Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 11 сентября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/30886/

От Петровичева до Федорова

рубрика: Политика
Автор: Сергей КУЛАКОВ.

Революционные потрясения 1917 года не остановили работу старых финансовых учреждений на местах - казенных палат и казначейств. Только 3 января 1918 года на заседании Ярославского губисполкома был поставлен вопрос об организации комиссариата финансов, позже переименованного в губернский финотдел. Первым комиссаром финансов Ярославля и губернии стал Георгий Иванович Петровичев.


В годы гражданской войны финансовая система была парализована, а потому работники финотделов занимались в основном выдачей денег из кассы, а также сбором чрезвычайных революционных налогов и контрибуций с буржуазных элементов. Начало НЭПа ознаменовалось разделением региона на Рыбинскую (ликвидированную в 1923 году) и Ярославскую губернии. Были созданы и два самостоятельных губфинотдела. В финансовых органах Ярославской губернии работало в 1921 году 385 человек, из них 136 - в уездных финотделах. Фининспекторами трудились специалисты, занимавшие при старом режиме должности податных инспекторов. Сбор прямых налогов срывался из-за отсутствия лошадей, подвод, а также спецодежды. Инспекторы просто не могли объехать в срок свои участки. Именно так можно объяснить тот факт, что в 1921 - 1922 финансовом году (до 1931 года он начинался с 1 октября) местных налогов в Ярославле было собрано 99 процентов, в Тутаевском уезде - 24 процента, а в Ростовском - и вовсе 16 процентов. Не только частные предприниматели, но и госпредприятия уклонялись от платежей в бюджет и брали патенты на право заниматься хозяйственной деятельностью только после принуждения. Проще всего было взять налог с постоялых дворов - собираемость здесь стопроцентная. Сборы с трактиров составляли 68 процентов, с лошадей в городах - 66 процентов, с велосипедов и самодвижущихся экипажей - 74 процента. Совсем плохо было дело с единым подворным налогом - в казну поступало всего 16 процентов от плана. Несмотря на трудности, ярославские финансисты собрали с октября 1921 по октябрь 1922 года 80 млн. прямых госналогов, а местных - 126 млн. рублей. После войн и переворотов в финансовой системе снова заняли свое место старые добрые акцизы на алкогольные напитки. Акциз с виноградных, плодово-ягодных и изюмных вин был введен в Ярославской губернии с 1 декабря 1921 года. Однако из-за отрицательного отношения местных властей продажа виноградного вина открылась только в мае 1922 года. С мая по октябрь 1922 года было выдано 20 патентов. Торговцы спиртным дорожили своим правом и своевременно вносили акциз. За 1921 - 1922 финансовый год в Ярославской губернии доходы от косвенных налогов составили 54 млн. рублей, а недоимки - 37 млн. рублей. Наибольшие доходы давали акцизы на крахмальный сахар, табак и нефть. Существенную статью доходов составляли акцизы на спички, соль, пиво, воды, свекольный сахар, суррогаты чая, кофе, цикорий и гильзы (!). В период введения золотого червонца и колебания рыночных цен выполнение бюджета происходило по особым квартальным бюджетам. Как и сейчас, региональный бюджет имел социальную направленность. В 1922 - 1923 финансовом году на образование было выделено 20 процентов расходов Ярославского губернского бюджета, на ЖКХ - 25 процентов, на содержание администрации - 16, на здравоохранение - 12 процентов. В двадцатые - тридцатые годы постоянно происходят всякого рода территориальные реорганизации. Естественно, что эти изменения коснулись и финорганов Ярославского региона. После образования в 1929 году Ивановской промышленной области были созданы Ярославский округ и соответственно финансовый отдел Ярославского окружного исполкома. А через год округа были ликвидированы вместе с исполкомами и их отделами. Только в 1936 году с созданием Ярославской области был организован областной финотдел. Одно из его подразделений занималось пособиями многодетным и одиноким матерям. Как исполнялся бюджет области накануне Великой Отечественной войны? В 1940 году была почти полностью ликвидирована незаконная практика задержки зарплаты учителям. Несвоевременная выплата жалованья другим бюджетникам имела место, но только по отдельным районам и в небольших суммах. В целом в 1940 году бюджет был выполнен по доходам на 94, а по расходам - на 92 процента. По сравнению с фактическими расходами 1941 года объем затрат в 1942 году увеличился на 38 тысяч рублей. 30 тысяч направлено на содержание эвакуированных из Ленинграда в детских домах области, 3 тысячи - на организацию домов для инвалидов Великой Отечественной войны. Во время войны бездефицитного бюджета достичь не удалось. Пособия из областного фонда регулирования получали 25 районов. Донорами выступали Ярославль и Рыбинск. Послевоенная финансовая система области функционировала без потрясений. Доходы местных бюджетов выполнялись на 90 - 100 процентов. Первым постановлением главы администрации области Анатолия Лисицына структуры облисполкома ликвидированы. 23 декабря 1991 года было образовано управление финансов и цен администрации Ярославской области. Его начальником был назначен Анатолий Павлович Федоров. Начался новый этап многовековой истории финансовой системы региона.