Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 22 мая 2002
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/37036/

Дальнобойщики

рубрика: Политика
Автор: Владимир ШИРЯЕВ.

Спустя десять лет после моего первого посещения грузового автотранспортного предприятия № 1 я не узнал площадку для стоянки техники. Она оказалась полупустой. Исчезли целые ряды КамАЗов. Заместитель директора ГАТП-1 В. Н. Карпов подтвердил:


– Осталось чуть более трети машин. А было триста. За десять лет не приобрели ни одной. Цены не по зубам. Приходится ремонтировать, но до состояния новой старье не доведешь. Страдает надежность, возрастают нагрузки на водителя... Причин несколько. Во-первых, стало меньше заказчиков. Приходится брать грузы в соседней Вологодской губернии. Из Череповца везут проволоку для немецких заводов, еловый лес. Из Москвы в Германию – каркасы для дорожных машин. Немцы заполняют их электронной начинкой и... обратно в Россию. С Германией – основным экономическим партнером России – заключен долгосрочный контракт: 20 процентов черновой работы по станкам и 30 – по лесу. А что же родная Ярославия? Спасает автоперевозчиков «Ярпиво», партнер, обеспечивающий стабильные междугородные перевозки в Вологду, Череповец, Архангельск, Иваново, Владимир. Маршруты доставки ярославского напитка протянулись аж до Урала и Дагестана. Второй давний партнер – завод силикатного кирпича. Водители ГАТП-1 регулярно поставляют сюда из карьеров песок. – Безденежье, – продолжает Владимир Николаевич, – коснулось каждого предприятия. Сначала взаимозачеты с накруткой, что привело к удорожанию перевозок и отпугнуло заказчиков. Затем упадок промышленности и дорожного строительства. А в этих отраслях автомобилисты зарабатывали основные деньги... В стране развалилась хорошо налаженная структура УТЭПов. В свое время они координировали грузопотоки. Бывало даже в принудительном порядке загружали машины, чтобы ни одна не шла порожняком. Сегодня в обратный рейс часто приходится идти пустым. Дальнобойщики – люди опытные. Командировка длится в среднем 18 – 20 суток. В кармане рубли, белорусские ассигнации, валюта. В них – опасность. Не только от лихих людей на большой дороге, но и от расплодившихся, как тараканы, чиновников: на таможне и ГИБДД. Есть страны, где дерут с проезжего человека три шкуры. Украина – на первом месте. Берут за все: за дороги, за дымность, за шумность... Поэтому полтора года русские «дальнобои» объезжают это государство стороной – по Белоруссии. Здесь порядок. Германия для водителя – тоже иной мир. Таможню с нашей не сравнишь. Нет бюрократии. Спрашивают лишь то, что положено. Проверка товара четкая: от и до. У нас же могут придраться к запятой, к коду, которого «дальнобой» не знает, наконец, просто заявить, что «это не положено», хотя прекрасно знают – все по закону. – Тогда я сажусь, – рассказывает мой собеседник, не лишенный чувства юмора, – на одно хорошее место. Сижу и думаю. Таможеник смотрит на меня печальными глазами. Так мы друг друга «бодаем». Он думает сотню содрать. Я – что больше полтинника не отвалю. Сошлись на семидесяти пяти и разбежались. Вот в такие «гляделки» играем с таможней. – Рядовой таможенник, – вступает в разговор другой водила, – ниже чем в «Ауди-100» не ездит. Не случайно одна старушка обмолвилась, что можно хорошо жить, если сынок с месяц поработает на таможне. А ведь мы отдаем им свою зарплату, отрываем от командировочных деньги, предназначенные на жратву. Заходит разговор о стране, ее ресурсах. – Везу латунь. Не простую, прутковую. Это дефицит из дефицитов. Останавливают. «Контрабанду везешь, Родину грабишь?» Прекрасно понимаю, они правы. В документе оценочная стоимость стратегического материала 30 тысяч дойч-марок. Делюсь с таможенником. Он закрывает международный транзитный документ, поднимает вверх палец и изрекает: «Выше нас еще люди есть». Пусть, мол, они и думают... На днях вез в Россию из Испании жвачку ценой 90 тысяч долларов. Подсчитываю: за килограмм жвачки страна отдает 3 – 4 кг цветмета высшей пробы. Рядом с возмущенным дальнобойщиком стоит большегрузный трейлер, кузов которого выполнен из русского алюминия. Стране его прицеп, изготовленный в Германии, обошелся в... 45 тысяч марок. Комментарии, как говорится, излишни... Металл, вывезенный в Германию, предстает перед ярославскими водителями и в иных ипостасях. У немецкой фирмы, куда один из них привез порошковый металл, он увидел скульптуру... Михаила Ивановича Калинина. Всесоюзный староста в строительной каске. На груди пластмассовый корпус двухкассетного магнитофона. В протянутой руке – консервная банка, куда немцы бросают пфенниги. Скульптуры Ленина и Маркса, закупленные в России, стоят в Эссене на огромной куче металлолома, символизируя крах их идей... – А как прикажете понимать, что я возил, – вмешивается в разговор еще один «дальнобой», – монеты достоинством в 1,3 и 5 копеек в ту же Германию. Так мы скоро все вывезем! Разбазаривание металла дошло в России до такой низости, что немцам, купившим металлолом, даже возили похищенные с российских погостов таблички с именами усопших. – Хватает и внутренних, «родных» проблем, – рассказывает потерпевший водитель. – Налетели бандиты. Забрали тринадцать тысяч. Произошло это в Волго-градской области, рядом с Калмыкией. Скрутили руки, сняли поясную сумку, выбросив документы. На прощание сказали: «Уезжай, пока не сожгли машину». В России в ряде областей сотрудники ГИБДД гонят дальнобойщиков от постов. В других берут «за постой» мзду. Ну а кое-где просто наводят бандитов на дорогой товар. Так что не позавидуешь человеку за рулем. Фото автора.