Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 07 октября 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/39912/

Тайны консервных банок

рубрика: Политика

за последние годы на прилавках магазинов появилось огромное количество разнообразных товаров в очень заманчивых обертках или упаковках. большинство – с нарисованными золотыми медалями на этикетках. но все ли золото, что блестит? не пора ли нашим людям познакомиться с рекламируемым производителями товаром повнимательнее?


Как говаривал Козьма Прутков, зри в корень. В нашем случае – читай внимательно этикетку. Итак, прочтем надписи на «лейблах» с увеличительным стеклом. Во-первых, обратим внимание на технологию изготовления продукции. Что это такое «ГОСТ» или «ТУ»? «ГОСТ» – это «государственный стандарт», некие общие, установленные государством нормы. «ТУ» – это «технические условия», принятые на каждом конкретном предприятии. Поэтому одни и те же продукты и товары, сделанные в соответствии с ГОСТом и ТУ, могут отличаться друг от друга, как мальчик от девочки. То есть кардинально. Возьмем, к примеру, консервы «Сайра натуральная с добавлением масла. ГОСТ 13865-68. Масса 245 г». Тут искушенный человек уже понимает, что при таком клейме собственно «сайры» в банке не может быть меньше 75 процентов от нетто. А в такой же жестянке с упоминанием «ТУ» – может быть и менее 50, так как именно так решили технологи того конкретного предприятия. И точка. Они ведь вас предупредили об этом мелким шрифтом на банке, и ваше право – покупать этот товар или не покупать. Производители, конечно, знают главный закон рынка: консервы, сделанные в соответствии с «ТУ», стоят дешевле гостовских, иногда значительно дешевле, а наш народ смотрит не на надпись мелким шрифтом, который может прочесть через лупу только Шерлок Холмс, а на ценник. По сути, производственники не только не нарушают закон, но, наоборот, выполняют требования контролирующих органов, в том числе и общественных, о добросовестной информации. Другое дело, что из-за такого ее обилия покупатель теряет возможность понять, что именно ему продают. На двухсотграммовой банке появляется несметное количество нужных, необязательных и полностью бессмысленных надписей, знаков, картинок, стрелок, сбивающих с толку рядового потребителя. Молодожены, неопытные хозяйки и голодные студенты знают, что продуктовые консервы не должны быть хотя бы во вспученных или сильно деформированных банках. Жены третьего года замужества уже должны разбираться в давленой маркировке на консервной крышке. Там буква «Р» обозначает рыбо-и морепродукты; «М» – молочные; «МС» – мясные; «О» – овощные. Это нужно знать хотя бы потому, что бумажная обертка может оторваться или быть переклеенной. Но и без нее должно быть ясно, что в закатанной жестяной банке находятся не «Крабы дальневосточные» («2 Р»), а «Патиссон кормовой» («4 О»). А на банках с красной икрой (очень похожих на банки с «Салатом из морской капусты» – по внешнему виду, а не цене! ) специально должно быть выдавлено слово «Икра». Сегодня покупатель больше обращает внимание на обязательные графы «Срок изготовления» (указывается в первом ряду цифр любых консервов) и «Срок хранения». Но и тут – опять ловушка. Многие путают эти два понятия. А напрасно. Идем дальше. Здравомыслящий покупатель должен понимать, что те же рыбные консервы должны изготавливаться по месту лова той же рыбы или морепродуктов. И если продукт «Акула вкусная» изготовлен не на предприятии у берегов Атлантики, а в далеком от теплых морей тульском Новомосковске, значит, рыбку везли туда издалека, заморозив ее фреоном, обработав в трюмах фумигацией... Если они на «паленой» водке, разлитой где-нибудь в грязном подвале, поставят штамп «Русского стандарта» (ГОСТ Р 51355-99), то именно это обстоятельство будет фигурировать в их судебном приговоре! Но вернемся к маркировке. По старому русскому убеждению, что «за морем телушка – полушка» и что все иностранное вкуснее отечественного, мы интуристовской упаковке верим больше нашей. И это почти правильно. За исключением того, что обычным жителям трудно бегло читать по-китайски или по-вьетнамски. А также по-турецки и по-немецки. Приходится ориентироваться на картинку. А уж в этом капиталисты что Запада, что Востока поднаторели. Не реклама, а картины Рафаэля на обложках. И банки с колечками, и ветчина в жестянке со специальным ключиком... За один этот ключик мы им все прощаем. И не смотрим на честно указанное количество непищевых добавок в продукте, консервантов, каких-то химикалий «В-64» (там с рекламой не шутят! ). Возьмем, например, чай чернолистовой «Dilmah». Производит его (лист и чай) фирма «MJF Group», а упаковку для этого чая – компания «Эн Джи Эф Тис Лтд». В случае обнаружения в чае гайки или соломы к кому предъявлять претензии? Непонятно. То же и с промтоварами. Даже автоматы в супермаркете не все знают, каким штрих-кодом метится страна-изготовитель. Между тем сетка-«зебра» несет в себе полный паспорт о наиболее существенных параметрах товара. В 70-х годах в США был принят универсальный код VPC. В Европе и Японии, в противовес Дяде Сэму, завели свой -EAN. В принципе они близки и используют один и тот же набор знаков. Код состоит из 13 знаков (12 из них информационные), но бывает и 8-цифровой, если товар малогабаритный. Первые две или три цифры обозначают код страны-производителя. Данные о фирме, изготовившей товар, находятся в следующих пяти знаках, потом идет подробная характеристика вида изделия: масса, цвет, размеры и т.п. Последняя цифра – контрольная, для проверки правильности считывания штрихов сканером. России присвоен код 460-469. Если вы увидите на маркировочной этикетке английскую или датскую королевскую корону, то это значит, что товар удостоен высшего знака качества. В США это президентские награды «Е» и «E-star» за выдающиеся успехи в экспорте и за высокое качество товара. Знак «СЕ» означает безопасность товара. Вот коды некоторых других стран: 00-09 – США, Канада; 30-37 – Франция; 400-440 – Германия; 471 – Тайвань; 489 – Гонконг; 50 – Великобритания; 594 – Румыния; 690-691 – Китай; 729 – Израиль; 869 – Турция; 893 –Вьетнам... Мы знаем, что традиционно хорошую обувь производят Италия, Австрия и зимнюю – Финляндия. Поэтому некоторые бизнесмены из других стран бессовестно используют упоминание о том, что их товар сделан как раз в этих популярных краях. А в суде они покажут какой-нибудь полулиповый договор с маленькой обувной фабрикой на Сицилии, продавшей туркам или румынам право «ковать» их продукцию. Так что смотрите лучше не на «Made in...», а на качество самой обуви. Правда, химики сегодня настропалились выдавать такие полиуретановые вещества, что отличить натуральную кожу от искусственной – уже мастерство. Кстати, надо знать, что «фирменные» страны-производители не кладут в обувную коробку специального влагопоглощающего пакетика. Это делается тогда, когда товар доставляют из стран Юго-Восточной Азии, чтобы при перевозке морем водный конденсат не повредил ботинки. Для покупателя такой пакетик – сигнал, что «осетрина второй свежести». «Lenta.ru».