Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 11 июня 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/49734/

Синдром глухомании

рубрика: Политика
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

Солженицына читаешь, слушаешь с комом в горле. И не только потому, что в его мыслях всегда есть беспощадная откровенность. Но и потому, что он видит дальше многих и многих. И в этом, скажем помягче, драма – его и наша.


Когда много лет назад в «Письме к вождям» Александр Исаевич имел смелость призвать их, кремлевских властителей, добровольно отказаться от коммунистической бредятины и заняться разоренной страной, то он все же не был столь наивен, чтобы ожидать: адресаты прочтут и разом прозреют. Недаром же он называл свое послание попыткой, «равной полной безнадежности». Ах, как это похоже на дела сегодняшние, когда он снова сказал все, что думает о российских реформаторах и партфункционерах. Единственное внутреннее оправдание он и сегодня видит для себя в том, что пишет и говорит впрок – для будущего. Вот и в телеинтервью каналу «Россия» Солженицын не счел зазорным чуть ли не слово в слово повторить то, что беспокоило его полтора десятилетия назад, когда он писал в Вермонте заметки «Как нам обустроить Россию», предлагая размеренный покаянный выход из постигших страну новых несчастий. Он и сейчас горячо настаивает на том, что несчастья не миновали Россию, до сих пор не сумевшую ступить на единственно верный, по его убеждению, путь – нравственного очищения общества. Великий аналитик называет все тот же корень зла: демократии в стране нет. Россией по-прежнему правит олигархия из бывших – хорошо приспособившиеся к новым условиям жизни скоробогатеи-мошенники. Любую власть Солженицын и сегодня называет «заповедным служением обществу». Эти высокие цели у нее появятся только тогда, когда нравственность встанет над политикой. Нравственной, напоминает писатель, всегда бывала в Отечестве нашем демократия малых пространств: деревенская община, казачий круг, а с конца XIX века – земство. Там, ближе к земле, где люди хорошо знали друг друга, не проходили дутые репутации, а тем более политическое блудословие. Там важнейшие вопросы жизни решались общим сходом, соборным согласием. Вот к чему, снова настаивает Солженицын, рано или поздно предстоит нам возвращаться. Никакое самое крутое реформаторство не сулит благополучия, если оно не предлагает программы духовного выздоровления человека. Того самого «сбережения народа», о чем говорил триста лет назад, имея в виду конечные цели верховной власти, высокий сановник граф Шувалов. В многостраничном историческом обзоре «Русский вопрос в конце ХХ века» (последнее, что написал он в Америке) вермонтский затворник детально прослеживает трехсотлетнюю эпопею упущенных имперской властью возможностей для развития страны. Показывает на примере освоения Сибири, что могут дать мирные народные усилия, направленные на внутренние задачи. Уже к концу XVI века сибиряки полностью обеспечивали себя хлебом, там от края до края процветали ремесла, открывались первоклассные библиотеки и типографии... В архиве нашей редакции хранится письмо библиографа фонда Солженицына Надежды Григорьевны Левитской – с просьбой держать фонд в курсе дела относительно того, как расходится и читается ярославский трехтомник «Публицистики» Солженицына, изданный в середине 90-х. Знаменитую Надю Левит­скую, одну из бесстрашных тайных помощниц Александра Исаевича в лихие времена его вынужденной подпольщины, откровенно говоря, порадовать нам было нечем. По наблюдениям издателей, книготорговцев и социологов, трехтомник был в ходу разве что у политологов, историков, гуманитарной профессуры, но никак, к примеру, не у чиновников или школьных учителей, ни тем более у «новых русских», больших любителей криминального чтива. Да и наши выборочные опросы показали: новинка не прочитана как раз теми, кому нестареющая солженицынская публицистика предназначена. Подобные тревоги возникают и после его интервью каналу «Россия». Похоже, что и с гласностью у нас беда, а уж со слышимостью – совсем худо.