Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 31 мая 2003
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/43999/

У каждого был свой мишка

рубрика: Политика
Автор: Татьяна ЕГОРОВА.

Если бы кто-то догадался провести социологический опрос на тему «Ваша любимая игрушка в раннем детстве», то большинство, конечно, ответило бы: мишка.


В этом году у мишки юбилей – ему исполнилось сто лет. Всего-то. Крупнейшие информационные агентства мира отметили эту дату, собрав по крупицам биографию плюшевого медведя. А в Ярославле в художественном музее открылся музей Мишки. Адрес его сам по себе примечателен – в помещении Митрополичьих палат, в двух шагах от Медведицкого оврага, там, где жил медведь, занявший потом почетное место на гербе города. Организаторы объясняют появление нового музея исключительно ярославскими историческими реалиями. Подозреваю, впрочем, что и круглая дата сыграла свою роль, во всяком случае, биографию косолапого тут вкратце рассказывают. В 1903 году глава немецкой фирмы по производству мягкой игрушки Маргарет Штайф представила на Лейпцигской ярмарке новинку – медвежонка с лапами, которые двигались, как у куклы. Особого интереса он не вызвал, но на него обратил внимание некий американец, который, вернувшись на родину, организовал «раскрутку». Успех превзошел все ожидания. Новая игрушка быстро затмила все остальные. Жмурясь от удовольствия, медвежат принимали в свои объятия не только девочки, но и мальчики. Плюшевый получил там даже собственное имя – Тедди, в честь президента Теодора Рузвельта, незадолго перед тем пожалевшего на охоте медвежонка, о чем писали все газеты. Яркие книжки «Taddy bear», напечатанные миллионными тиражами, полетели по всему миру, фабрики не успевали строчить, набивать и отгружать новые и новые партии симпатичных Тедди. Так что если мамой медвежонка стала фрау Штайф, то папа у него американец, пусть будет Рузвельт, если жителям Штатов так нравится. В России, и в Ярославле в том числе, медвежонок появился тогда же, примерно сто лет назад. Доказательство в новом музее документальное: на фотографии начала века – девочка с плюшевым медведем. Организатор музея старший научный сотрудник Алексей Федорчук собирал экспонаты с любовью и нежностью, у него ведь тоже был свой косолапый, которого он до сих пор помнит. Федорчук показывает самые заслуженные экземпляры – они усажены на венском стуле: бордового медвежонка первой четверти прошлого века и сидящего рядом палевого – послевоенного. Их роднит шарнирное соединение туловища с лапами. С появлением стиральных машин металлические «суставы» на фабриках заменили мягкими. Когда производство и у нас поставили на поток, появились цельнокроеные. Это так, в порядке примечания. Музей – детский, так что в нем совсем не о технологии. Одна из функций музея, по замыслу устроителей, в том, что в нем будут жить старые игрушки. Многое из представленного здесь подарено. Вот большой, немного грустный медведь, вместо глаз у которого пришиты разноцветные пуговицы. Чисто выстиранный, но видно, что нес он свою службу не один год. Хозяева выросли. Куда девать косолапого? Хорошо, музей открылся. А вот этого, показывают мне, сотрудники нашли на помойке. Выкупали, продезинфицировали – смотрите, какой славный. Медвежонок – самая стойкая в смысле традиции игрушка. Рядом два красавца ну совершенно одинаковых, один – коричневый, другой – светло-зеленый. А ведь их разделяет тридцать лет. Игрушки русские, китайские, немецкие, белорусские, медведи с ярославской фабрики «Луч» по имени Ярослав и Топтун – все как бы в родстве. И все-таки стоит вспомнить: в России задолго до появления плюшевого любимой детской забавой были тоже медведи, но вырезанные из дерева и несколько более сурового обличья. По преданию, их резал детям еще Сергий Радонежский. Деревенское «пустое» занятие местами превратилось в промысел, представленную в музее богородскую игрушку и сегодня взять в руки – одно удовольствие. Кстати, на радость ребятне, в новом музее можно брать в руки практически все, ну разве кроме открыток на медвежьи темы, развешанных по стенам. Остальное – пожалуйста. Косолапые тут не только плюшевые, а во всех видах. Есть учебное пособие из шамота немецкого производства – целый зоопарк, где среди других зверей медведь со всеми анатомическими подробностями. Коллекция фарфора, где представлено все разнообразие семейства косолапых – белые медведи, гризли, панды и многочисленные сказочные персонажи. Он вдохновлял и продолжает вдохновлять художников и писателей. Вот книжки Толстого «Три медведя», Некрасова «Генерал Топтыгин», Заходера «Мишка-топтыжка». Почему? Может быть, потому, что в детстве у каждого из них был свой мишка. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.