Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 20 октября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/46448/

ГАЗЕТНЫЙ КИОСК

рубрика: Политика
Автор: Ольга ЛАПШИНА.

Режиссер Александр Сокуров завершает съемки фильма «Солнце» – третьей части задуманной им тетралогии на тему «Историческая личность и власть», сообщает «Труд». Два предыдущих из этого цикла – «Молох» и «Телец» – были посвящены судьбам Гитлера и Ленина. «Солнце» – об императоре Хирохито, который правил Японией с 1926 по 1989 год, а до этого пять лет был принцем-регентом. Название картины символично. В японской мифологии богиня солнца – прямой предок императоров, соответственно они воспринимались как священные фигуры. По этой причине Сокуров до сих пор не назвал имен занятых в фильме японских актеров, опасаясь экстремистских выходок тамошних радикально настроенных монархистов. Между тем взгляд режиссера на личность Хирохито вполне в русле уважительных представлений японцев о мудром правителе, положившем жизнь на благо своей страны. Получив европейское образование, в частности, изучив морскую биологию, император уже в середине 20-х годов постарался интегрировать Японию в большой мир. По Сокурову, во многом благодаря его усилиям Страна восходящего солнца, не теряя своих освященных веками традиций, постаралась усвоить все лучшее, чем к тому времени располагала мировая цивилизация. «Такое интегрирующее поведение нации – большой урок для всех», – объяснил свой замысел режиссер.


* * * В кинотеатрах России – скандальный фильм «Фаренгейт 9/11». Только в Москве он вышел на 24 экранах – для документального кино это рекорд, пишет «Российская газета». Картина действует на эмоции. Рассуждать будут потом, и далеко не сразу и не всем придет в голову мысль: а что в нем такого? Оружие режиссера Майкла Мура – не факты, а ирония, сарказм, априорная неприязнь к политическому противнику – президенту Джорджу Бушу. И он даже не скрывает откровенно пропагандистской роли своего фильма в предвыборной кампании – соперников Буша он бездоказательно выставляет как спасителей Америки. И остается только гадать: он искренне так думает или просто сделал хорошо проплаченный политический плакат? Потому что из всех киноумений Мур более всего владеет искусством монтажа. А это мощное средство манипулирования зрительским восприятием, способ выразить нечто такое, что выше каждого кадра в отдельности, – возникают мысль, тенденция, образ. И поскольку каждый кадр в отдельности документален, то и склейка зрителю кажется неопровержимым документом – «эффект Кулешова», изобретенный в России еще в 20-х годах прошлого века. На нем построен весь «Фаренгейт 9/11». Вот Буш сидит перед детками в какой-то школе, умиленный и расслабленный. Монтаж: в этот миг в башню торгового центра врезается самолет. Монтаж: Буш все сидит, улыбается. Монтаж: башня дымится, пылает, оседает, рушится. Монтаж: Буш сидит даже после того, как ему на ухо шепнули о случившемся... Зритель уже эмоционально раздражен – тут такие дела, а президент улыбается и ничего не предпринимает, секунды кажутся вечностью – и зритель уже взбешен. Но ведь все нормально: президент в школе обязательно будет улыбаться, а когда узнает о трагедии, то неизбежно, как любой человек, переживет шок, но показать этого перед детьми нельзя. И секундомер, который Мур дает на экране, чтобы тот отсчитывал мгновения, пока Буш сидит и думает, на самом деле ничего не означает. Буш и должен лихорадочно думать, что теперь предпринять… Уморительны куски картины, где Буш на отдыхе у себя в Кэмп-Дэвиде. Резвится, играет в гольф, хохочет. Мир рушится, а он, понимаешь, с клюшкой. Из таких подстав получается, что Буш не просто бездарный президент, но и пособник терроризма, едва ли не сообщник Бен Ладена. И на таких подставах построен весь фильм. А если Мур завтра поймет, что ему выгоднее переметнуться на сторону Буша, он легко при помощи того же «эффекта Кулешова» сделает из Буша ангела.