Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 28 апреля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/49116/

Три грамма опилок

рубрика: Политика
Автор: Наталья АЛЯКРИЦКАЯ.

По данным Госторгинспекции, каждая пятая пачка чая


в торговой сети – поддельная. В середине января Таможенный комитет РФ ужесточил контроль за импортом чая, который попадает в Россию в счет погашения госдолгов. Мера направлена против недобросовестных импортеров, занижающих стоимость этого товара на таможне. Корреспондент «МН» решил выяснить, как усилия властей повлияли на рынок одного из самых популярных у россиян продуктов – чая. Сюрприз в жестяной коробке Лаборатория российского центра испытаний и сертификации «РостестМосква». Полки шкафов уставлены живописными коробками и банками с кофе и чаем. Ирина Пимкина, заведующая лабораторией, ставит на стол миниатюрные белые чайники и пиалы. Мы дегустируем элитный зеленый и черный чай с бергамотом и фруктами, только вчера поступивший на сертификацию. Вода – исключительно фильтрованная. Чая на чайник – строго 3 грамма. Время заваривания – пять минут: тогда выявляются истинные цвет и аромат настоя. Перед завариванием Ирина рассыпает чай на белом листе и внимательно его рассматривает: так титестеры (дегустаторы чая) обычно определяют, есть ли там пыль, грубые волокна, черешки и посторонние примеси. Ирина показывает шкаф, в котором коробочки оригинального чая соседствуют со своими поддельными аналогами: это местный музей фальсификаций. Вот «левый» «Брук Бонд», выдающий себя некачественной упаковочной бумагой. Рядом – фальшивая «Беседа»: коробка ничем не отличается от настоящей, зато содержимое напоминает придорожную пыль. Это экземпляры конца 90-х. Из последних поступлений – грубая подделка под гранулированный чай компании «Три листа». По виду – кусочки земли, смешанные с сеном. Когда сотрудники лаборатории заварили это, гранулы тут же превратились в черную кашу. Впрочем, худшие времена, по словам Ирины Пимкиной, миновали. За последние несколько лет ситуация радикально изменилась: грубые подделки поступают в лабораторию 2 – 3 раза в год, не больше. Что же случилось? Приключения в России Чай для России – тема вечная: кажется, без этого напитка нам не прожить и дня. По оценкам ассоциации «Росчайкофе», сегодня россияне потребляют около 160 тонн чая в год. Правда, в советские годы эта цифра была в два раза больше, и не только потому, что кофе был в большом дефиците. Чайная промышленность потерпела крах одновременно с распадом Союза. Разрушилась система госзакупок, а производить свой чай и продавать его внутри страны стало невыгодно. Грузия, которая обеспечивала почти половину рынка, сократила производство в 10 раз. Тогда-то по стране и прокатилась волна дикого чайного бизнеса. Казалось, наши бизнесмены скупали все, что произрастало на просторах Цейлона, Индии и Китая. К середине 90-х число фирм, имевших свои марки чая и занимавшихся его дистрибуцией, доходило до шестисот. Ситуация переломилась в 1997 году, когда правительство ввело дифференцированные пошлины на чай. В результате стало выгодно ввозить его в Россию нефасованным и паковать здесь. Тогда-то и начала развиваться новая русская чайная промышленность: появились промышленные группы, исчезли мелкие «игроки». Сегодня на рынке чая осталось около 20 серьезных операторов. По мнению Рамаза Чантурия, генерального директора «Росчайкофе», в ближайшие годы их останется и вовсе пять – восемь. Причина проста: рынок чая переживает период глобализации. Уже сегодня более его половины контролируют три чайные компании: «Орими Трейд», «Юнилевер» и «Май», владеющие известными марками. – Укрупнение компаний имеет большие плюсы, – говорит Рамаз Чантурия. – Когда вложены огромные деньги, производитель уже никуда не скроется. С глобализацией рынка потребителя ждет все меньше опасностей. Производители чая в первую очередь заинтересованы в том, чтобы их продукцию не подделывали, и ведут очень жесткую борьбу с фальсификациями. Действительно, сегодня у каждой уважающей себя компании есть собственная «горячая» телефонная линия и служба безопасности, которая постоянно отслеживает ситуацию на рынке. Эксперты утверждают: чем крупнее брэнд, тем труднее его подделать. Однако проблема подделки чая остается актуальной для всех его производителей. Иначе зачем они постоянно придумывают все более сложные степени защиты? Что на дне чашки? Между тем в 2003 году Госторгинспекция забраковала свыше 20 процентов всего проверенного чая – это немало! По словам Галины Семененко, главного специалиста департамента Госторгинспекции, чаще всего снимался с продажи чай марок «Липтон», «Беседа», «Бодрость», «Баловень» и «Лисма». Основная причина – низкие органолептические показатели: слабый настой, отсутствие аромата, наличие недопустимой смеси чаев (крупный листовой нельзя мешать с мелким и гранулированным), а также неправильно указанная сортность чая и неполная маркировка. На подсознательном уровне у российского потребителя уже сформировалась стойкая боязнь подделки. Опрос знакомых корреспондента «МН» показал, что большинство предпочитают покупать чай в проверенных точках. Некоторые даже закупают его впрок, боясь, что следующая партия будет хуже по качеству. Производителям чая придется еще долго реабилитировать себя. Но проблема фальсификации для них не единственная. В наследство от ушедшей эпохи досталась абсурдная система ГОСТов, которая тормозит развитие рынка. Например, признанный в мире король всех чаев – дарджилинг – по советским нормам никаким образом не проходит: не вписываются в ГОСТы ни его внешний вид (коричнево-зеленоватый лист), ни цвет настоя (слишком светлый), ни вкус (слишком оригинальный). Не существует методик по определению ароматизаторов, не хватает специалистов-титестеров. И все это в стране, где за чашкой чая решалось и еще решится столько судеб! Как знать, куда повернет Родина, если в самый ответственный момент в этой чашке всплывут опилки... Советы любителям чая Если вам попался некачественный чай, не покупайте больше у этого продавца. Когда у него упадут продажи, он будет сам жестче контролировать качество товаров. Таким образом запускается цепочка ответственности от продавца к производителю. Если появились сомнения в подлинности чая, можно попросить у продавца «мастер-картон» – каждые 50 пачек оригинального чая обычно упакованы в коробку с изображением марки производителя. Подпольщики на этом чаще всего экономят. Не экономьте на чае. Если выбор между чаем по цене 300 и 30 рублей за 100 граммов в пользу последнего очевиден и рационален, то покупка чая за 18 рублей (при возможности купить за 30) уже попахивает скупердяйством, за которое часто приходится расплачиваться невысоким качеством напитка. «Московские новости».