Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 29 июля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/38682/

Назад, к стране Советов

рубрика: Политика

Выборы местных органов власти в Ярославской области могут быть перенесены с весны на осень 2004 года. Такую возможность обсуждают сейчас представители областной политической элиты, ссылаясь на новый федеральный закон о местном самоуправлении (МС), принятый Госдумой РФ во втором чтении 11 июня 2003 года. На самом же деле еще никто не знает, пройдет ли вообще реформа в установленные сроки или будет отложена.


Закон о местном самоуправлении должен вступить в силу с 1 января 2005 года. Но только при условии официального опубликования не позднее 31 марта 2004 года поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, которые обеспечат поступления доходов в местные бюджеты. Пока в Госдуму они не поступили. Такая норма включена в закон по требованию депутатов, опасавшихся, что без надежной финансовой опоры новые органы власти станут фикцией. Не будет денег – не будет и реформы, инициированной замом главы администрации Президента РФ Дмитрием Козаком. Базовым уровнем самоуправления, по его замыслу, должны стать городские и сельские поселения – нынешние города районного значения, поселки городского типа, группы деревень, где проживают не менее 1000 человек. У поселений будут выборный мэр, совет, администрация. Сейчас глав сельских администраций и поселков назначают руководители районов. Кремлевские реформаторы фактически предлагают вернуться к системе сельсоветов. Сегодня в России существуют 153 тысячи поселений, но действует чуть более тысячи муниципальных образований. «Конституция РФ, дающая право жителям поселений выбирать свою власть, не выполняется», – считает Дмитрий Козак. После проведения реформы число муниципальных образований должно увеличиться до 28 тысяч. Именно столько Советов народных депутатов было на территории РСФСР до 1993 года. В Ярославской области, по оценке спикера облдумы Андрея Крутикова, вместо 19 будет создано 89 муниципальных образований. Если взять, к примеру, Ростовский муниципальный округ, то выборные органы власти помимо самого Ростова могут появиться в поселках Семибратово, Петровское, Поречье, Ишня, а также еще в более чем полутора десятках сельсоветов. В общем-то на этом вся реформа в нашем регионе и закончится. Получившие выборные органы власти сельские территории и поселки по-прежнему будут входить в состав муниципальных районов. Крупные города районным властям подчиняться не будут и образуют городские округа. Сейчас в нашем регионе таким статусом обладают Ярославль и Переславль. По принятому во втором чтении закону о МС они останутся самостоятельными муниципальными округами. Интрига в том, отделятся ли от районов другие города област-ного подчинения – Рыбинск, Ростов, Углич. В 1992 – 1993 годах они влились в состав муниципальных округов, и с тех пор всякие попытки некоторых инициативных граждан провести референдум по отделению городов успеха не имели. Решать судьбу малых городов доверено депутатам областной Думы. Независимость городу можно предоставить только в том случае, если прилегающий район имеет автономную социальную и транспорт-ную инфраструктуру. По закону о местном самоуправлении выборы мэров и собраний представителей существующих муниципальных образований (семнадцати сельских районов, Ярославля и Переславля) проводятся в сроки, установленные их уставами, – в декабре 2003 года и в марте 2004-го. Перенос выборов на осень возможен, только если произойдет изменение границ района, повлекшее увеличение численности избирателей более чем на 10 процентов, или отделение городского округа. Границы новых муниципальных образований должны быть до 1 февраля 2004 года утверждены областным законом. Региональные власти обязаны обеспечить проведение этих выборов в период с 1 июня по 1 ноября 2004 года. Мест в органах власти, которые смогут занять инициативные граждане, станет больше. В самых небольших волостях, в которых живет до тысячи человек, должно быть как минимум 7 депутатов, а в районах – 15. В уже действующих советах число депутатов вырастет незначительно. Например, в Ростовском округе с 80-тысячным населением совет увеличится с 16 до 20 человек (в самом первом проекте закона планировалось набрать в депутаты тамошнего райсовета аж 40 человек!). Зато самостоятельная городская Дума может появиться в 37-тысячном Ростове Великом – 20 депутатов. А в Ярославле муниципалитет и вовсе превратится в большой хурал: рост с 23 до 35 человек. Неизвестно, правда, будет ли много желающих занять места в сельсоветах. Депутаты представительного органа муниципального образования будут осуществлять свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Оклад смогут получать не более 10 процентов депутатов. Если в сельсовете всего десяток народных избранников, то на зар-плату может рассчитывать только один депутат. А чтобы жизнь медом не казалась, в дотационных муниципальных образованиях зарплата мэров, депутатов, чиновников, работников муниципальных предприятий и учреждений будет ограничиваться потолком, установленным региональным законом. Дотации, как предполагается, будут получать 90 процентов территорий. Так что местные начальники вряд ли смогут даже мечтать о самостоятельности. Сергей КУЛАКОВ.