Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 04 ноября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/46734/

Железнодорожная катастрофа

рубрика: Политика
Автор: Валерий ПРОХОРОВ.

В России сейчас свыше 17 тысяч «мертвых деревень», причем незаселенных «населенных» пунктов становится все больше. По данным Ярославского статуправления, в нашей области из шести с небольшим тысяч пусты 1080. В иных не смогли жить не только коренные жители, но даже дачники.


К типу населенных пунктов, где год от года неумолимо вянет жизнь, относится поселок Варегово-3 в Большесельском районе. А ведь когда-то это был центр солидного торфопредприятия, окрест неутомимо ползала техника, под завязку была загружена местная узкоколейка. Не пропадали и отработанные участки: образовавшиеся котлованы заполнялись водой, в пруды запускались мальки зеркального карпа. За лето рыба достигала «столового» веса и шла в свой черед в магазин «Океан». В Варегове, помнится, скважина была, над ней – небольшой цех, где природная вода загонялась в лимонадные бутылки и газировалась. Даже когда торфодобыча в этих краях пошла на убыль, власти вовремя подсуетились, постарались сделать так, чтобы сравнительно густонаселенный поселок (со школой, больницей, магазином и пр.) оставался на плаву. – В поселке был цех от Ярославского радиозавода, – вспоминает Мария Александровна Хомутова. – Мы мотали приборные катушки для авиации. Около 200 вареговцев имели работу, стабильные заработки. С наступлением известных всему миру перемен Варегово-3 постепенно так «перестроилось», что население почувствовало себя никому не нужным. Загибающемуся радиозаводу было уже не до своего филиала. Спасибо, действовала железнодорожная ветка, соединяющая Варегово-3 и прилегающие деревни со станцией Ваулово. Работоспособный народ отправился на заработки в Рыбинск и Ярославль. Многие устроились на железной дороге. И вдруг в отлаженном механизме случился сбой. Не мудрствуя лукаво, 14 июля было принято решение за подписью начальника Ярославского отделения СЖД О. П. Васютенко об отмене с 1 октября 2004 года пассажирского сообщения по участку между станциями Ваулово и Варегово. В конце августа на поселковой сходке вареговцы сочинили челобитную на имя главы администрации Большесельского муниципального округа Михаила Слапика. Суть письма: поскольку в Варегове нет работы, в Ярославле вынуждены трудиться более ста человек, еще 70 поселковых обучаются в вузах, техникумах и т. д., а единственным связующим звеном с областным центром является поезд Варегово – Ваулово. Жители и без того во многом ущемленного поселка считают «решение руковод-ства Ярославского отделения СЖД не только ошибочным, но и антисоциальным, противоречащим Конституции РФ». Примерно такого же содержания письмо (подписали его около 300 жителей поселка) отправили на имя губернатора Анатолия Лисицына. На днях мы побывали в этом поселке. Заглянули в строящийся с 1990 года жилой дом для ветеранов, в «замороженный» на неопределенное время ДК, в школу. Созерцали авральную работу строителей, тянущих теплотрассу к поселковой котельной, гнилые столбы, висящие на проводах (электросети здесь не ремонтировались капитально лет 20). Выслушали многие жалобы жителей, гуртом пришедших в здание администрации Вареговской сельской территории. Рефреном звучала главная просьба: посодей-ствуйте, мол, в предотвращении железнодорожной катастрофы, а в остальном готовы и дальше потерпеть. С болью в сердце говорил на эту тему председатель совета ветеранов поселка Варегово и депутат собрания представителей Большесельского МО Юрий Петрович Никитин: – В Варегове и прилегающих населенных пунктах проживают около 700 пенсионеров, в том числе более ста ветеранов Великой Отечественной, 29 инвалидов войны, свыше 70 инвалидов разных групп. Многие из них вынуждены периодически ездить в Ярославль – кто в больницу, кто в социальные учреждения за справками... Словом, железнодорожная ветка – это единственная наша ниточка жизни. – Если упразднят узкоколейку до Ваулова, придет в поселок большая беда, – в один голос говорили нам жители Варегова. – Многие потеряют работу. Не скажешь, что письма отчаянные не доходят до начальства. Вот ответ директора департамента промышленности и транспорта В. Жукова: «...Железнодорожные пассажирские перевозки на этом участке являются убыточными, в связи с чем рассматривается вопрос об организации регулярного автобусного сообщения от Ярославля до станции Варегово». – Устраивает вас такой ответ? – поинтересовались мы у местных жителей. Обобщая мнение земляков, Лора Борисовна Соловьева, 23 года отработавшая директором местной общеобразовательной школы, сказала так: – Это очень больная для нас проблема. Вопрос с автобусом лучше вообще не решать. Надо учесть, что люди отправляются на работу в город с самым первым – шестичасовым – поездом. Так сколько же только для них потребуется автобусов?! А куда денутся пенсионеры, студенты, которым надо регулярно посещать областной центр? Однозначно нужен поезд, особенно для работающих. Если люди лишатся работы из-за отмены поезда, может случиться непоправимое. Неизбежны отток молодежи, распад семей, на произвол судьбы будут брошены старики. Если проблема с железнодорожной веткой решится не в пользу людей, то вскоре не будет и самих людей в этом болотном краю. И тогда, скорее всего, не нужны будут ни Дом культуры, ни дом ветеранов, который вроде бы собираются заселить к 60-летию Победы. Вчера мы связались с департаментом промышленности и транспорта администрации области. Там сказали, что жителям болотной глубинки никаких особых сказочных надежд питать не стоит ввиду напряженки с областным бюджетом. Впрочем, ситуация может измениться, если в Большесельском МО найдется лишних тысяч этак четыреста...