Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 10 апреля 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/42903/

Купечество встало на защиту

рубрика: Политика
Автор: Алексей МУРАВЬЕВ.
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ.

Храм в честь иконы Знамения Божией Матери – одно из красивейших зданий Ярославля – это известная Знаменская башня на площади Волкова. Но даже появившийся над ней сравнительно недавно церковный купол многие воспринимают просто как элемент украшения.


Между тем когда-то церковь эта пользовалась особой любовью горожан. Ярославль в древности был обнесен земляным валом с башнями, служившими пропускными воротами. В XVI веке и была построена одна из них – Власьевская. Тогда же с восточной стороны ее над проездом написана икона Знамения Божией Матери. Она имела большое сходство с чудотворным образом одного из новгородских соборов. И благочестивые люди, проходя и проезжая этими воротами, всегда осеняли себя крестным знамением и молились перед этим святым изображением. К башне была пристроена деревянная лестница с небольшой площадкой, обнесенной перилами, чтобы каждый мог приложиться к иконе. Затем здесь была устроена деревянная часовня, где совершались молебны служителями Власьевской церкви. В 1736 году по ходатайству игумена Афанасьевского монастыря Ионы часовня была приписана к Кирилло-Афанасьевскому монастырю, который находился неподалеку. Со временем часовню одели в камень, но в 1785 году ярославский генерал-губернатор А. П. Мельгунов распорядился разобрать башню, а материал от нее употребить для постройки Дома призрения ближнего. Однако купечество Ярославля встало на защиту святыни, предложив поставить для новостройки 15 тысяч кирпичей. Власьевская башня осталась нетронутой и в таком виде просуществовала до 1850 года, когда с разрешения епархиального и гражданского начальства часовню расширили, и деревянный вход заменили каменным крыльцом. Внутри она, как свидетельствовали современники, была расписана «хорошей живописью». В 1861 году по благословению святейшего Синода и архиепископа Нила на средства купца Арсения Ивановича Оловянишникова по завещанию его отца часовня была обращена в храм. Но он был тесен, богомольцев сюда приходило все больше, и настоятель Афанасьевского монастыря архимандрит Николай обратился к городской думе с предложением уступить Власьевскую башню в духовное ведомство. Он решил устроить в ней храм, а в существовавшей церкви только алтарь. Но дума не согласилась, и дело остановилось. В 1896 году преосвященный Иоанникий, викарий ярославский, настоятель Афанасьевского монастыря, составил новый план расширения – пристройки на 3 сажени (6,4 м) в восточную сторону, при этом Власьевская башня оставалась нетронутой. Городская дума дала на это разрешение, и с апреля по ноябрь 1897 года был построен новый обширный храм в византийском стиле. Освящен он 21 декабря 1897 года. Постройка стоила Афанасьевскому монастырю 23 тысячи рублей, пожертвовано на этот счет было 13 тысяч. О том, каким было внутреннее убранство храма, мы узнаем из «Главной описи церковного достояния ярославского Афанасьевского мужского монастыря» за 1908 год. Широкой аркой нижний этаж делился на две половины. Над аркой возвышался угольной формы фронтон, в карнизе которого выложены из кирпича несколько углублений, имеющих вид маленьких арочек. Внутри них масляными красками по цинку были написаны девять изображений херувимов. В том же фронтоне, чуть выше окон второго этажа, находилось галтельное кольцо, в котором помещалось изображение Господа Саваофа. Несколько ниже окон второго этажа из кирпича был выложен киот, стороны которого составляли две полуколонки. Там находилась икона Знамения Божией Матери. Остальные части наружных стен были покрыты пилястрами и разнообразными фигурками. Вход в храм был с северной стороны, над ним имелось изображение «Благословляющий Спаситель». Здание венчала глава с восьмиконечным крестом. Храм находился на втором этаже. Длина и ширина его составляли около 13 х 13 м, высота 8 м. Освещался он продолговатыми, кверху закругленными 12 окнами с разноцветными богемскими стеклами – белого, красного, оранжевого, голубого цветов. Необычным было расположение алтаря, который находился на юго-западной стороне и обращен был на запад. Он и ризница отделялись от храма одинаковой величины и архитектуры резными золочеными иконостасами. По правую сторону Царских Врат помещался древнего письма Нерукотворный Образ Спасителя в серебряно-позолоченной ризе. Под ним надпись: «Истинное подобие всемилостивого Спаса Нерукотворного, нарицаемого «Обыденнаго», иже избави град Ярославль от надежащия смертоносныя язви в лето 1760 года». Слева от Царских Врат находилась древняя икона Знамения Божией Матери в сребро-позолоченной, чеканной работы, с эмалью ризе, пожертвованной наследниками В. М. Мосягина в 1895 году. В нише на западной стороне храма, которой является восточная стена Власьевской башни, помещалось фресковое изображение XVI века Знаменской иконы Богоматери. В 1897-м образ был облачен в новую драгоценную ризу стоимостью 20 тысяч рублей. По обе стороны от иконы был устроен одноярусный иконостас. Еженедельно в пятницу перед этим образом после поздней литургии пелся молебен с акафистом, что обыкновенно совершалось настоятелем монастыря или старшим иеромонахом. В начале ХХ века неоднократно проводились наружные работы по ремонту здания. В 1900 году храм был оштукатурен, в 1913-м – побелен подъезд и паперть церкви, отремонтирована прилегающая к ней мостовая. До 1932 года храм оставался действующим. Потом общину распустили, церковь закрыли. В советское время здесь были склад, читальня, кинотеатр «Луч». В 1990 году здание передали кинообъединению «Юность», которое и сейчас располагается здесь. Но хочется все-таки надеяться, что история этого здания как православного храма не закончилась. Ведь примеров того, как буквально из небытия возрождались святыни, в Ярославле уже немало. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.