Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 17 мая 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/36972/

Народ хочет контролировать власть

рубрика: Политика
Автор: Сергей КУЛАКОВ.

В своем очередном послании к Федеральному собранию Президент России Владимир Путин призвал прекратить бессмысленное соревнование между народом и властью. Но демократия – это не просто власть для народа, но и власть самого народа. Степень демократичности местного самоуправления непосредственно сказывается на жизни населения в российских городах и селах. «Именно здесь, на местном уровне, есть огромный ресурс общественного контроля за властью. И на этом уровне мы обязаны навести порядок. Тот порядок, о дефиците которого говорят и пишут граждане страны», – уверен Владимир Путин.


А наводить порядок нужно с помощью территориального общественного самоуправления. Комитеты общественного самоуправления (КОС) стали создаваться в Ярославле с августа 1999 года. Сейчас их уже 34. Одни появились при участии депутатов на территории избирательного округа, другие – на исторически сложившихся территориях или в рамках градостроительных микрорайонов. Редакция «Северного края» пригласила руководителей КОСов Ярославля, чтобы обсудить их проблемы в рамках «круглого стола». В нем приняли участие исполнительный директор КОСа избирательного округа № 3 Дзержинского района Инна Лазаревна Жежера, председатели КОСов «Ярославский посад-1» и «Большие Полянки» Анна Ивановна Вынту и Людмила Владимировна Дешеулина, председатели КОС-2 и КОС-3 Ленинского района Валерий Николаевич Калимуллин и Вячеслав Ильич Тарасов, председатель КОСа «Юбилейная площадь» Станислав Владимирович Лысенко и председатель КОСа поселка учителей Алевтина Владимировна Евфарицкая, начальник отдела развития общественных форм самоуправления мэрии Ярославля Александр Викторович Третьяков. «Круглый стол» вели главный редактор газеты «Северный край» Андрей Григорьев и социолог Андрей Смирнов. Вспомогательное звено или школа демократии? Андрей Григорьев: – О том, как ярославцы участвовали в процессах управления своей территорией, наша газета писала на протяжении всей своей истории. Мы и сегодня готовы откликаться на ваши предложения, раскрывать проблемы, которые у вас возникают, и добиваться того, чтобы городские власти принимали участие в их решении. Давайте работать вместе. Андрей Смирнов: – Мы все заинтересованы в том, чтобы город, где мы живем, – Ярославль – стал краше и лучше. Чтобы нам хотелось тут жить, чтобы мы видели чистые тротуары, чистые подъезды, добрые лица. Чтобы люди, которые нам встречались, чаще улыбались, чтобы нас уважала власть, и чтобы мы власть уважали. Вы уже довольно давно работаете в комитетах общественного самоуправления, вам многое удалось сделать. На ваш взгляд, какие проблемы общественного самоуправления самые важные? Людмила Дешеулина: – Я очень внимательно слушала обращение президента и согласна с Владимиром Путиным: власть без общественности ничего не стоит. Мы существуем два года. Сначала было непонятно, для чего мы вообще нужны. Вокруг и так полно чиновников с большими зар-платами, которые обязаны выполнять свою работу. А мы как бы на подхвате. Но, как оказалось, работы для общественности в городе – непочатый край. Мы занимаемся и коммуналкой, и транспортом, и благоустройством дворовых территорий, помогаем ветеранам, работаем с молодежью.Президент, например, сказал, что на местном уровне есть огромный ресурс общественного контроля за властью. Инна Жежера: – Я не просто слушала вы-ступление президента, но и изучила его с карандашом. Президент прав: люди готовы сами браться за решение своих проблем. У нас есть экспериментальный дом на Панина, 36. Люди вложили свои деньги, вышли, побелили, покрасили, дети из художественной школы разрисовали дом. И жильцы там поставили замки, и вы попробуйте в него попадите. Это их деньги, они следят за детьми, они их воспитывают. Людмила Дешеулина: – Да, проблем высветилось огромное количество. И все равно мы пришли к выводу: мы не должны быть сами по себе, а нужно идти в одной связке – районная администрация, городские службы, мэрия. То есть мы, общественники, – это вспомогательное звено нашего городского самоуправления. Инна Жежера: – Конечно, есть вещи, которые нам не под силу, и не потому, что мы зарплату не получаем, а потому, что эти вопросы решает власть. Мы уже выбили в опорном пункте отдельную комнату. Но скажите, что делать, если у нас 110 домов, и в половине из них старост просто нет. Староста получает от 7 до 15 рублей. Кто будет работать за такие деньги? Анна Вынту: – А у нас вообще ни копейки не платят! Андрей Смирнов: – В поселке учителей общественное самоуправление существует уже много лет. Алевтина Владимировна, вам удается самостоятельно решать вопросы, которые для многих районов превращаются в неразрешимую проблему? Алевтина Евфарицкая: – Поселок учителей – частный сектор. Мы – большая деревня, 50 лет организуем свою жизнь сами. Все, что нам надо, мы сделали. Начиная от водопровода и кончая телефоном практически в каждом частном доме. Валерий Калимуллин: – Когда стал создаваться КОС, я пошел туда по своей инициативе. И нам удалось многого добиться от власти. Две теплотрассы нам поменяли. Остановку хорошую сделали около больницы имени Соловьева, где выходят много инвалидов. Но это стоит нам много нервов, да и не очень-то любят чиновники выполнять свои обязанности. Андрей Смирнов: – Вот и получается, что инициатива КОСов помогает решать те проблемы, на которые чиновники не обращают внимания. Значит, прав был президент, когда говорил в послании, что без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти в целом невозможно. Примеры, которые вы приводите, это наглядное подтверждение того, как общественность, сами жители способны повлиять на власть в интересах собственной территории. «Своего депутата видим по телевизору» Андрей Григорьев: – В последнее время все острее встает вопрос взаимоотношений избирателей и представительной власти. Депутат – это ведь тоже представитель жителей той или иной территории во власти. И одна из его главных задач – выражать интересы людей, добиваться, чтобы исполнительная власть решала самые насущные их проблемы. У вас складываются отношения с депутатами муниципалитета, избранными от ваших территорий? Людмила Дешеулина: – Я возглавляю совет по общественному самоуправлению при главе территориальной администрации Красноперекопского района. Этот совет объединяет руководителей всех десяти КОСов района и районные общественные организации, депутатов муниципалитета Ярославля, областной Думы, которые избраны в нашем районе. Андрей Смирнов: – А кто играет в этом совете ведущую роль: депутаты или представители КОСов? Людмила Дешеулина: – Совет собирается раз в квартал, и мы перед депутатами ставим задачи. А когда я с ними совместно веду прием избирателей, то там уже ведущая роль у депутата, а я его помощник от общественности. Андрей Смирнов: – Кому люди больше доверяют: вам или депутату? Людмила Дешеулина: – Есть депутаты, которые сумели завоевать доверие жителей, потому что они стараются решать вопросы, которые ставит перед ними общественность. Андрей Смирнов: – А в других районах такое же положение? Валерий Калимуллин: – У нас депутат областной Думы – генеральный директор шинного завода. В прошлом году обращались мы к нему через его помощников с просьбой восстановить спортивную площадку во дворе. Нет у нас денег на баскетбольные щиты и штанги для волейбола. Ноль реакции. А почему начали обращаться? Есть депутаты, такие, как Якушев, Кегелес, которые сделали даже хоккейные корты в своих микрорайонах. Но директор шинного завода не из их, видимо, числа. Он вообще ответов не дает на обращения, а с избирателями общается только через доверенных лиц. К нашему депутату попасть невозможно. Мы его видим только по телевизору. Людмила Дешеулина: – Территория моего КОСа совпадает с 14-м избирательным округом. Недавно там прошли выборы депутата областной Думы. Многие говорили: «Вот тебя, Людмила Владимировна, мы бы депутатом выбрали. Ты и так выполняешь роль депутатов – помогаешь решать наши проблемы». Андрей Григорьев: – Получается, что многие кандидаты в период выборов готовы обещать, что угодно, а потом об этом забывают. Понятно, что в следующий раз люди их не выберут. Но вот районные администрации – они же по должности обязаны решать проблемы своих районов, здесь у вам есть контакт? Инна Жежера: – Наверное, Людмила Владимировна – исключительный случай, она работает непосредственно с главой администрации своего района. Анна Вынту: – К главе администрации Кировского района нужно месяц в очередь простоять – и то можешь не попасть. Людмила Дешеулина: – Это председателю-то КОСа – в очередь? Дверь нашего главы всегда для нас открыта, даже по телефону созваниваемся. Анна Вынту: – Случайно встретишься с нашим главой администрации Ястребовым на улице – и все. Работаем, как можем, и с мэрией, и с отделами районной администрации, а остальные все забыли. Департамент городского хозяйства (ДГХ) и дирекция единого заказчика (ДЕЗ) нам не помогают. Все делаем сами. Людмила Дешеулина: – Общественность готова работать на энтузиазме. Проблема в том, что власть не идет навстречу общественности. У города Ярославля есть устав, и в нем четко прописано: КОС вправе делегировать своего представителя для участия в заседаниях муниципалитета Ярославля по вопросам, затрагивающим территориальное общественное самоуправление, с правом совещательного голоса. Но этого же нет! Представители общественного самоуправления не принимают непосредственного участия в обсуждении городских проблем, городские власти все решают сами. Вот в январе прошлого года закрыли маршрут № 2, не посоветовавшись с представителями территориального общественного самоуправления. А потом мы с депутатом Заяшниковым сколько кабинетов прошли, чтобы вернуть этот маршрут! Зачем надо было его снимать, а потом возвращать? Андрей Смирнов: – Неужели власть вообще не советуется с вами? Инна Жежера: – Мы просим, а нам отказывают. Людмила Дешеулина: – С отделами районной администрации у меня очень крепкие связи налажены. А вот на уровне городских властей эта цепочка прерывается. Андрей Смирнов: – Это городская власть дистанцируется от вас или мэрия просто не знает, что вы готовы пойти ей навстречу? Людмила Дешеулина: – Я не знаю, в чем дело, но пока все ограничивается только обучающими семинарами. Приглашают представителя ДГХ, мы выплескиваем свои эмоции, он собирает наши пожелания, уходит – и все остается на том же месте. Самоуправление на все сто процентов в городской жизни не участвует. Инна Жежера: – Путин не зря в своем послании сказал, что надо прекратить бессмысленное соревнование между народом и властью. Я считаю, что когда чиновники создавали КОСы, то полагали, что это будет буфер между властью и народом. Но и депутаты, и власть от народа очень далеки. Да и у нас нет ни полномочий, ни прав – мы можем только давать сигналы службам мэрии. Валерий Калимуллин: – Год назад мэр Ярославля пообещал с нами встретиться и решить вопрос о статусе КОСов. Ждем. Коммунальный беспредел Андрей Смирнов: – Инна Лазаревна предположила, что власти создавали КОСы не столько для реальной работы, сколько для того, чтобы они выполняли роль буфера между чиновниками и народом. Насколько, на ваш взгляд, верно такое мнение? Людмила Дешеулина: – Вот самый простой пример. На ДЕЗы и РЭУ люди практически не надеются. У кого-то лопнула труба – не в РЭУ звонят, а мне домой. РЭУ практически не использует потенциал старост. Обратился староста к мастеру, сообщил о проблеме. Вроде бы мастер должна по этому сигналу сразу принять меры: пойти к начальнику линейного участка, сделать заявку, получить материалы, начальник линейного участка должен обратиться в ДЕЗ, его работники – в ДГХ. На деле получается, что этот же самый староста свой вопрос и дальше по всем инстанциям проталкивает. Фактически общественность начинает выполнять роль РЭУ и ДЕЗов, вместе взятых. Инна Жежера: – Приходим в линейный участок, а его работники говорят: «Мы сами в РЭУ как в гостях, ничего не решаем». Начальник РЭУ объясняет, что деньгами не распоряжается, все расходы расписаны ДЕЗом. А когда обращаешься в ДЕЗ, вам просто пишут в ответ: «Денег нет, город ничего не дал, возможно- сти отремонтировать этот дом нет, потому что финансирование заложено всего на два дома в Дзержинском районе». Людмила Дешеулина: – Мастера плачутся, что у них мала зарплата. Но ведь у нас-то этой зарплаты вообще нет! Мы работаем на энтузиазме и на желании что-то сделать для дома, для города. Ну а ты за зарплату почему не хочешь ничего делать?! Рыба тухнет с головы. Если во главе РЭУ стоит человек, который может наладить дисциплину и заставить подчиненных работать, проб-лем нет. Анна Вынту: – У нас в Кировском районе первый замдиректора департамента городского хозяйства Михаил Цветков, замначальника управления жилищного хозяйства Валерий Малышев, начальник отдела эксплуатации жилищного фонда Андрей Зотов из департамента городского хозяйства бывают каждый день. Но смотрят только шесть контрольных домов, где живет городское начальство. Вот у дома первого зама мэра Владимира Голова окурок бросили, значит, нужно директору РЭУ-1 срочно бежать его подбирать. А на остальные дома чиновникам ДГХ плевать, хоть грязью зарастут, лишь бы эти шесть домов были чистыми. Так нас замуштровали с этими контрольными домами, что нигде больше РЭУ ничего не успевает делать! Беда не в том, что во дворах чиновников чисто, а в остальном городе грязно. Мы такие же плательщики... Алевтина Евфарицкая: – В частном секторе никаких ДЕЗов, мы все на своих спинах везем. И почему у жителей муниципальных домов такое иждивенческое настроение? Инна Жежера: – ДЕЗы вообще не нужны. Нужно нанимать подрядчиков на конкурсной основе. А комитеты общественного самоуправления должны принимать их работу. Ведь посмотрите, что творится в РЭУ. Прекрасный слесарь получает зарплату с коэффициентом 2,1, в то время как алкоголики получают 2,7. Хороший работник требует инструмент, делает работу качественно, и вдруг ему начальник РЭУ заявляет: да у мужиков на их участках по 20 заявок в день, а у тебя – ни одной. Но ведь если у слесаря много заявок на ремонт, значит, он плохо работает. А если нет заявок, значит, слесарь хорошо следит за домами. Так кто должен больше получать денег? Я считаю, что нужно сократить штаты коммунальных служб, пересмотреть принципы оплаты, чтобы заинтересовать людей. Валерий Калимуллин: – Мы говорили только о домах, но у нас есть улицы, есть тротуары в городе, остановки. Они, как почтовые ящики, должны быть одинаковыми: одна высота, чтобы и бабушка могла подняться в транспорт, и маленький ребенок, и инвалид. А у нас что? Вячеслав Тарасов: – Ленинский ДЕЗ вообще обнаглел, территорию всю полно-стью занял у нас во дворе. Где были газоны – протоптали дорогу. Мы своими силами сделали забор, а они его ломают. Во дворе была агитплощадка со сценой. Все снесли, устроили механическую мастерскую. А сейчас вместо мастерских стали делать гараж, видимо, за деньги... Станислав Лысенко: – Сейчас город хуже стал, был красивейшим на Волге, самым зеленым. Грустно. КОС должен какую-то нишу занять. Мы должны работать в одной упряжке с властью. Поэтому важно, что-бы у РЭУ, ДЕЗа были прозрачные планы. Мы должны влиться в программу развития территории. Иначе мы как слепые котята. Предлагаю, чтобы КОСам дали право оценивать проведенную коммунальщиками работу. Если мы оцениваем ее хорошо, работникам можно дать премию. Правильно тут говорили, что нас используют как буфер. Обещаний много, а помощи – никакой. Я как председатель Юбилейного КОСа хотел комнатку отвоевать для работы, чтобы мы могли стенгазеты делать, документы хранить. Нам сказали, что КОС – не юридическое лицо, платить за аренду не может. Смешно сказать, сейчас старосты собираются у моего заместителя в квартире. «Дайте нам права!» Андрей Григорьев: – Здесь мы подошли, пожалуй, к главной проблеме, с которой сталкиваются комитеты общественного самоуправления. Пока не определен их правовой статус, с ними вряд ли будут считаться... Инна Жежера: – В уставе Ярославля прописано, что КОСы имеют право участвовать в разработке и реализации комплексных программ развития территории, осуществлять общественный контроль за выполнением условий владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, согласовывать решения органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам, затрагивающим жителей территории. Эти положения не реализуются. В нашем уставе записано, что мы должны пользоваться правами юридического лица и иметь счет в банке. И что на самом деле? Ничего. Ну пусть сделают на наш район хоть один счет в городе для разных КОСов. Ведь сейчас, чтобы получить из администрации даже сто рублей, намучаешься. Когда я устраивала праздник для ветеранов, в пельменную нужно было перевести 3 тысячи рублей из районной администрации, потом их списывать. Я подготовила пофамильный список, и те, кто приходил обедать, расписывались. Это же нонсенс. Алевтина Евфарицкая: – У нас в поселке есть люди, которые не хотят платить за уборку мусора три с половиной рубля в месяц. Но ведь мусорка бесплатно к нам не поедет: кровь из носу, а деньги выложи. Решение заключить договор на вывоз мусора было принято нами 22 года назад на общем собрании всех жителей. И эти годы все платили деньги за вывоз мусора. И вдруг одна женщина отказывается. Мы подаем на нее в суд, и он принимает решение в нашу пользу. Мы просим перевести деньги в фонд поселка, но сделать этого нельзя. КОС – не юридическое лицо. Мы никто. Александр Третьяков: – Сейчас комитеты общественного самоуправления не имеют права даже составить административный протокол. Это дело санитарной милиции. Алевтина Евфарицкая: – Я имела опыт общения с санитарной милицией. Надеваю резиновые перчатки и иду по округе по помойкам, собираю приметы: кто, что, когда. Нахожу письма, газеты с адресами, тетрадки детские, дневники, квитанции старые. Я знаю, кто у меня замусоривает округу. Приношу эти бумаги в санитарную милицию, а мне говорят: скажите, когда это было выброшено, в какое время, кем. Поэтому мы просим: дайте нам хоть крошечные юридические права. Станислав Лысенко: – Должно быть утверждено принципиально новое положение по КОСу. В уставе города все прописано, но ничего не понятно. Нужно внести изменения в устав города, чтобы права и полномочия общественного самоуправления были определены конкретно. Алевтина Евфарицкая: – Мы ездили в Данилов и выяснили: там администрация считается с общественным самоуправлением, идет навстречу ему во многом. Мы тоже ждем от мэрии Ярославля такого же доброго отношения. Александр Третьяков: – На самом деле вопрос о статусе территориального общественного самоуправления до конца не урегулирован даже на федеральном уровне. В законе об общих принципах организации местного самоуправления 1995 года записано, что КОСы могут быть юридическими лицами. Но не определен механизм реализации этого права. В регионах каждый танцует по-своему. Где-то КОСы существуют на правах общественных объединений и регистрируются в органах юстиции, но не имеют тех прав и полномочий, которые могут иметь как звено местного самоуправления. В других регионах общественное самоуправление существует на правах некоммерческой организации. У них фактически те же права, что и у общественной организации. Мы в Ярославле пошли другим путем. У нас КОСы регистрируются в мэрии. Но в Гражданском кодексе нет такой формы юридического лица, как территориальное общественное самоуправление. Этот вопрос остается открытым. Андрей Смирнов: – Но должен же быть выход! Видимо, КОСам нужно попросить муниципалитет выйти в областную Думу, чтобы регион подготовил правовой акт, который дал бы комитетам юридические права. Ведь не случайно об этом уже говорится на федеральном уровне, а президент Путин в своем послании отмечал, что одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. Нужно закрепить те формы, которые доказали свою жизнеспособность на практике. А то, что такие формы существуют, показывает наш сегодняшний разговор. Записал Фото Вячеслава ЮРАСОВА.