Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 28 июля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/50511/

Олег ВИНОГРАДОВ: «Выборы в поселениях обязательно состоятся»

рубрика: Политика

На 2 октября в Ярославской области назначены выборы глав и депутатов муниципальных советов поселений. Однако в начале июля Госдума РФ приняла поправки в федеральный закон о местном самоуправлении. Депутаты предложили отложить муниципальную реформу на три года, до 1 января 2009-го. Возникают опасения, что выборы в нашем регионе могут быть сорваны. За разъяснениями мы обратились к председателю постоянной комиссии по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления Госдумы области Олегу Виноградову.


– Правда ли, что если принятый в первом чтении проект все же обретет силу закона, то люди, которых 2 октября изберут главами и депутатами поселений, не смогут приступить к выполнению своих полномочий 1 января 2006 года? Ведь, по замыслу федеральных думцев, они будут «отдыхать» еще целых три года... – Мы обсуждали этот законопроект. Могу сообщить мнение руководства Ярославской областной думы: в региональном законодательстве ничего принципиально менять пока не нужно. Дата выборов в органы власти городских и сельских поселений определена – 2 октября. Отменить их мы не имеем ни права, ни возможности. Голосование пройдет в положенный срок. По закону избирательная кампания начата, и остановить ее никто не может. Председатель Центризбиркома Александр Вешняков подтвердил, что «принятие названного проекта федерального закона в первом чтении не является основанием для приостановления действий, связанных с назначением, организацией и проведением муниципальных выборов во вновь созданных муниципальных образованиях. Органы государственной власти субъектов РФ должны обеспечить проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 года». В 26 регионах выборы уже проведены, еще в 20 они назначены на сентябрь, в сорока – на октябрь. Однако из-за слухов об отмене реформы выборы могут быть провалены. – А будет ли отложена реформа местной власти в Ярославской области? – Ни в коем случае. Избранные в октябре по закону Ярославской области главы и депутаты созданных муниципальных образований приступят к осуществлению своих полномочий 1 января 2006 года. Этот закон мы отменять не собираемся. Да и принятый в первом чтении проект федерального закона нас к этому не обязывает. Он дает лишь право регионам в виде исключения отодвинуть сроки внедрения поселенческого уровня местной власти. Полагаю, что это можно сделать, например, в случае срыва выборов. В этой ситуации необходимо поручить муниципальным районам на срок до одного года исполнять полномочия поселений. Все. Нет никакой необходимости откладывать муниципальную реформу по всей стране. Иначе просто обманем население, вновь избранных депутатов и глав. – Кому выгодна отсрочка? – Цели этого законопроекта понятны. Во многих регионах не смогли принять законы и провести в срок выборы в поселениях. Их власти и пролоббировали принятие такого решения, ссылаясь на то, что у поселений нет налоговой базы, не готов земельный кадастр. Эти утверждения несостоятельны. Земельный налог будет взиматься по действующему закону, по нормативной цене земли. Надуманные предлоги высказываются чиновниками, которые не хотят создавать местное самоуправление в селах и городах. – Насколько вообще законно предложение отдать решение вопроса о начале работы поселений на откуп регионам? – Концепция принятого в первом чтении законопроекта абсолютно неправильная. В его первой статье говорится, что новый федеральный закон о местном самоуправлении вступает в силу с момента окончания переходного периода, то есть с 1 января 2009 года. Получается, что до этого момента никто не сможет сказать, какая статья закона действует, а какая – нет. Как мы будем проводить муниципальную реформу? Более того, по замыслу депутатов Госдумы РФ, старый закон о местном самоуправлении тоже не отменяется. Таким образом, параллельно будут действовать два закона, которые друг другу противоречат! Это полный правовой беспредел. Как можно подходить к такой серьезной реформе столь юридически безграмотно? Ряд статей нового федерального закона уже действует. Даже юристу сложно разобраться, а что делать простому главе сельского поселения? Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ может действовать только на всей территории страны, а не вводиться постепенно, сначала в одном регионе, потом в другом. Ведь приняты поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, где налоги делятся между районами и поселениями. Кроме того, есть несколько десятков нормативных актов, которые надо изменить. Не уверен, что федеральные власти успеют это сделать. Реализация предложения депутатов Госдумы РФ приведет только к полному хаосу. Мы всеми силами будем стараться изменить концепцию принятого в первом чтении законопроекта, чтобы новый федеральный закон о местном самоуправлении в полном объеме вступил в силу с 1 января 2006 года. Ярославская область в принципе к этому готова. – Каковы шансы, что вас услышат? И вообще, есть ли на федеральном уровне понимание необходимости проведения муниципальной реформы уже в будущем году? – Мы постоянно держим контакт с федеральным парламентом. В июне я два раза был в Госдуме РФ. В комитете по местному самоуправлению и в правовом управлении меня заверили, что инициатива по переносу введения реформы не будет поддержана. Тем не менее меня очень удивило, что за нее проголосовали более 300 депутатов. Надеюсь, что разум возобладает и закон не будет принят в таком виде. – Первые поселенческие выборы прошли 17 июля в Гаврилов-Ямском районе. В первом туре удалось избрать только главу Шопши. Какие уроки можно извлечь из этой кампании? – Радует, что активность населения очень высока. Для муниципальных выборов явка в 40 – 50 процентов очень хорошая, тем более летом. Поэтому у меня нет опасений, что выборы в поселениях 2 октября не состоятся. Единственное, о чем заставили задуматься итоги голосования в Гаврилов-Яме, – целесообразность сохранения двухтуровой системы выборов глав поселений. – На выборах главы Ставотинского поселения руководитель Заячьехолмского сельсовета Михаил Дворников получил 49,27 процента. Для победы ему не хватило буквально пяти голосов. Так как кандидатов было двое и ни один не смог набрать более половины голосов, то здесь пройдут новые выборы главы. Это разумно? – Получается, что даже при наличии очевидного фаворита мы вынуждены будем второй раз тратить деньги на выборы. Поэтому нужно задуматься о возможной отмене второго тура на выборах глав поселений – пусть победит тот, кто получит относительное большин-ство голосов. Ведь второй тур раньше проводился только на выборах глав городов и районов, чтобы обеспечить точное выявление мнения населения. Нужен ли он в небольших поселениях? Но в любом случае на выборах 2 октября двухтуровая система останется. Избирательная кампания запущена, и менять ее правила мы уже не имеем права. Сделаем выводы к следующим выборам. – Почему так важно, чтобы люди шли в местную власть, участвовали в муниципальных выборах? – Если разобраться, то именно в поселениях могут быть созданы подлинные органы местного самоуправления, которые близки к народу. В селе или поселке все избиратели лично знают главу поселения и депутатов. При этом можно гарантировать, что никакого снижения финансовой обеспеченности муниципальных образований по сравнению с этим годом не произойдет. Основные налоговые поступления идут из Ярославля, и через областной бюджет мы обеспечиваем финансирование соцсферы во всех муниципальных образованиях. Административные затраты в связи с этой реформой увеличатся незначительно. Цель преобразования системы местной власти – вовлечение населения в решение вопросов своего села, города, поселка. Ведь только административным путем многие проблемы не решить. Часто чиновник не понимает, что надо людям, поэтому приближение местной власти к народу, участие жителей в благоустройстве своей малой родины очень важны. Нужно не ждать, пока приедет барин из области или района и сделает колодец или дорогу. С 2006 года у жителей сел появляются свои средства. С их помощью, а также и через личное участие они сообща будут решать возникающие вопросы. Так живет весь цивилизованный мир. – Областные власти помогут людям, которые возьмут на себя ответственность за решение проблем местного сообщества? – После проведения выборов мы будем тесно контактировать с главами и депутатами поселений, обучать их. По крайней мере, бюджет 2006 года поможет им подготовить областной департамент финансов. Закон это позволяет. Планируем в ноябре – декабре провести областной съезд депутатов, чтобы люди, избранные в представительные органы поселений, познакомились друг с другом и наладили связи с региональными депутатами. – А народ-то готов жить по новому закону? – Думаю, что люди у нас хозяйственные, и как только власть и финансы окажутся у них в руках, они с удовольствием начнут решать проблемы своего села или города. //Беседовал Сергей КУЛАКОВ.