Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 25 февраля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/47974/

Заложники красивого жеста

рубрика: Политика
Автор: Дина ДАНИЛОВА.

После новогоднего затишья у СМИ очередным объектом для критических стрел стал Яртелеком. Случилось это после вступления в действие с 1 января закона «О связи», что повлекло за собой рост интереса


со стороны населения к телекоммуникациям, и, безусловно, к крупнейшему оператору связи Ярославского региона. Практически все газеты и телеканалы областного масштаба уже успели обвинить ярославский филиал «Центртелекома» в неисполнении вышеупомянутого закона, в попрании свободы выбора своих абонентов, в непомерном обогащении и в других предосудительных деяниях. В конфликт оказались вовлечены даже местные власти и прокуратура. Но во всем ли виноват Яртелеком? Может, стоит отодвинуть в сторону эмоции и сиюминутные выгоды и разобраться, наконец, так ли все обстоит на самом деле, как кажется на первый взгляд? Закон «О связи» был принят в июле 2003 года. Закон этот, безусловно, прогрессивный и призван вывести развитие отечественной телекоммуникационной отрасли на новый виток. До этого законопроект два года находился на рассмотрении Государственной Думы, но депутаты не решались его принять из-за ряда спорных моментов. И основным среди них была статья о праве выбора абонентом системы оплаты услуг местной телефонной связи. Она порождала много вопросов, потому что разработчики проекта не могли внятно объяснить, как это право абонента должно реализовываться на практике, а главное, как отразится принятие закона на действующих тарифах. А то, что отразится, было ясно всем. Мы живем в условиях рыночной экономики, и оптимальный способ оплаты услуг местной телефонной связи – «повременка»: что называется, с каждого по потребностям. Попытка вернуться к фиксированной плате – это шаг назад, к уравниловке, когда устанавливается одинаковая для всех средняя сумма оплаты услуг, и малоговорящие абоненты фактически оплачивают услуги многоговорящих. И когда у абонента появился выбор, по какой системе оплачивать услуги, понятно, что в возврате к фиксированной абонентской плате заинтересованы в первую очередь абоненты многоговорящие. Но рыночная экономика – система гибкая, и размер абонентской платы рано или поздно все равно достигнет некоего среднего уровня, который будет явно больше нынешних 110 рублей. А что тогда делать тем, кого пока технически невозможно перевести на «повременку»? Почему они должны спонсировать разговорчивых соседей? Вопросов было много. Два года народные избранники с принятием закона не торопились и рекомендовали ответственным ведомствам проработать механизм реализации права абонента на выбор системы оплаты услуг. Однако время шло, ясности все не прибавлялось, и законопроект так и оставался законопроектом. И вот в предвыборном 2003 году, когда необходимость нового закона о связи стала ощущаться все острее, а любовь народную нужно было простимулировать приятными народу делами, депутаты, наконец, договорились между собой и с заинтересованными министерствами и ведомствами и многострадальный закон приняли, несмотря на отсутствие даже в проекте механизмов его реализации. До вступления закона в действие оставалось полгода, и за это время можно было продумать, как исполнять новый закон, причем принять соответствующие документы должно было российское правительство, куда Яртелеком направил свои предложения еще в июле 2003 года. Но месяц шел за месяцем, уже зазвенели бокалы в честь встречи нового, 2004 года, а подзаконных актов из чиновничьих кабинетов так и не поступило. Правда, в декабре 2003 года Правительство России сообщило, что подзаконные акты к закону «О связи» будут разработаны не ранее, чем во втором квартале 2004 года. А что делать до этого срока? Не исполнять закон? Ответов на эти вопросы не было и нет до сих пор. Так связисты фактически оказались заложниками красивого предвыборного жеста депутатов. При отсутствии какой-либо информации из органов власти РФ, осуществляющих государственное регулирование отрасли и утверждающих тарифы на услуги местной телефонной связи, среди абонентов само собой начали распространяться слухи о том, как все-таки будет исполняться закон. Опровергнуть их связисты не могли, так как достоверной информацией сами не располагали. А когда пришел новый год и, соответственно, время исполнять закон, Яртелеком в своей деятельности стал руководствоваться существующими, не противоречащими новому закону «О связи» нормативными актами. Вот тут-то и выяснилось, что представление о правильности исполнения закона у Яртелекома и некоторых его абонентов разное. После чего часть клиентов отправилась жаловаться властям, а связистам идти оказалось некуда – их, что называется, приперли к стенке. Поясним, в чем расходятся взгляды связистов и пользователей их услуг. Во-первых, это величина фиксированной абонентской платы. Некоторые абоненты считают, что она как утверждена в размере 110 рублей в месяц, так и должна оставаться в таком же размере как можно дольше. Связисты же полагают, что фиксированная абонентская плата должна быть значительно выше, чем постоянная составляющая при повременной системе оплаты. И это правильно, потому что закон «О связи» принимался не для того, чтобы свести к минимуму доходы телекоммуникационных компаний и, как следствие, налоговые поступления в бюджет России. Главная цель закона – дать новый толчок развитию отрасли связи, чтобы у всех желающих был дома телефон, чтобы новое современное оборудование обеспечивало нас качественной и надежной связью, чтобы телекоммуникационный прогресс добрался до самых отдаленных уголков нашей страны. А для этого необходимы серьезная нормативная и, естественно, финансовая база. И уже сейчас умные и рассудительные абоненты начинают понимать, что фиксированной абонентской плате недолго осталось быть в размере 110 рублей. Что ее увеличение – это всего лишь вопрос времени. На сколько она увеличится, сказать сложно, здесь последнее слово останется за Министерством по антимонопольной политике РФ. Но даже если абоненту покажется, что сумма эта слишком высока, у него всегда будет возможность перейти на повременную оплату телефонных разговоров и таким образом экономить свой бюджет. По статистике, 52 процента абонентов Яртелекома, переведенных на повременную систему оплаты услуг, платят в месяц менее 110 рублей. Всего 5 – 8 процентов абонентов тратят на оплату услуг связи суммы, намного превышающие эту цифру. Это, как правило, те, кто использует домашний телефон в коммерческих целях. Поскольку пока неясно, насколько увеличится фиксированная абонентская плата, и абоненты, спешащие сегодня поменять систему оплаты, и связисты, по закону предоставляющие им такую возможность, сильно рискуют, так как неизвестно, какие сюрпризы преподнесет нам завтрашний день. Второе разногласие между Яртелекомом и его абонентами – это механизм перехода с одного способа оплаты услуг на другой. Абоненты убеждены, что переход этот должен осуществляться бесплатно, мотивируя это тем, что в законе ничего не сказано про стоимость этой услуги. С другой стороны, в законе также не сказано, что этот переход должен осуществляться безвозмездно, поскольку смена системы оплаты требует определенных трудозатрат: внесение изменений в базу данных, в систему расчетов, в договорные отношения. Экономический расчет этих трудозатрат по Яртелекому показывает, что 212 рублей – это обоснованная плата. С одной стороны, эта сумма покроет трудозатраты сотрудников Яртелекома на переоформление договора, с другой стороны, заставит задуматься абонентов, желающих использовать свое право выбора неограниченное количество раз. Пока ни в одном нормативном акте не зафиксировано, как часто абонент может выбирать систему оплаты, теоретически это можно делать так часто, как заблагорассудится. А если бесплатно, то почему бы лишний раз и не воспользоваться правом? И даже если всего 10 процентов абонентов Яртелекома начнут писать заявления о смене системы оплаты с регулярностью появления статей на эту тему в газетах, переоформлением договоров придется заняться всему штату связистов. А для осуществления других функций: заключения новых договоров, оформления льгот, выставления счетов за оказанные услуги – придется нанимать новых сотрудников, что обязательно обернется ростом тарифов, кстати, совершенно экономически обоснованным. Другой аргумент абонентов в пользу бесплатного переключения с одной системы оплаты на другую – тот факт, что на «повременку» их переключали бесплатно, да еще и согласия не спрашивали. Стоит отметить, что когда абонентов Яртелекома переводили на повременную систему оплаты телефонных разговоров, действующее на тот момент законодательство давало право выбора системы оплаты оператору связи. А переключали всех бесплатно потому, что внести изменения в систему один раз намного дешевле, быстрее и легче, чем править ее много раз под каждого конкретного абонента. Кстати, вновь подключившиеся в 2004 году абоненты выбирают систему оплаты совершенно бесплатно. Почему оппоненты Яртелекома не понимают последствий бесплатного переключения, сказать сложно. Хотя если вспомнить, что 14 марта ожидаются выборы, многое становится ясным. У кандидатов в депутаты и на выборные должности в местных органах власти накануне этого события обычно обостряется стремление понравиться избирателям и их как-нибудь облагодетельствовать. А тут такой шанс – надеть маску «народного заступника» и сыграть в сложившейся ситуации на стороне электората. Хотя, согласитесь, зарабатывание баллов в предвыборной гонке такой ценой никому не делает чести. Некрасиво обострять и без того сложную ситуацию, сталкивая лбами участников конфликта, лишь бы заработать грошовую популярность. Тем более что обстреливаемый со всех сторон Яртелеком в данном случае – такая же жертва нерасторопности чиновников и необдуманных решений народных избранников. При этом, критикуя Яртелеком, никто не вспомнил о том, что связисты не один год предоставляют льготы по оплате услуг телефонной связи, бесплатно устанавливают телефоны инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, обеспечивают средствами связи государственные органы. Да, все это Яртелеком обязан делать по закону, но по закону же затраты связистов должны компенсироваться, а долг бюджетов всех уровней Яртелекому уже превысил 60 миллионов рублей. Почему никто не говорит о том, что связисты фактически из собственных средств финансируют исполнение популистских законов, которые так любят принимать наши народные избранники, особенно накануне выборов? Вот и получается, что у каждого своя правда. А какое же трактование исполнения закона все-таки верное, мы сможем узнать, когда будут приняты необходимые подзаконные акты. Что же делать? Самый логичный ответ – подождать. Подождать, пока закончатся выборы, улягутся страсти, свернутся амбиции, Министерство по антимонопольной политике утвердит новые тарифы, а Правительство России – новые правила оказания услуг телефонной связи. Тогда наступит ясность по всем вопросам, и можно будет вести аргументированный диалог, а не базарную перепалку. При этом стоит отметить, что право выбора, данное законом, у абонента есть уже сейчас. Но пока нет ясности, кто же все-таки прав, может быть стоит просто подождать, чтобы в конечном итоге не оказаться глупой пешкой в чужой грязной игре.