Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 29 августа 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/39234/

Студенту, военнослужащему, пенсионеру продукты cо скидкой

рубрика: Политика
Автор: Валентин СЕРГЕЕВ.

Редакция полосы продолжает работу по поиску и освещению наиболее интересных проектов в сфере технологий электронных денег. Сегодня мы обращаем внимание наших читателей на пионерский проект торговых пластиковых карт сети универсамов «365», по которым студенты, военнослужащие и пенсионеры смогут купить товары со скидкой. Проект социально направленный, имеющий черты «капитализма с человеческим лицом». В его основу заложена компьютеризация торгового процесса. Он обладает высокой степенью новизны для российского рынка и поэтому потребовал от руководителей сети универсамов «365» определенной смелости в принятии решений. Для Ярославля это первый реализованный проект социальных карт.


Мы надеемся, что читателям «Северного края», в первую очередь студентам, военнослужащим и пенсионерам, представленная информация будет не только интересна, но и полезна в плане предоставляемых льгот. А для руководителей губерний, городов, муниципальных образований, торговых предприятий инициатива ярославского губернатора и опыт сети универсамов «365» должны стать примером для подражания. На суд читателя мы представляем три интервью: губернатора Ярославской области Анатолия Ивановича Лисицына, директора департамента потребительского рынка товаров и услуг администрации Ярославской области Веры Ивановны ШЕМЯКИНОЙ и генерального директора сети универсамов «365» Александра Николаевича Волкова. Кратко о сети универсамов «365» Ярославская компания «Step by Step», открывшая в Ярославле новую сеть универсамов «365», представляет качественно новый уровень организации дела. За год напряженной работы были выполнены исследования, анализ потребительского рынка, формирование общей стратегии развития новой сети, и осенью 2002 года в Ярославле открылись первые два магазина площадью около 600 кв.метров каждый. Основной принцип развития сети универсамов «365» – это широкий ассортимент и высокий уровень обслуживания покупателя. Общая концепция проекта по созданию розничной сети формата «универсам» встретила понимание и поддержку со стороны местных властей, которые оценили значимость и масштабы проекта в формировании имиджа города и области. На сегодняшний день сеть обладает самой квалифицированной командой топ-менеджеров региона в сфере ритейла (развития розничной торговли), способной решать задачи по расширению сети, повышению эффективности работы и быстрому росту на рынке. Высоко ценятся компетентность и профессионализм. Стремление дарить людям радость основывается на высокой ответственности за то, что делается каждым. Компания создавала сеть универсамов, сделав акцент на качество во всем: продуктах и товарах, обслуживании, оборудовании, и первые месяцы работы подтвердили, что концепция была выбрана правильно. Сеть универсамов «365» тщательно подходит к выбору товаров, производителей и поставщиков. Обязательным условием работы с поставщиками является участие в совместных промоушн-акциях. На сегодняшний день сеть предлагает до 10 тыс. наименований товара, в базовом ассортименте находится более 16 тыс. наименований. Сеть универсамов «365» – одно из самых быстро растущих региональных сетевых торговых предприятий. Осенью 2003 года откроются еще два универсама – в Дзержин-ском и Фрунзенском районах Ярославля – общей площадью 5000 кв.м. Сеть работает над развитием и расширением новых для города услуг. В ее магазинах уже сегодня функционирует собственный мясной цех, в ближайших планах – создать цех полуфабрикатов из птицы и производство хлебопекарной продукции. Настало время, когда покупатель, и только покупатель, диктует условия работы в области ритейла. Сейчас он стремится не просто приобретать дешевые продукты, но и иметь гарантии их качества на фоне достойного обслуживания. Фирменное кредо новой ярослав-ской розничной сети «365» – максимум внимания и возможностей для покупателя. А. И. Лисицын – Что послужило толчком к применению пластиковых карт в торговле с социальными целями? – Забота о простом народе. За двенадцать лет своего существования на Ярославской земле пластиковые карты в своем развитии прошли этапы от престижной карточки для богатых, замены бензиновых талонов и жетонов для таксофонов до выдачи заработной платы работникам большинства наших предприятий. Но все это прибыльные бизнес-проекты банков, «Ярославнефтепродукта», Яртелекома, которые администрация области инициировала и поддерживала с 1992 года. Пришла пора применять карточки и в социальных целях. Бизнес должен понять свой социальный долг перед обществом. – А все-таки как ваша инициатива превратилась в реальный проект сети универсамов «365»? – Все было очень просто. Универсамы «365» имеют хорошую репутацию в Ярославле. И в ходе поездки по предприятиям областного центра я посетил магазины этого объединения. Своими глазами увидел хорошо оборудованные торговые залы, на полках выставлен широкий ассортимент качественных продуктов, но среди покупателей больше тех, кто побогаче. На вопрос «А нельзя ли сделать так, чтобы кто победнее мог представленные здесь товары покупать со скидкой, например по пластиковым картам для малообеспеченных слоев населения?» владелец сети торговых предприятий Александр Волков ответил, что можно для основного продуктового набора предоставлять скидки, а вот красную икру и другие деликатесы будем продавать без льгот. – Из областного бюджета на этот проект деньги будут выделены? – Нет, Александр Николаевич все расходы по внедрению пластиковых карт и предоставлению льготных скидок на товары взял на себя. Дельный торговец с оборота живет, а эта идея даст сети магазинов «365» новых покупателей и увеличит оборот, что в итоге покроет расходы по карточкам. Хорошо бы и другие коммерсанты подобные социальные проекты в Ярославской области развернули в помощь простым людям. Вопросы задавал Владимир ФИЛАТОВ. Визитная карточка сети универсамов «365» 2001 год – проведены анализ потребительского рынка и полномасштабные маркетинговые исследования в Ярославской области. Формирование общей стратегии развития новой сети. 2002 год. Сентябрь. Открылся первый супермаркет сети «365» во Фрунзенском районе Ярославля (ул.Калинина, 31). Торговая площадь – 620 кв.м. Общая площадь – 1970 кв.м. Ассортимент продовольственных товаров составляет 9000 наименований, сопутствующих товаров – 2000 наименований. 2002 год. Ноябрь. В центре Ярославля (пр. Толбухина, 21) открылся очередной, второй супермаркет сети «365». Торговая площадь – 540 кв.м. Общая площадь – 920 кв.м. Ассортимент продовольственных товаров составляет 8000 наименований, сопутствующих товаров – 2500 наименований. 2003 год. Июль. Дипломант конкурса мэрии Ярославля в номинации «Доверие потребителя» и обладатель приза Ярославского отделения ООО «Деловая Россия» за применение новых технологий в работе с населением. 2003 год. Октябрь. Открытие супермаркета в Дзержинском районе Ярославля, в котором планируется создание цеха мясных полуфабрикатов. Торговая площадь – 600 кв.м. Общая площадь – 1911 кв.м. 2003 год. Ноябрь. Открытие супермаркета в Ярославле (Московский пр.,125), в котором планируется создание цеха мясных полуфабрикатов, цеха по производству полуфабрикатов из птицы, намечается создание собственной мини-пекарни. Торговая площадь – 1100 кв.м. Общая площадь – 3000 кв.м. 2004 год. Создание собственной оптово-распределительной базы площадью около 4000 кв.м.   2004 год. Открытие собственного учебного центра, в котором будут готовить специалистов всех уровней: от категорийных менеджеров до продавцов. В настоящее время: Количество созданных рабочих мест – свыше 180. Количество создаваемых рабочих мест при открытии двух супермаркетов в 2003 году – 220. Общая площадь сети универсамов «365» в 2003 году составит 7800 кв.м. Общее количество покупателей в 2002 году – 275000. Планируемое количество покупателей в 2003 году – 2150000. Основной формат магазинов – универсам. В. И. Шемякина – Ваше отношение к пластиковым картам в торговле в целом и к социальным в частности? – Я положительно отношусь к использованию пластиковых карт в торговле и сфере услуг. Кроме удобства, не нужно носить кошелек с наличными – это еще и способ сохранить свои денежные средства и здоровье от посягательств недоброжелателей. И еще один плюс карточек – предприятия торговли и сферы обслуживания, автозаправочные станции предоставляют скидку на товары и услуги в среднем 3 процента при оплате с использованием карт. – Рекомендует ли департамент потребительского рынка товаров и услуг применять пластиковые карточки для оплаты товаров и услуг? – Да, безусловно, мы за то, чтобы внедрять высокие технологии «электронных денег» для оплаты своих покупок ярославцами. На сегодняшний день в 20 процентах предприятий торговли и сферы услуг Ярославского региона наши земляки и туристы могут рассчитываться за товары, используя пластиковую карту. В основном это магазины, торгующие сложной бытовой техникой, крупные гастрономы и универсамы с лучшей организацией процесса торговли. Сейчас очень многие предприниматели желают установить РОS-терминалы в своих магазинах, барах и кафе. Если раньше инициаторами установки терминалов для оплаты с применением карточек были банки, то теперь сами владельцы точек торговли и обслуживания за свои кровные покупают считывающие устройства. – Вера Ивановна, как вы относитесь к компромиссной идее отменить налог с продаж при оплате электронными деньгами: посредством пластиковых карточек через терминалы или через Интернет, но оставив налог при оплате покупок наличными? Если его полностью отменить, то местные бюджеты, в которые идет этот налог, в 2004 году совсем рухнут. – Отмена налога с продаж, конечно же, выгодна для населения. Бюджет не должен пострадать, так как объем поступлений за счет роста оборота будет увеличиваться. На сегодня в Правительстве России и Государственной Думе РФ существуют две полярные точки зрения на этот налог. Вице-премьер Кудрин категорично за его отмену, а ряд депутатов Думы за то, чтобы оставить. Есть много разумного в компромиссном решении – отменить этот сбор при оплате через Интернет и при использовании пластиковых карточек, но взимать при оплате наличными. – Какова ваша профессиональная оценка сети универсамов «365» и проекта социальных карт, инициированного нашим губернатором наверняка не без вашего влияния? – В советский период торговля была распределительным звеном, заложницей той социальной политики, в которой было мало экономики, но много идеологии. Сейчас сфера торговли – посредник между производителем и населением, именно она служит продвижению товаров к потребителю. Ярославцы идут туда, где их устраивают цена и качество. Но хочу особо подчеркнуть, что основной проблемой городской торговли, сформировавшейся в последние годы, является ее искаженная структура, в которой доминируют нестационарные, немагазинные формы. Все еще работают открытые рынки, нестационарные точки общественного питания, выполняющие социальные функции, но слабо пополняющие бюджет и создающие угрозу безопасности горожан. Прогрессивными направлениями совершенствования процесса торговли являются: формирование крупных торговых сетей; универсализация продовольственной торговли; развитие специализированных и узкоспециализированных магазинов в центрах жилой застройки, а также сети «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом товаров. Успешно развивающаяся сеть универсамов «365» отражает эти тенденции преобразований, направленных на максимальное удовлетворение возросших потребностей ярославцев. Были и раньше попытки продавать социально не защищенным слоям населения продукты и товары первой необходимости по предъявлении пенсионных удостоверений и с записью в тетрадку. Но организация помощи с применением компьютеров и пластиковых карт предпринята в сети универсамов «365» у нас в области впервые. Это совсем другой уровень обслуживания. – Вера Ивановна, будет ли департамент потребительского рынка товаров и услуг способствовать распространению опыта универсамов «365» по внедрению социальных карт? – Реализация социальных карт сети универсамов сети «365» – первая ласточка на Ярославской земле. Несомненно, мы будем поощрять ярославских предпринимателей к внедрению опыта этого положительного начинания в предприятия торговли и сферы обслуживания. Беседовал Сергей ЯКОВЛЕВ. А. Н. Волков – Сколько времени заняла подготовка проекта? – С момента инициативы, высказанной губернатором области, на подготовку к реализации проекта потребовался один месяц. Были проведены расчеты денежных ресурсов, необходимые для предоставления скидок. Доработанные програм-мные продукты для компьютерных сетей универсамов «365». Разработан дизайн, заказаны и изготовлены сами социальные карты. – На какие слои населения нацелены социальные карты скидок? – Право на получение социальных карт скидок в сети универсамов «365» получат наименее защищенные слои населения. Это в первую очередь пенсионеры, а затем студенты дневных отделений учебных заведений и военнослужащие: офицеры, солдаты срочной службы и контрактники. – Каков размер скидок в процентном соотношении к розничной цене товаров? – По предъявлении дисконтной пластиковой карточки универсама «365» на основные товары потребительской корзины покупатель заплатит на 5 процентов меньше цены, обозначенной в ценнике на витрине универсама. – Как получить вашу социальную карту скидок? Необходимо ли собирать комплект документов, справок из органов социальной защиты или других органов? – Бюрократии не будет. Для получения дисконтной карты необходимо обратиться в один из универсамов сети по адресам: ул. Калинина, 31; пр. Толбухина, 21, и заполнить анкету, предъявив документ, подтверждающий социальный статус: пенсионное удостоверение, студенческий или военный билет. – Сколько стоит социальная карта для студента, военнослужащего или пенсионера? – Для получения карты необходимо заплатить 40 рублей. Это стоимость изготовления самой дисконтной карты. Универсам наценку на карту не производит и прибыль при продаже карты не получает. – Каков срок ее действия: месяц, год или более? – Срок действия социальной карты будет около года, то есть до 1 сентября 2004-го. – За сколько покупок или за какое время будет оправдано приобретение карты и покупатель начнет получать выгоду? – В среднем, по нашим расчетам, на базе уже имеющейся статистики покупок стоимость карты в 40 рублей окупится после 5 покупок, а затем уже покупатель начнет получать выгоду. Примерно из 365 дней в году 355 можно иметь выгоду. – По вашим предварительным оценкам, сколько жителей Ярославской области смогут воспользоваться скидками в сети универсамов «365»? – Мы сделали расчеты, базируясь на потребление средней семьи, по нашей терминологии – домохозяйства. Скидками смогут воспользоваться, по нашим расчетам, около 9 тысяч домохозяйств. – Карточки не именные, и выходит, что, получив карточку, студент, военный или пенсионер может передать ее третьему лицу, чтобы он совершил покупку со скидкой. Будут ли магазины «365» в таких случаях предоставлять объявленную скидку? – Правилами пользования дисконтной картой запрещается передача ее третьим лицам. Надеемся на сознательность покупателей. – Может быть, надо какое-либо постановление губернатора или мэра в помощь проекту торговых социальных карт или бизнес в силах и сам справиться с нагрузкой от социальных льгот? – Одним из принципиальных вопросов при обсуждении инициативы с губернатором области было условие отсутствия расходования бюджетных средств на нашу социальную программу. Всю финансовую нагрузку по проекту универсам «365» мы взяли на себя. – Каковы, на ваш взгляд, перспективы социальных карт в сети универсамов «365» и в торговом бизнесе города, области и России? – Россия стоит на пороге активного роста безналичных расчетов. Наши город и область находятся в электронных деньгах на самых передовых позициях. Поэтому у проектов, связанных с «пластиком», будущее есть. Колонка редактора Сегодня динамичное развитие рынка пластиковых карт, который в Ярославском регионе по российским меркам имеет очень высокий уровень по числу держателей карточек и широте охвата всех слоев населения, вы-двигает на передний план применение высоких технологий пластиковых карт для решения социальных задач. В России уже имеются примеры успешного применения социальных карт. В Балашихе Московской области лекарства по льготным и бесплатным рецептам выдают по карточкам, и денег на медицинские препараты социально не защищенным категориям населения стало хватать без увеличения объемов финансирования. Постановлением губернатора Московского региона Бориса Громова балашихинский опыт распространяется на другие районы Подмосковья. Поддержали это начинание и тогда еще заместитель председателя Правительства РФ Валентина Матвиенко, и министр труда России Александр Починок. Мэрия Ярославля в своем комплексном проекте применения пластиковых карт в муниципальной экономике города также планирует в 2004 году выдавать льготные и бесплатные лекарства по карточкам. В столице внедряется «социальная карта москвича», инициированная и развиваемая руководством метрополитена. В настоящее время специалистами межведомственной комиссии по интеллектуальным картам при Правительстве России разработана концепция унифицированной автоматизированной расчетной системы с применением интеллектуальных карт (УАРС). Она готовится к представлению на утверждение Правительством РФ. Одним из компонентов УАРС является федеральная система социальных карт (ФССК). В этой программе Ярославль выбран в качестве полигона для отработки пилотного проекта по ФССК в реальных условиях российской провинции. Наш регион гораздо беднее Москвы, у нас нет метрополитена с миллионными оборотами, а потому просто скопировать великолепную дорогую «социальную карту москвича» ярославцам не по карману. Надо искать более простые, дешевые и не столь громоздкие решения. Инициированная губернатором Ярославской области Анатолием Лисицыным и применяемая в сети универсамов «365» торговая локальная неперсонифицированная карта для студентов, военнослужащих и пенсионеров – пример из жизни, отвечающий требованиям провинциальной действительности. Подобные локальные проекты властные структуры должны поддерживать в рамках своих полномочий, а коммерсанты в сфере торговли и услуг копировать. Это позволит наработать технологический опыт, приучить население к картам, снять социальную напряженность между богатыми и бедными. Следующим шагом будет переход от ведущихся теоретических разработок к организации и реализации системных проектов социальных карт в масштабе города, региона и России в целом. Владимир Филатов, член федеральной рабочей группы по применению социальных карт, редактор полосы.