Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 13 июля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/44761/

Рейтинг Путина под угрозой

рубрика: Политика

Большинство народных избранников на днях дали старт непопулярным реформам, кто сознательно, кто – повинуясь партийной дисциплине. Своим одобрением законопроекта о замене льгот денежным содержанием Дума взяла на себя ответственность за последствия реализации предложений правительства, которые многие непарламентские партии и эксперты склонны оценивать как крайне тяжелые.


Поскольку документы готовились в спешном порядке и постоянно дорабатывались, ознакомиться с ними по существу смогли лишь депутаты профильных комитетов, остальные изучали текст законопроекта на ходу либо просто поверили кабинету на слово. Сыграла свою роль и установка «Единой России» априори поддерживать все исходящее из «Белого дома». Однако в отличие от всех ранее продавленных «Единой Россией» законопроектов этот вряд ли пройдет без последствий, причем как для самой партии власти, так и для правительства и президента. И это не досужие рассуждения, а вывод, подтвержденный результатами последнего исследования, проведенного социологами аналитического центра Юрия Левады. Собеседник МиК – ведущий сотрудник центра Леонид Седов: – Динамика ухудшения отношения населения к правительству стала прослеживаться в марте. В апреле число одобрявших и не одобрявших деятельность правительства было 44 и 40 процентов, то есть имел место некоторый перевес одобрительных оценок. Однако в мае это соотношение выглядело уже совершенно иначе – 38 к 47 процентам, что объясняется действиями, которые начал предпринимать кабинет, инициативами, озвученными Фрадковым и другими министрами. В июне эта ситуация еще более ухудшилась: число россиян, одобряющих деятельность кабинета, осталось прежним – 38 процентов, а число не-одобряющих возросло до 54 процентов. Однако падение рейтинга правительства затронуло и рейтинг президента – он тоже начал снижаться. И в основе этого лежат экономические и социальные факторы. Очевидно, что ответственность за проведение реформ население перестало адресовать только правительству, а посчитало, что и В. Путин несет за них ответственность. Динамика здесь тоже довольно очевидная. В марте соотношение рейтинга одобрения и неодобрения В. Путина составляло 86 и 16 процентов. В апреле – уже 79 к 19 процентам, в мае – 76 к 21, а в июне – 72 к 25 процентам. Таким образом, снижение с марта составило 14 процентов. Ясно, что на этот показатель повлияло ухудшение экономической ситуации в стране. Хотя, на мой взгляд, это связано не только с социальными реформами кабинета, но и с событиями в Ингушетии. Так что определенное снижение рейтинга президента проис-ходит. Наш опрос выявил интересную тенденцию – наибольшее снижение рейтинга президента произошло в полярных группах – в той, которую мы называем элитарной, куда относятся самые богатые люди, и в группе наиболее обездоленных граждан. То есть в Путине одновременно разочаровались самые богатые и самые бедные. И в причинах этого надо разбираться. В группе тех, кто причисляет себя к так называемому среднему классу, относит свои доходы к среднему уровню, снижение рейтинга одобрения президента менее заметно. Еще одна группа, явно разочаровавшаяся в Путине, – молодые граждане 17 – 24 лет, здесь падение рейтинга главы государства наиболее ощутимо. Региональные различия в отношении к президенту также симптоматичны. Если в Москве рейтинг президента почти не изменился, то в Сибири он просто рухнул. На что сегодня можно рассчитывать? Дело в том, что, на мой взгляд, эти реформы, которые сейчас в спешном порядке будут осуществляться, рассчитаны на поддержку в Думе. И Дума по-своему должна быть более чувствительна к таким моментам, как доверие граждан, поскольку депутаты в большей степени зависят от избирателей, от настроения масс, чем административные исполнители и аппарат. Так что здесь получаются такого рода противоречия исполнительной власти и власти законодательной. Хотя сегодняшний состав Госдумы вряд ли способен на конфронтационные действия, отстаивая интересы избирателей. Скорее возможны компромиссы. И они сейчас требуют более точного расчета от правительства. На самом деле, как мне представляется, все эти реформы в принципе нужны, так как монетаризация системы социального обеспечения необходима. Это действительно современный уровень перевода таких вещей на рациональный язык экономики. И если деньги являются универсальным мерилом, языком экономики, языком словесным, то система льгот, поблажек и привилегий – это язык жестов, несовершенный и уродливый. Так что перевод этот в принципе необходим, но как он делается – тут возникают большие вопросы, потому что под видом этого перевода совершаются не очень благовидные вещи. Нет точных расчетов, нет точных выкладок, нет работы по убеждению людей в том, что это нужно. И происходит все как всегда. Как первые реформы у нас проводились достаточно невнятно, без того, чтобы людям объяснять, что происходит, так и в этот раз получается такая же картина. Подобная динамика падения рейтингов и президента, и кабинета министров, если не пытаться ее изменить, может оставить так часто употребляемое сегодня словосочетание «беспрецедентно высокая популярность президента» в прошлом. И вклад в рост социальной напряженности правительства будет весьма ощу--тимым. Агентство МиК (в сокращении).