Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 19 ноября 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/32899/

Анатолий Руденко: "Манны небесной не ждем"

рубрика: Политика

Президент Владимир Путин и губернаторы, входящие в Госсовет РФ, одобрили план реформы местного самоуправления. Он разработан специальной комиссией во главе с замом главы президентской администрации Дмитрием Козаком. Проект нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" уже внесен в Госдуму РФ и, видимо, еще до конца года будет принят. Мы решили узнать мнение главы Ростовского муниципального округа Анатолия Руденко о грядущей перекройке системы местной власти.


- Анатолий Константинович, довели ли до мэров суть концепции Козака? Вообще интересовала ли федеральную власть точка зрения глав местного самоуправления? - Официально мэров с этой концепцией никто не знакомил. Я был на совещании в Москве как председатель ассоциации по местному самоуправлению Ярославской области и там познакомился в общих чертах с проектом нового закона о местном самоуправлении. - Это действительно революционный документ? - Президент, как я понимаю, хочет довести структуру вертикали власти до районов. Так, на территории Ростовского округа должно быть создано еще несколько муниципальных образований. А местное самоуправление опущено на низовой уровень, в поселки городского типа и сельсоветы или, если угодно, волости. В Кремле мечтают, чтобы муниципальные округа фактически стали структурой государственной власти, формально оставшись органами местного самоуправления. - Пойдут ли на пользу народу новые реформы? - Если четко разграничить полномочия между уровнями власти, а их исполнение обеспечить финансами, то грядущие преобразования - великое благо. Если 70 процентов бюджетных поступлений будут по-прежнему уходить в федерацию, а вся ответственность за обеспечение жизни людей останется на нас, то, естественно, ничего хорошего из реформы не получится. Концепция Козака неплоха, а как она будет реализовываться - это совсем другой вопрос. - Губернаторам хотят дать право, в случае, если муниципальный округ становится банкротом, освобождать от должности его руководителя. Налицо прямое подчинение местных властей государству. - Это может привести к произволу. Найдите сегодня муниципальный округ, который не является банкротом. Такая ситуация возникла в результате постоянного недофинансирования муниципалитетов, изъятия денег в федеральный бюджет. Люди не могут жить, когда в квартирах холодно, текут крыши. Где же взять деньги на все? Работы выполнены, а у муниципальных бюджетов долги перед подрядчиками... Это и есть банкротство. - Козак обещает наладить финансирование муниципальных образований по новой схеме. Выигрывает ли Ростовский округ от введения подушевого финансирования? - Не думаю. В Ростовском районе в свое время велось очень большое строительство, в агрогородках на центральных усадьбах - дома от 2 до 5 этажей, котельные, теплотрассы, водопроводы, канализация... Это колоссальные затраты на содержание инфраструктуры. И другое дело, когда есть центральные усадьбы с индивидуальными жилыми домами, где топят дровами, за водичкой ходят на колодец, где отсутствует канализация. Это совершенно другие затраты! - А теперь, когда всех выравняют, вы проиграете? - Естественно, если не будет корректирующих коэффициентов с учетом затрат округа на инфраструктуру. - Как сейчас работает местное самоуправление в Ростовском районе? - Сегодня власть на уровне деревни или села - это старосты, которых жители избирают на сходе. А глава территориальной администрации назначается мной на конкурсной основе. То есть все население избирает главу округа, и он назначает своих полномочных представителей, которые руководят территориями. - Сейчас же предлагают еще более приблизить власть к населению. Насколько это реально сделать? - Я думаю, что Госдума РФ примет не все положения законопроекта. Считаю, что незачем устраивать чехарду. Мы снова можем вернуться к митинговщине. Сегодня у нас есть депутаты Думы Ростовского муниципального округа - представители всех территорий, избранные населением прямым тайным голосованием. Они отстаивают интересы своих избирателей при формировании бюджета, отслеживают, как он исполняется. Депутаты видят все проблемы округа, а староста видит только свою. Естественно, эту частную проблему тоже надо учитывать, но она решается сообща, всем миром. Что-то выделяет муниципальный округ, а что-то делается за счет населения. Власть более сконцентрирована, и на сегодняшнем этапе, на мой взгляд, эта модель оптимальна. Ну хорошо, соберем мы еще сельские советы, у которых не будет денег... - Предполагается, что у сельсоветов появится свой бюджет... - Откуда? Это значит, что они должны будут, протянув руку, просить у кого-то эти деньги. Это принципиально неправильный подход. Именно муниципальный округ может оказывать содействие в развитии промышленности, малого бизнеса и сельского хозяйства. Ростов старается сегодня деньги заработать сам. Нужно только выстроить систему заинтересованности районных властей в развитии местной экономики, увеличении доходов своего бюджета. А мэры или старосты волостей неужели сами деньги зарабатывать будут? Они будут только собирать сходы и митинговать по поводу того, что им мало дали. - А тут ему дадут деньги, он сам ими будет распоряжаться... - Никто ничего не даст. Деньги надо заработать, а сделать это в состоянии только весь муниципальный округ. Я считаю, что нужно сохранить структуру власти муниципального округа в том виде, какой она есть сегодня. Разумеется, нужно расширить систему местного самоуправления, но это не значит, что каждый староста должен иметь свой бюджет. - Сейчас в муниципальном округе глава - хозяин, царь и Бог. Как вариант предлагается назначение районным советом на пост главы администрации наемного управляющего. При этом будет и мэр - председатель совета. Не возникнет ли, на ваш взгляд, ситуация двоевластия, как в начале 90-х годов? - Двоевластия не будет. Первым лицом все равно останется глава округа, если он избирается всем населением. - С селом все ясно: группа деревень, имеющих общую численность в 1 тысячу человек, становится самостоятельным муниципальным образованием - волостью или сельсоветом. А что будет с городами: будут делить их на тысячи или оставят единым целым? - Крупные рабочие поселки, где проживают по 2 - 7 тысяч человек - Семибратово, Петровское, Поречье, Ишня, видимо, получат статус городских поселений в составе Ростовского муниципального района. Там будут избираться главы поселков и местные советы. Сейчас, как я уже сказал, главы этих территорий назначаются мной. Избираются только председатели уличных комитетов и старосты домов. - А в самом Ростове Великом, где живут 37 тысяч человек, будет создан муниципалитет со своим самостоятельным горсоветом? - Пока федеральный закон о местном самоуправлении не принят, это не совсем понятно. Можно наплодить столько чиновников, что потом не разберешься, кто кому подчиняется. Но я не думаю, что мы дойдем до деления городов на муниципалитеты, в которых будут жить не более тысячи человек. По большому счету председатели уличных комитетов и старосты жилых домов - и есть представители самоуправления. Одна из целей жилищной реформы - создание в каждом доме товариществ собственников жилья, кондоминиумов. Жители каждого дома выбирают правление, председателя и берут на себя обязательства по ремонту, заключение договоров на коммунальные услуги. На все нужды деньги собираются с жильцов, положенную дотацию дает муниципалитет. Люди действительно переходят к самоуправлению, управляют своим домом на свои деньги и под свою ответственность. В противном случае они собираются, вырабатывают претензию к власти и сообщают ей свои требования. Можно назвать эту систему местным самоуправлением, но фактически по-прежнему все будут решать наверху. Самоуправления как такового просто нет... - Ведь деньги муниципалитетам будет давать область. Но все равно власть станет ближе к людям. Крестьянин может пойти к избранному им главе сельсовета или волости пешком. - Эта власть скажет людям: "У меня нет денег, иди, дорогой мой, дальше". Самоуправление предполагает возможность не только просить деньги, но их зарабатывать. Кондоминиум реален, если жильцы платят все коммунальные платежи на 100 процентов. Складывают в кассу деньги, а правление решает, что в этом году нужно ремонтировать - систему отопления или крышу. - Сколько у вас в Ростове кондоминиумов? - Пока ни одного. Все сопротивляются. - У людей нет денег? - Нет. Даже не в этом дело. Никто не хочет брать на себя ответственность за управление своим домом. Доверяют это бремя муниципалитету... - Если у вас люди отказываются дом свой содержать, о каком самоуправлении можно говорить? - Вот о чем и речь. Так же мечтали о наступлении коммунизма. Я думаю, что все ограничится тем, что на территории муниципального округа появятся 2 или 3 муниципалитета, предположим в поселках Семибратово, Петровское и Ростове, а в них вольются все сельские территории. - Что нужно изменить в проекте закона о местном самоуправлении? - Надеемся, что он будет принят с нашими поправками, которые разрабатываются. В частности, я предлагаю исключить пункт, запрещающий продажу и приватизацию муниципального имущества, иначе на период реформ до 1 января 2005 года мы законсервируем ситуацию. Это вообще нонсенс. У нас в Ростове много памятников в муниципальной собственности, которые надо бы продать на аукционе, чтобы они обрели хозяев и были приведены в порядок. Я не хотел, чтобы мы усложнили структуру власти, утяжелили ее так, что ничего нельзя было решить. Чтобы мы не превратили муниципальные органы власти в митинговые клубы. Главное - не сделать хуже, чем сегодня есть. Нужно разделить полномочия, подкрепив их финансовыми возможностями. Если мы после этого еще в дебри кинемся, устроим повсеместно деление муниципальных округов на муниципалитеты, которые ничего не будут зарабатывать, а будут только требовать и просить, ничего из этого не получится. Я хочу, чтобы никто не питал иллюзий, что после того, как будет проведена реформа, деньги повалятся на муниципальные образования как манна небесная. Их надо будет зарабатывать. Беседовал Сергей КУЛАКОВ.