Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 14 сентября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/45818/

Новоселье: миф или реальность?

рубрика: Политика
Автор: Татьяна ЕГОРОВА.

Встретим 1000-летие Ярославля без трущоб – такова одна из главных целей, поставленных руководством города. О том, как она реализуется, а также о других проблемах жилищного строительства наш разговор с заместителем мэра Ярославля Владимиром Смирновым.


– Итак, Владимир Михайлович, начнем с трущоб. На официальном языке такие дома называются более деликатно: «непригодные для постоянного проживания», что сути не меняет. Сколько у нас такого жилья? – По городской целевой программе мы планируем расселить к юбилею города в 2010 году 713 жилых домов общей площадью более 300 тысяч квадратных метров. – Больше всего таких домов сегодня в Кировском районе: по информации, которой я располагаю, 65 муниципальных, в них проживают 887 семей. Значит ли это, что кировчан будут расселять первыми в городе? И вообще, как устанавливается очередность на расселение? – Существует план-график на 2004 – 2005 годы и еще один на более отдаленную перспективу, до 2010 года. Как туда попадают дома? Предложения вносят главы районных администраций и департамент городского хозяйства. Приоритет отдается ветхим и аварийным домам, не имеющим нормальных условий – канализации, горячей воды, газа, централизованного отопления. Иначе говоря, если приходится делать выбор между двумя аварийными домами, из которых один со всеми удобствами, а другой без них или с частичными, то второй, конечно, должен расселяться в первую очередь. – То есть все такие дома «в одной корзине»? А не то, что сначала город занимается трущобами одного района, потом другого и так далее? – Они все вместе. Всем районам выделяется жилье примерно пропорционально имеющемуся у них непригодному для проживания фонду. Если в Дзержинском районе только семь таких домов, то там, грубо говоря, по одному дому в год и расселяется. Если в Кировском районе таких домов больше, то соответственно и процент там выше. Но надо учитывать и другой момент: мы расселяем дома за счет бюджетов города, области и бюджета РФ. На эти средства мы строим дома, в которые расселяем семьи из аварийного жилья. Но, кроме того, мы строим дома для расселения и за счет инвесторов. Так вот в Кировском районе на эти цели бюджетных средств практически не тратится. Находятся частные предприниматели, фирмы, готовые в ответ на наши предложения расселить дом в центре и потом либо его снести, если он не относится к категории памятников, и на его месте построить новый, либо, если снос невозможен, взяться за его восстановление, реконструкцию. Тем самым инвесторы решают и свой экономический вопрос, окупают свои затраты, размещая здесь магазин, торговый центр, элитное жилье и т. п., и социальный – предоставляют людям нормальные квартиры. Поэтому – да, в Кировском районе расселение в целом идет более быстрыми темпами, чем в других. – Но трущобы бывают не только жилые. В жутком состоянии иногда общественные здания. Чувствует ли мэрия ответственность за внешний вид города? Возьмем только один адрес: улица Ушинского, суд Заволжского района. Старинный особняк, в котором он расположен, имеет вид, извините, дискредитирующий наше государство – ведь суд государственное учреждение! Как решаются такие проблемы? – Вообще-то это не город-ского бюджета задача. Да, задача городских властей «поднять» все здания в Ярославле, привести их в порядок. Но разные организации финансируются из разных бюджетов, суд финансируется из федерального бюджета. По Заволжскому суду – я знаю, что его ведомство планирует выделить деньги, чтобы он переехал в новое или реконструированное здание в Заволжском районе, и это, возможно, произойдет в течение года, после чего зданию на улице Ушинского предстоит реконструкция. Такие вопросы прорабатываются и по другим адресам. Вот, например, здание военного госпиталя на Революционной улице – оно в страшном состоянии, хотя является памятником и тоже находится в федеральной собственности. По идее опять же приведение здания в порядок – дело собственника. Мы не можем финансировать его реконструкцию из городского бюджета. Да и денег, честно говоря, нет. Но нет и безразличия. Администрация Ярославской области не раз связывалась с Министерством обороны, чтобы передать это здание инвестору, который его восстановит и сделает в нем развлекательный центр, жилье или еще что-то. А взамен построит или реконструирует для госпиталя хорошее здание в другом месте: один из вариантов – здание бывшего госпиталя на Перекопе, которое, видимо, можно привести в соответствие с сегодняшними нормами. То есть по отношению к памятникам мы все-таки не стоим на месте: даже если они и не наша собственность, мэрия пытается каким-то образом так раскрутить вопросы, чтобы эти здания получили вторую жизнь. – В Ярославле существует организация с очень хорошим названием – фонд развития жилищного строительства. Напомните, пожалуйста, нашим читателям, что это за фонд. – Для чего создавался фонд? Во-первых, для сохранения строительного комплекса, который нуждался в дополнительном финансировании, увеличении объемов строительства, а средств в бюджете не хватало. Надо было привлекать какие-то внебюджетные источники. Вот тогда и появилась мысль – брать эти деньги у населения, заинтересованного в решении жилищной проблемы. Для привлечения заемных средств на строительство жилых домов по городскому заказу были осуществлены выпуск и размещение жилищных облигаций мэрии. Это позволило в течение полутора-двух лет ликвидировать долгострой, помогло сохранить производственную базу домостроения и обеспечить районы жилой застройки инженерной инфраструктурой. Что касается владельцев облигаций, то они на достаточно выгодных условиях построили новые квартиры да к тому же сберегли свои средства от инфляции и последствий дефолта 1998 года. Но бюджетное законодательство изменилось, в нем теперь не предусматривается выпуск ценных бумаг местными органами власти, поэтому нам пришлось с марта 2001 года прекратить размещение облигаций. При этом мэрия сумела найти другой способ привлечения средств населения и юридических лиц на жилищное строительство в виде их долевого участия в строительстве жилья. Внедрена система оплаты построенного жилья в рассрочку на три – пять лет. Данными условиями уже воспользовались около 70 семей ярославцев. Они живут в новых квартирах, постепенно, частями выплачивая свою задолженность. Всего за время деятельности фонда привлечено более 800 млн. рублей, построено и передано в собственность свыше 1100 квартир общей площадью 85 тысяч квадратных метров. – На прошлой неделе в микрорайоне Сокол Фрунзенского района сдано два дома, в том числе один для расселения аварийщиков и для молодых семей. Событие не рядовое, приятное. Но тем не менее что бросается в глаза стороннему наблюдателю: новоселья теперь происходят не часто. Строятся торговые центры, дорогие дома в исторической части города. А у обычных граждан какие сейчас возможно-сти решить жилищную проблему? Давайте хотя бы перечислим, а потом остановимся на чем-то подробнее. – Город строит по программе «Жилище», которая родилась давно. У нее есть несколько подпрограмм. Расселение аварийного и ветхого жилья, о чем мы уже говорили, – это, я считаю, самая основная наша задача, которая стоит на первом плане. Вторая подпрограмма – ее провозгласил еще президент Б. Н. Ельцин – это решение вопроса жилья военно-служащим запаса по жилищным сертификатам. Причем мы почти единственные в стране, кто взялся это жилье еще и построить. По положению, утвержденному Правительством Российской Федерации, военнослужащему выдается сертификат, и он сам должен его реализовать, сам найти себе квартиру на рынке недвижимо-сти. В обязанность администрации города или муниципального округа это не вменяется. Мы добровольно берем на себя эту задачу, берем кредиты, на эти кредиты строим дом, а потом, как предусмотрено по этому положению, утвержденному постановлением правительства, продаем за те сертификаты, которые выданы их владельцам. В 2001 году очередники мэрии Ярославля получили 69, в 2002-м – 77, в 2003-м – 165 сертификатов, в текущем году ожидается не меньше, чем в прошлом. Город был отмечен Госстроем за эту работу. Можно бы порадоваться, но есть другие цифры: на очереди на улучшение жилищных условий в Ярославской области состоит 2160 офицеров запаса, из них 1621 находятся на учете в мэрии Ярославля. К сожалению, сертификатов на офицерские квартиры выделяется мало – из-за недостаточного финансирования из федерального бюджета. – И все-таки, если вы военнослужащий запаса, надежда на благословенную квартиру остается. Если ваш дом дышит на ладан – тоже. А если ни то, ни другое? – Третья подпрограмма, которая начала у нас работать с прошлого года, – это обеспечение жильем молодых семей. Федеральный бюджет эту подпрограмму в 2003 году не финансировал, все взяли на свои плечи областная администрация и городская, 50 на 50 процентов. И свою долю, естественно, вносят семьи. В результате в прошлом году было предоставлено 18 квартир молодым семьям, в этом их получат 20 семей. Здесь есть интересный момент. В апреле состоялся федеральный конкурс жилищных программ, департамент по делам молодежи Ярославской области представил свою, в результате чего область получила грант 5 млн. рублей. Из них 2 млн. 268 тыс. рублей – для города Ярославля. Таким образом 12 семей из 20 участников, ожидающих рождения ребенка в 2004 году (таково было обязательное условие конкурса), получат компенсацию стоимости жилья из федерального бюджета. Кроме этих основных жилищных программ и подпрограмм для ярославцев есть еще фонд развития жилищного строительства, о котором мы уже говорили. Он ориентирован в основном на людей среднего достатка, желающих улучшить свои жилищные условия. Еще один путь для той же категории граждан открыло соглашение, которое губернатор два года назад подписал с мэром Москвы и по которому московские инвесторы пришли на Ярослав-скую землю. На днях по этому соглашению как раз и вводились дома во Фрунзенском районе. – Но кроме людей среднего достатка есть люди с более скромными доходами. – Надо думать и о них. Самый реальный путь – долговременные кредиты. Ипотечные кредиты сроком на 15 – 20 лет со ставкой до 18 процентов годовых в Ярославле уже предоставляют сразу несколько организаций и банков. Для совсем уж малообеспеченных мы все-таки продолжаем выделять квартиры на очередь – от 60 до 100 квартир в год. Это на все очереди, которые существуют, – общую, льготную, для участников Великой Отечественной войны и т. д. В 2001 году в Дзержинском районе построены два муниципальных общежития для малосемейных, однокомнатные квартиры в них получили врачи, учителя, работники органов внутренних дел и другие бюджетники. Планируется строительство еще одного общежития, рассматривается вопрос о строительстве первого в Ярославле социального дома. Ежегодно выделяется большое количество комнат в муниципальных семейных общежитиях – для погорельцев и других остро нуждающихся. Есть муниципальные общежития с покоечным заселением, в которых предоставляются места лицам, которым просто негде жить. Но, как я понимаю, всех остро нуждающихся и малоимущих городу не обеспечить. Выход из положения все-таки, видимо, ипотека.