Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 10 сентября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/39440/

Галина Степенко: «Санкции оставим на крайний случай»

рубрика: Политика

3 сентября в «Российской газете» был напечатан указ Президента России о назначении выборов в Государственную Думу РФ. Таким образом, кампания по выборам депутатов Думы началась. О том, по каким правилам она будет проходить, на встрече в редакции «Северного края» рассказала председатель избирательной комиссии Ярославской области Галина Степенко.


– Галина Ефремовна, по новому закону все кандидаты, начиная с депутата местного собрания и кончая президентом, должны представить сведения о себе и своем имуществе. Как вы будете проверять их достоверность? – При избирательной комиссии создается контрольно-ревизионная служба. Через налоговые органы и учреждение по регистрации имущества она проверит сведения, представленные кандидатом. – Если выяснится, что они недостоверны, что грозит нарушителю? – Снять кандидата с избирательной кампании или не зарегистрировать мы не можем. – А суд? – Нет, за недостоверную информацию не может. Мы через СМИ доведем до сведения избирателей, что кандидат дал неверную информацию, а люди пусть сами решают, голосовать за этого человека или нет. – Как вы будете реагировать на факты незаконно раннего начала агитационной кампании? Например, на рекламные щиты партий, не оплаченные из избирательных фондов. Выборы начались, а они стоят на улицах города. – Мы сразу же проинформировали региональные отделения об обязанности их снять, и нормальные партии все уже сделали. Единственно, мы до Аграрной партии никак дозвониться не могли. Реклама теперь не может появиться, пока партия не заявит об участии в выборах и не сформирует избирательный фонд. – Вы будете применять санкции? – Ну, зачем же сразу санкции?! Давайте использовать их только в крайнем случае. Я считаю, что нужно все вопросы решать путем переговоров. Мой главный принцип – уметь договориться и не доводить участников выборов до крайности. Зачем нам нужны все эти суды, споры? Если человек разумный и все понимает, ему следует только подсказать, что нужно сделать. Он это либо забыл, либо не знал. – Еще пример. В почтовый ящик нашего корреспондента положили газету одной партии, в которой указывается, что она пойдет на выборы в Госдуму РФ, а все материалы чисто пропагандистские. Газета тиражом 2 миллиона экземпляров сдана в печать 7 августа, но в ящик ее положили 3 сентября, в день начала предвыборной кампании. Является ли это нарушением? – Видимо, газету с опозданием разложили по почтовым ящикам, так как не знали, что началась избирательная кампания. Ожидалось, что указ Президента РФ о назначении выборов будет подписан со 2 по 7 сентября. Вечером 2 сентября в новостях мы услышали, что указ подписан. По правилам он должен быть опубликован в течение 5 дней, и мы думали, что будет еще время, чтобы партии сориентировались и пошли снимать свои лозунги. А утром 3 сентября указ уже был напечатан в «Российской газете». Даже мы этого не ожидали. Таким образом, все участники выборов невольно попали в нарушители. – Вы говорили о равенстве, но готовы ли обеспечить равные права для всех партий на выборах? Не исключено, что кто-то будет использовать административный ресурс... – У нас в комиссии представители многих партий, и никто не позволит какой-либо из них нарушать закон. 3 сентября они уже успели сфотографировать неубранные рекламные щиты друг друга и тут же звонят нам в избирательную комиссию. – А какие у вас есть рычаги воздействия? – Пока будем разговаривать с представителями партий, чтобы они не переходили дозволенные рамки. – Может быть, нам в области по образцу федерального провести свой общественно-политический форум «Выборы-2003», где партлидеры могли бы договориться о честном ведении кампании? – На прошлых выборах у нас в области такое соглашение было подписано. Мы переговорим с партиями, когда они обозначатся. Пока неизвестно, сколько региональных отделений будет участвовать в выборах. Нам только в конце сентября управление Минюста даст список зарегистрированных в регионе отделений партий. Так же можем и с представителями СМИ создать согласительный совет, чтобы мы могли договориться, не привлекая ни судебные инстанции, ни карательные органы. Ведь все мы преследуем одну цель – провести выборы в рамках закона. Конечно, есть такие, как Доренко, мечтающие любыми путями заработать на выборной кампании. Но их единицы. А все остальные работают в коллективе и понимают, что в случае нарушений подводят в первую очередь не себя, а коллектив. Где Доренко сегодня? Пусть с деньгами, но пропал. – Насколько вы верите, что требования равенства, продекларированные в законе о выборах, будут соблюдаться? – Вы знаете, писавшие этот закон депутаты Госдумы РФ себя поставили в более выгодное положение по отношению к остальным кандидатам. Они не уходят в отпуск во время предвыборной кампании, а продолжают свою деятельность. И сейчас будет сложно решить, что публикуется в СМИ – это информация о депутатской деятельности или агитация. Если одного из депутатов Госдумы РФ постоянно показывают по региональному телевидению и за ним ездят журналисты хороводом, явно он им платит. Да, депутат имеет право отчитываться перед избирателями, по сравнению с ним губернатор оказывается в невыгодном положении, так как обязан уйти в отпуск. А чем губернатор отличается от депутата? Оба работают четыре года. – А если за кандидата платит бюджет? – Это уже прямое нарушение закона. Все, что идет в СМИ в качестве предвыборной агитации, должно быть оплачено из средств избирательного фонда. – Сейчас много говорится о том, что разграничение между агитацией и информацией, установленное законом о выборах, весьма зыбкое. Насколько велика возможность ошибки или предвзятого подхода к партии или СМИ? Ведь за незаконную агитацию журналистов ждет наказание. – Это уже крайняя мера. Надеюсь, что до нее мы доходить просто не станем. Рассчитываю, что мы будем сотрудничать со средствами массовой информации, больше разъяснять и предупреждать, вместе с вами разбираться во всех спорных моментах. В конце сентября планируем собрать практически все СМИ Ярославской области, которые будут участвовать в избирательной кампании. Может быть, есть смысл создать маленькую рабочую группу из представителей разных СМИ и уважаемых людей. Она могла бы вместе с избирательной комиссией помогать разбираться в конфликтных ситуациях. Я думаю, что в этом случае часть вопросов мы бы сняли на первой стадии, как только они появятся. Легче предупредить, чем наказывать, снимать кого-то с регистрации. Лучше работать вместе. – Почему встреча представителей СМИ и облизбиркома пройдет в конце сентября, а не прямо сейчас? Ведь избирательная кампания в Госдуму РФ уже началась. – 16 сентября областная Дума должна принять постановление о назначении выборов губернатора. 24 сентября предполагается провести заседание муниципалитета Ярославля, на котором должно быть принято решение о дате выборов мэра. Кроме того, областной избирательной комиссии нужно отправить в ЦИК просьбу разрешить совмещение всех этих кампаний. После того, как мы получим согласие ЦИК, можно будет говорить, что 7 декабря 2003 года пройдут сразу трое выборов. Проходить они будут по разным законам, которые приняты недавно и еще не опробованы на практике. Мы в избирательной комиссии люди новые, из старого состава остались всего три человека, в аппарате – два человека. Вы, журналисты, также поставлены в новые условия. Будем учиться все вместе. – На днях руководитель регионального отделения одной из партий заявил, что любое упоминание ее названия будет расценено как агитация. Центральное руководство строго-настрого запретило давать какую-либо информацию о деятельности партии, даже о кандидатах. Разъясните, насколько правильно партийцы поняли закон? Как в реальной практике вы станете различать агитационные и информационные материалы? Будет ли считаться агитацией информация о работе партии: о партийных списках, выдвижении кандидатов – без призыва к голосованию? – В законе РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» дано понятие агитации – побуждение избирателей голосовать за или против какой-либо партии или кандидата, либо против всех. Любой материал СМИ мы смотрим: прослеживается ли в нем желание сказать о ком-то больше, о ком-то меньше. Агитация в СМИ начнется за 30 дней до голосования, а пока идет только информация. Она должна быть достоверной, объективной и не нарушать равенства кандидатов. Это как в слаломе – объехать три препятствия. Если из номера в номер публикуются пространные материалы про одного депутата, а о других участниках кампании в месяц дали пару строк, несмотря на все информационные поводы, то понятно, на чьей стороне СМИ играют. Если станет известно, что информация недостоверна, она будет считаться агитацией. – А кто определит, есть ли в тексте побуждения к голосованию за или против кандидата? – Есть только три арбитра – сам кандидат, избирательная комиссия и суд. Здесь сложность в том, что до выборов журналисты работают по закону о СМИ. Как только начинается избирательная кампания, в первую очередь нужно обращаться к закону о выборах. Никто не собирается закрывать издания, лишать лицензии творческие коллективы за малейшую провинность, допущенную в ходе избирательной кампании. По крайней мере, никто не будет делать выводы на основании отдельного эпизода, отдельной статьи, отдельной строчки, отдельного выпуска информационной программы телеканала. Все будет оцениваться в системе. Если поступит жалоба на работу регионального издания или телеканала, то наша избирательная комиссия изучит ее, и если согласится с аргументами жалобы, должна будет доказать их в суде по месту нахождения СМИ. Вердикт суда о том, что нарушения есть, и назначение штрафа – это звонок руководителям СМИ, чтобы, заплатив тысячу рублей, они больше не допускали такого рода ошибок. Если СМИ не удовлетворены решением суда первой инстанции, они могут обратиться с кассационной жалобой в более высокий суд. Но когда выводов не сделано, нарушения продолжаются, и суд во второй раз за одну избирательную кампанию принимает решение о наказании штрафом, предупредительный звонок должен зазвучать еще тревожнее. После третьего нарушения избирательная комиссия вправе обратиться в Минпечати на предмет приостановления выпуска средства массовой информации. Минпечати в этой ситуации обязано будет направить соответствующие документы в суд. – Если СМИ публикуют итоги соцопроса, чем это грозит? – Ради бога, вы же не побуждаете голосовать за кандидатов, а просто объявляете итоги опроса. Это разновидность информации. Но тогда нужно соблюдать требования закона: необходимо указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо, заказавшее проведение опроса и оплатившее его публикацию. За пять дней до дня голосования будет запрещена публикация любых материалов по опросам общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в Интернете. Несоблюдение этих требований влечет за собой признание подобных материалов агитационными. – Будете ли вы следить за расценками на предвыборную агитацию в СМИ? – 3 сентября началась кампания по выборам депутатов Госдумы РФ. В течение месяца все СМИ должны опубликовать стоимость эфирного времени или печатной площади. Закон требует, чтобы они были едины для всех кандидатов и до выборов не изменялись. – Значит, если СМИ не строят свою редакционную политику во время избирательной кампании на стремлении кому-то подыграть... – ...все будет не так страшно. Еще раз говорю, что мы не преследуем цель кого-то наказывать. Легче действительно договариваться. – Галина Ефремовна, желаем вам и вашим коллегам по избирательной комиссии успешной работы в нелегкое предвыборное время и надеемся на конструктивное сотрудничество. Записал Сергей КУЛАКОВ. * * * Галина Ефремовна Степенко родилась в 1949 году во Франкфурте (Германия). Имеет среднее педагогическое, высшее юридическое образование. В 1997 году закончила Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». 5 лет работала воспитателем в детском саду, 9 лет – в комиссии по делам несовершеннолетних при Пролетарском райисполкоме Рыбинска, 13 лет – начальником управления социального обеспечения администрации Рыбинского муниципального округа. Неоднократно избиралась депутатом райсовета. В 1994 – 1995 годах являлась депутатом областной Думы первого созыва. 26 марта 2000 года вновь избрана депутатом облдумы и одновременно депутатом Рыбинского совета депутатов. Работала на постоянной профессиональной основе заместителем председателя комиссии облдумы по законодательству, входила во фракцию «Единство». 2 июня 2003 года избрана председателем облизбиркома. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Галина Ефремовна замужем, муж – актер и театральный режиссер, сын – военнослужащий.