Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 29 марта 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/42584/

Орган для немца - как для русского балалайка

рубрика: Политика
Автор: Зинаида ШЕМЕТОВА.

Выдающийся немецкий музыкант Хуберт Майстер считается лучшим в мире интерпретатором органной музыки Баха. Недавно знаменитый исполнитель впервые побывал в России, дав всего два концерта: один в Большом зале Московской консерватории, другой - в Ярославской филармонии. Визит мировой музыкальной звезды в провинциальный город, безусловно, событие. А обязаны мы ему давней дружбой ярославской органистки Любови Шишхановой с Хубертом Майстером - они познакомилась много лет назад на семинаре в Австрии. После концерта, прошедшего с неимоверным успехом, нашему корреспонденту удалось побеседовать с Хубертом Майстером.


- Господин Майстер, вы получили приглашение приехать в Ярославль еще в 1991 году, но приехали только сейчас. С чем это связано? - У меня всегда было желание побывать в России. В детстве, когда я учился играть на фортепьяно, у меня был русский педагог из эмигрантов. Я очень любил его, учил язык, читал русские книги. Это было в Регенсбурге, близ Мюнхена. В церковь на воскресные богослужения приходили русские эмигранты, я просил у них книги. Так я познакомился с творчеством Толстого, Гоголя, Достоевского. Эта литература производила на меня сильное впечатление. Когда Любовь Шишханова спросила, нет ли у меня желания приехать в Россию, я не задумываясь ответил: конечно, есть. Но шел 1991 год. Из России стали поступать тревожные известия. Я читал газеты, думая, правда это или нет, насколько опасно то, что там происходит. В Вальдхайме, где я живу, не так много событий. Поэтому были сомнения насчет поездки. - У вас тоже было неспокойно. Например, Берлинская стена обрушилась. - Для нас это не было связано с Россией. - Вы сказали, что учились игре на фортепьяно. А как пришли к органу? - Еще осваивал скрипку, альт. А с органом я был связан с детства. Мой отец играл на органе, часто мы с ним музицировали в четыре руки. - Как вы думаете, есть ли разница в отношении к органу у наших и немецких музыкантов? - У нас в каждой церкви орган, и для нас он как для русских балалайка. - У нас все органисты - это концертирующие исполнители. А у вас? - Во всей Европе вы не найдете только концертирующих органистов. Либо они еще играют в церкви, либо преподают. - Существует ли противостояние между католическими и протестантскими органистами? - Немножко есть. В школах идет раздельное обучение из-за разницы литургического богослужения. Однако процесс постепенно сглаживается, появляются школы, где нет раздельного обучения, а есть одно церковное отделение. - В православном храме главным является слово Божие, поэтому там нет музыкальных инструментов. В католическом храме какую роль играет орган? - Вот уже в течение 12 столетий одно предназначение органа - сделать богослужение праздничным, торжественным, другое - поддерживать хор. Единство архитектуры, живописи, музыки создает определенный настрой. - Вы являетесь лучшим интерпретатором органной музыки Баха. Помните, как услышали ее впервые? - Когда мне было девять лет, я пел в церковном хоре мальчиков. Помню, какое сильное впечатление произвела на меня си-минорная месса Баха. Специально заниматься его творчеством я не думал, это происходило исподволь. Я много играл композиторов добаховского периода, увлекался Чайковским, буквально был потрясен его музыкой. В 15 лет слушал только Чайковского. Я изучал музыку от композиторов прошедших эпох до современных. Не заметил, как все больше и больше погружался в Баха, стал заниматься теорией. Сейчас я работаю над банком данных, посвященных Баху. У меня три системы, очень сложные. Аналогов нет, поэтому работа очень трудная. - В процессе работы находились новые произведения? - Обнаруживается другое: произведения, которые приписывались Баху, оказывались не его, а учеников или композиторов из его окружения. Так что чем глубже погружаешься в Баха, тем его произведений становится даже меньше. - В Германии есть еще такие же преданные исследователи? - Наверное, каждый может сказать про себя утвердительно. Особенно в этом преуспели голландцы, которые считают: только они знают, как надо играть Баха. - Научная работа в Германии дает средства к существованию? - Да, если вы работаете профессором в университете, или критиком в большой газете, или являетесь специалистом научно-исследовательского института. - Приходилось ли вам играть в Ватикане или перед европейскими титулованными особами? - Нет, это не так интересно. Я думаю, у них нет такого понимания, какое есть у истинных ценителей музыки. - В поездках вас сопровождает фрау Майстер. Она тоже музыкант? - Нет, просто любительница. Она от отца узнала много музыки, играла с ним на органе. - Где вы встретились? - Она пела в студенческие годы в хоре, где я дирижировал. У нас три дочери. Никто из них не стал профессиональным музыкантом, но все они с любовью относятся к музыке. Младшая дочь играет в студенческом оркестре на альте, сейчас собирается с оркестром ехать в Китай на гастроли. - Ваши впечатления о России? - В официальных учреждениях столкнулся с хамством, а в кругу друзей - с таким добросердечием, какого нет в Германии. Россия - страна контрастов: можно чем-то восторгаться, а через мгновение появляется противоположное настроение. Некоторые моменты мне были вовсе непонятны. Почему, например, я должен забрасывать на верхнюю полку свой неподъемный чемодан? Россияне точно не выше меня, но как они умудряются это делать? Странно было слышать в поезде: "закрываются туалеты". Непонятно, почему при посадке в поезд надо показывать паспорт. Мы можем по всей Европе разъезжать без паспорта и без визы. - Вы попробовали русскую водку? - Да, нам она понравилась. Мы увезли бутылочку домой, но почему-то дома так вкусно не было. Водка, наверное, хороша только в русском обществе, с закуской и разговорами. А дома мы пили просто, как вино. Этот визит подарил много впечатлений. Мы увидели старую культуру. Люди за небольшую плату сохраняют ее, любят. Это очень впечатляет. Ваш орган прекрасно звучит, я считаю, что это счастье для Ярославля. Фото Дмитрия ШИМАНСКОГО.