между инвалидами и здоровыми. Я предлагаю в едином областном законе отдельным параграфом или статьей закрепить положение о необходимости развития спорта для инвалидов, обеспечения непрерывного тренировочного процесса, доступного для этой категории. Достичь этого можно путем создания при школах и клубах специальных отделений для инвалидов. Посмотрите на статистику: у нас 80 процентов молодежи не годны к военной службе, в области 100 тысяч инвалидов, из которых половина – дети и подростки. А ведь физкультура и спорт являются самым удобным и доступным видом реабилитации, их не заменят никакие таблетки. В федеральном законе речь об этом идет в довольно общих чертах, областной должен быть более конкретизирован. Обсуждение депутатских инициатив в сфере развития физкультуры и спорта в Ярославской области затянулось не на один час. И хотя «круглый стол» завершил работу, разговор на эту столь злободневную тему не окончен. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.