Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 21 мая 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/43716/

Закон про квартплату

рубрика: Политика
Автор: Николай БИКУЛОВ.

Принятые 9 апреля этого года Государственной Думой и одобренные Советом Федерации изменения и дополнения в закон «Об основах федеральной жилищной политики» и в некоторые другие законодательные акты страны, определяющие механизм оплаты жилья и коммунальных услуг, 6 мая подписаны президентом. «Российская газета» опубликовала новоиспеченный законодательный акт 8 мая. С этого дня все его положения (за исключением одного, о котором ниже) вступили в силу и обязательны для исполнения как населением, так и предприятиями жилищно-коммунальной сферы и органами местной власти по всей стране.


Что же нового несет нам новый закон? Повышать квартплату станут реже Сбылась вековая мечта граждан, внимательно читающих каждую строчку счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, но не понимающих, почему каждый месяц все цифры там разные. Самые радикальные поборники народных интересов настаивали на том, чтобы устанавливать тарифы раз в год. В законе написали чуть мягче: «Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, КАК ПРАВИЛО, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета...» Из правил, конечно, бывают исключения, но: «Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о местных бюджетах», сказано чуть ниже. Это требование фактически восстанавливает положение устава города Ярославля о том, что цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) утверждают депутаты муниципалитета. Несколько лет назад депутаты добровольно передали эту функцию мэру и категорически отказываются взять ее обратно. Теперь придется! Правда, у мэрии останется одна лазейка для прямо не контролируемого депутатами изменения сумм платежей, взимаемых с населения. Есть возможность поменять так называемые нормативы потребления услуг. В частности, в прошлом году нам сообщили, что зимой народ малость перегрели, то есть больше, чем изначально планировали, подали в отопительные батареи гигакалорий тепла. И выставили населению уже в мае счет, где по той же старой цене взяли новые деньги за будто бы неоплаченное в течение зимы тепло. Но дошло ли оно до каждой конкретной батареи – этот вопрос тогда даже не обсуждался. Но тот год был далек от выборов! Нынче ситуация прямо противоположная. Хотя зима была в целом холоднее, в апреле нам снизили плату за отопление – дескать, погода хорошая, нормативы потребления снижены... На самом деле не весной запахло, а скорыми выборами! Кто даст гарантию, что и впредь не будет происходить подобных игр с нормативами потребления? Новый закон ее не дает, оставляет нормативы в ведении местных властей, оговаривая, правда, что устанавливаются они «в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации». То есть отсылает к подзаконным актам, как это было и прежде. Федеральные стандарты платежей Сохранено в новом законе и появившееся несколько лет назад положение о федеральных стандартах: полной стоимости ЖКУ в расчете на один квадратный метр жилья; допустимой доли платежей за них со стороны населения; социальной нормы площади жилья; максимально допустимой нагрузки на бюджет семьи, оплачивающей данное жилье. Показатели первого стандарта оговорены четко. (Правда, не в законе, а во все тех же подзаконных актах.) Полная стоимость услуг (в Ярославской области) в 2002 году должна была составлять 16,2 рубля на 1 кв. м, а в 2003 – 22 рубля. Часть этих денег (второй стандарт) полагалось собрать с населения, а остальные выделял федеральный бюджет. Но сколько – с населения? Здесь царит разнобой! По одним постановлениям в прошлом году полагалось собирать 70 процентов, по другим – 90. По одним документам на 100-процентную оплату населением ЖКУ страна должна выйти в 2003 году, по другим – в 2008-м, а по третьим и вовсе никогда. Закон не наводит порядка в подзаконных актах. Поэтому местные власти могут руководствоваться теми из них, которые обеспечивают наибольший сбор денег с населения и гарантируют максимальное покрытие дефицита федеральными властями. А могут позаботиться о том, чтобы быть избранными в следующий раз. В Ярославле дело обстоит и не так, и не эдак. Полная стоимость услуг в прошлом году превысила федеральный стандарт и составила 18,5 рубля на метр. С населения взяли 75 процентов (меньше стандарта) от этой цены, а из госказны получили вроде бы стандартные 10 процентов от точно стандартной цены в 16,2 рубля. Плохо ли все это или хорошо – в этом не сумела разобраться и контрольно-счетная палата городского муниципалитета. Подписанный президентом закон к выяснению тоже не призывает. Он фиксирует всю «арифметику» на достигнутом уровне и требует вдумываться лишь в последующие изменения. Кому полагаются субсидии? Социальные нормы жилой площади в Ярославле установлены на основании третьего федерального стандарта такие. Для одиноко проживающего человека – 33 кв. м, для семьи из двух человек – 42 кв. м, для трех и более – 18 кв. м на каждого. Если в пределах этой жилплощади и при потреблении коммунальных услуг не более установленных нормативов на оплату ЖКУ уходит более 22 процентов семейного дохода (четвертый федеральный стандарт), то семье полагаются субсидии на покрытие разницы. Это же относится и к семьям с доходом ниже прожиточного минимума. Для них, сказано в законе: «указанный федеральный стандарт применяется с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода в семье к прожиточному минимуму». Такая четкость формулировки не может не радовать. В Ярославле установлена более щадящая планка указанного стандарта – если более 14 процентов. Но не всем «бедствующим» будет предоставлена субсидия. Не получат ее те, кто снимает жилье у частного лица, как бы дорого не приходилось платить, и те, кто решил поправить финансовое положение сдачей комнаты или всей квартиры в поднаем. И еще в законе оговорен такой нюанс: и субсидии, и оплата ЖКУ по льготным тарифам предоставляются только тем, кто потребляет эти услуги в пределах установленных властями нормативов. За избытки возьмут все 100 процентов их стоимости. Но сомнение в стабильности нормативов мы, во-первых, уже высказали выше, а, во-вторых, как узнать, что кто-то льет воду из крана сверх всяких норм? Только если у всех будут счетчики! Так что это положение закона смотрит в далекое будущее. И последняя деталь – в законе это не оговорено, но сложившаяся практика такова, что субсидии дают только тем, кто не имеет долгов по квартплате. Очевидное противоречие букве закона, предпосылка для грядущих судебных разбирательств. Либо – облегчение для получения субсидии тем, кто прежде не мог позволить себе такую «роскошь», если их станут давать всем, имеющим законное право. Сменить жилье и сэкономить деньги Размер пени за несвоевременную оплату ЖКУ определен жестко: «не более 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день задержки» платежа. Если семья живет в квартире на основании договора социального найма и не платит за нее более полугода, то, по решению суда, может быть выселена в другую – отвечающую социальным и техническим требованиям и с площадью, в пределах социальных норм. Почему речь идет только о нанимателях? Потому что подразумевается, что взаимоотношения предприятий ЖКХ и собственников квартир раз и навсегда урегулированы Гражданским кодексом РФ на основании заключенных ими договоров приватизации, купли-продажи и т. п. Таковых в Ярославле – половина населения. Должников среди них столько же, сколько и среди нанимателей квартир. Но прецедентов выселения пока нет. Причина в том, что некуда выселять! Нет у муниципальных властей свободных квартир и комнат в коммуналках... Законодатель об этом догадывается. И поэтому, наверное, на полгода отложил вступление в силу самого радикального положения нового закона. Если у нанимателя квартиры есть излишки жилой площади и он не хочет платить за них стопроцентную стоимость (за отопление, ремонт и содержание...), то может обратиться с заявлением к собственнику дома (в Ярославле это районный ДЕЗ) о предоставлении ему другой квартиры, поменьше, но благоустроенной и в пределах социальной нормы площади. Со следующего же месяца с него не имеют права брать плату за излишки! И когда еще ему найдут другую квартиру?! А пока можно сэкономить. Вот и отложена эта возможность на полгода. Но они быстро пролетят. Готовьтесь! Все – и жилищно-коммунальные начальники, и наниматели квартир. У собственников подобного шанса не будет... Льготы сохранены Наконец, последнее положение закона, о котором нельзя не сказать. Кому сохранятся льготы по оплате жилья? Список продолжающих действовать законодательных актов, на основании которых предоставляются льготы, приведен. В числе «федеральных льготников» Герои Советского Союза и Социалистического труда, полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы, инвалиды, жертвы радиационных катастроф и политических репрессий и, конечно же, ветераны. Местные власти вправе предоставлять льготы сельским учителям и социальным работникам. Они же решают – распространять ли ветеранские льготы на членов их семей (ранее они распространялись автоматически).


Комментарии