Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 17 апреля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/48971/

Таинство исповеди

рубрика: Политика

Каждый из нас наверняка не однажды переживал чувство вины, угрызение совести, внутреннюю подавленность от совершенного проступка. Тяжело жить с таким камнем на душе – хочется повиниться, выговориться, очиститься. Ради этого Церковью и установлено таинство покаяния, или иначе – исповеди.


Из Священного Писания мы знаем, что оно было завещано Самим Спасителем. «Иисус же сказал им (апостолам): как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»... «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Таким образом, полученную от Христа духовную власть «вязать и решать» апостолы передали своим преемникам, епископам и пресвитерам (священникам). Никогда не прерывавшаяся цепь апостольского преемства наделяет и нынешних епископов и священников правом прощать и оставлять грехи. И кто каялся на исповеди перед священником, не может не признать, что в эти минуты грех осознается гораздо острее и очевиднее. При совершении этого таинства священнослужитель олицетворяет самого Господа, – ибо к Нему обращено наше покаяние и Его милосердием прощаются грехи. Недаром во время исповеди священник говорит кающемуся: «Вот, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». По окончании исповеди священник возлагает на голову кающегося край епитрахили, которая является зримым знаком дарованной ему от Бога благодати священства и права прощать грехи. Это объясняется «разрешительной молитвой», произносимой священником: «Аз, недостойный иерей, властью, Богом мне данной, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих во имя Отца и Сына и Святого Духа». В этот момент невидимо, то есть таинственно, мы получаем прощение грехов от самого Иисуса Христа через поставленного Им служителя Церкви. После того кающийся целует Евангелие и Крест, лежащие перед ним на аналое, и с облегченной душой и успокоенной совестью готовится к принятию Св. Причастия. Может возникнуть вопрос: а как часто надо исповедоваться? По установлениям Церкви, это следует делать не реже одного раза в год, и желательно Великим Постом. Обычно же прихожане стараются исповедоваться и причаститься во время каждого из многодневных постов, а их четыре (Рождественский, Великий, Петровский и Успенский). Другие предпочитают исповедоваться ежемесячно или даже чаще. Во время исповеди не следует вдаваться в подробности и впадать в многословие. Для памяти можно записать свои грехи на листе бумаги, чтобы прочесть их перед батюшкой. Со смирением надо принимать советы и наставления священника. Исповедь должна быть чистосердечной и полной. Если только мы сознательно скрываем тот или иной свой грех, то подпадаем под еще большее осуждение. Исповедь и покаяние насущно необходимы нам потому, что возбуждают в нас потребность в обращении к Богу и, как правило, выражаются в стремлении жить не по своей злой, эгоистичной воле, но по святой и благой воле Божией. «Обратитесь каждый от злого пути своего, – пишет пророк Иеремия, – и исправьте пути ваши, поступки ваши.» Олег СЕНИН, магистр богословия.