Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 04 августа 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/50650/

Анатолий ЛИСИЦЫН: «Нам надо засучить рукава»

рубрика: Политика
Автор: Евгений СОЛОВЬЕВ.

Губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын после встречи с Президентом России Владимиром Путиным как будто вернулся с войны. Причем из этого противостояния со всесильными правоохранительными органами он вышел победителем. Президент РФ выдал губернатору карт-бланш на ближайшие два с лишним года. Анатолий Лисицын начал активно действовать. Он решил пересмотреть программу развития Ярославской области «От выживания к благополучию» в соответствии с новыми реалиями жизни. О том, как губернатор видит перспективы развития региона, что он собирается менять в своей деятельности и кого брать в команду, Анатолий Лисицын рассказал в интервью «Северному краю».


– Анатолий Иванович, как вы оцениваете новые реалии взаимоотношений регионов и центра, которые проявились после завершения уголовного преследования? – Сейчас многое изменилось в подходах федеральной власти к региональной политике. За последние годы регионы и их лидеры зачастую игнорировались федеральным центром, у нас отбирали полномочия, концентрировали в бюджете России налоговые отчисления, прекратили консультироваться и «сверять часы» с регионами в проведении реформ, что привело к социальным потрясениям. Начались гонения на сильных региональных лидеров. Однако трагические события в Беслане и проблемы с экономическим ростом, катаклизмы с заменой льгот на денежные выплаты заставили федеральную власть изменить подходы к регионам. Сегодня мы видим явное «потепление» отношений. Выстраивается по-новому вертикаль власти. По инициативе главы государства в России стали назначать губернаторов, что будет способствовать укреплению исполнительской дисциплины и более четкому проведению экономических реформ. Кроме того, по указу Президента РФ главы регионов наделены полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности администраций субъектов Федерации и территориальных органов федеральных министерств, в частности МВД, МЧС, Минюста, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы судебных приставов. Теперь министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориальной структуры федерального органа исполнительной власти будут согласовывать кандидатуру с главой региона. Сегодня президент принял решение передать или, точнее, вернуть регионам 114 полномочий, которые ранее были взяты на федеральный уровень. Это, например, использование и охрана лесного фонда, а также водных ресурсов, регулирование тарифной и социальной политики. Посмотрим, будет ли это подтверждено финансовыми потоками, но этот шаг при всех его издержках, бесспорно, полезный. Владимир Путин четко обозначил цель новых действий Правительства РФ: «Наша главная задача – обеспечить в регионах условия для кардинального экономического роста». Мы в Ярославской области должны сделать все, чтобы обеспечить достижение этой цели. – На последнем заседании Госсовета президент предложил пересмотреть региональные программы развития. Как считает Владимир Путин, теперь у регионов «появляется возможность реализовать свои уникальные конкурентные преимущества, активизировав внутренние источники роста, и с этих позиций качественно обновить программы регионального развития». Что вы планируете делать с разработанной у нас программой «От выживания к благополучию»? – Сегодня, как считают эксперты, только 30 регионов имеют проработанные программы развития, и Ярославская область в их числе. Новые тенденции в политической жизни страны и новые вызовы в экономике требуют от региона пересмотра приоритетов развития и методов достижения стратегических целей. Сейчас кабинет министров разработал программу действий на ближайшие три года. Это даст некоторую стабильность для планирования работы региональных администраций. При этом президент ясно дал всем понять, что региональные финансы для обеспечения экономического роста должны направляться и на достижение пер-спективных целей. Нам необходимо провести тщательный анализ того, что есть в потенциале области, развитие каких сфер и видов бизнеса может стать «точками роста» региона, выработать механизмы стимулирования новой экономики и инновационных процессов на нашей территории. Я принял решение, что у нас будет разрабатываться новая программа социально-экономического развития региона до 2010 года. У нее будет новое название. Один из вариантов – «Ярославская область: точки роста». В ней будет учитываться и подготовка к 1000-летию Ярославля. Мы планируем завершить разработку программы в ноябре этого года. В процесс работы над программой я хочу привлечь по максимуму общественность и российское экспертное сообщество, которое умеет анализировать и просчитывать пер-спективы развития территорий. Нам надо засучить рукава и задействовать лучший мировой опыт развития регионов. Для меня также важно, чтобы мы отметили 1000-летие Ярославля на достойном уровне. Я этот юбилей не ассоциирую только с областным центром и буду стараться сделать так, чтобы это стало праздником для всех жителей региона. Ведь именно на нашей земле создавалось российское государство. На встрече я доказывал президенту, что празднование тысячелетия Ярославля является событием всероссийского масштаба. Владимир Путин, насколько я понял из его ответов, эту ситуацию понимает. Я рассчитываю придать 1000-летию Ярославля более высокий статус и постараюсь убедить Владимира Путина после празднования юбилея Казани возглавить наш оргкомитет. – Как вы охарактеризуете свои отношения с руковод-ством страны? – У меня нормальные рабочие отношения с Президентом России Владимиром Путиным. На последней встрече с главой государства я получил кредит доверия на ближайшие годы и намерен его оправдать. Для меня Владимир Путин сегодня – опытный руководитель страны, знающий специфику и проблемы развития России. Он готов к проведению необходимых реформ, в том числе и непопулярных, но столь необходимых нашему государству. Президент прекрасно понимает, что без принятия кардинальных мер Россия может истратить ресурс конкурентоспособности и стать аутсайдером на мировой арене. Этого мы не должны допустить. И когда возникает вопрос о том, кто будет возглавлять страну после 2008 года, когда истекает срок полномочий Владимира Путина, я считаю, что на сегодняшний день именно он способен продолжить начатое дело и довести преобразования до конца. Ведь в России по-прежнему многое зависит от личности, находящейся у власти, а не только от федерального законодательства. И это надо принимать во внимание. По моему мнению, ограничение полномочий главы государства в современных условиях развития страны может обернуться политическими и экономическими проблемами. – Какие, на ваш взгляд, приоритеты развития региона могут быть определены в новой программе кроме уже известных? – Традиционные отрасли экономики Ярославской области – машиностроение, химия и нефтехимия продолжат развиваться и в ближайшей перспективе. Но у них есть свои пределы роста: как объемов производства, так и налогооблагаемой базы. Сейчас промышленность дает около 40 процентов регионального валового продукта, и это положение дел вряд ли радикально изменится. Нам надо избавиться от иллюзии, что все предприятия и заводы, которые существовали на территории области в советское время, должны вновь заработать и достичь прежних объемов производства, как это было при плановой экономике. Сейчас в развитии промышленности региона есть четкие приоритеты – модернизация производств, создание и выпуск новых продуктов, которые будут по качеству, новизне и цене конкурентоспособны с мировыми аналогами, посколь-ку скоро Россия вступит в ВТО и нашим заводам придется напрямую конкурировать с ино-странными. В этой борьбе за рынок и потребителя могут выжить не все предприятия, и это надо четко осознавать. Задача администрации области здесь – максимально способствовать развитию передовых предприятий, привлечению инвесторов в промышленный сектор, а также решать социальные и экономические проблемы заводов и фабрик, потерявших рынок и находящихся на грани выживания. Мы должны в своей деятельности не меньшее внимание уделять развитию новых секторов экономики, которые станут перспективными для региона. Ключевую роль в ближайшем будущем станет играть малый и средний бизнес. Это ниша для создания новых рабочих мест, сокращения издержек при выпуске продукции, что выгодно отличает их от крупных предприятий. Мы будем активно реализовывать программу аутсорсинга и стимулировать передачу промышленными гигантами неключевых функций, задач и видов продукции предприятиям малого и среднего бизнеса. Но и здесь надо создать гарантии качества и своевременности поставок продукции, чтобы крупные предприятия были уверены в своих парт-нерах. Для развития малого и среднего бизнеса необходимы значительные усилия государ-ства, которых пока недостаточно, несмотря на все заверения и обещания на федеральном уровне. Как результат – по статистике, количество малых предприятий не увеличивается на протяжении нескольких последних лет. Одно из главных препятствий – отсутствие длинных и относительно недорогих кредитов банков для создания бизнеса – до сих пор не преодолено. И у регионов здесь возможности сокращены до минимума: сегодня бюджет области 70 процентов доходов должен направлять на социальные нужды, практически ничего не выделяя на развитие инфраструктуры. – По вашим словам, у регионов совсем нет возможностей поддерживать малый и средний бизнес, стимулировать его развитие? – Нет, я как раз в этом абсолютно не уверен. Я думаю, что в каждом регионе есть возможности и резервы для создания условий динамичного развития малого и среднего бизнеса. Нужно правильно выбрать стратегию развития и с учетом имеющихся возможностей проводить необходимую политику. В Ярославле скоро будет создан первый в регионе бизнес-инкубатор, который предложит малому бизнесу консультативную, экономическую и организационную помощь для создания и развития дела. Одновременно мы должны усовершенствовать механизмы взаимодействия органов власти всех уровней по искоренению и сведению до минимума административных барьеров на местах. – Какие еще направления развития могут стать стратегическими приоритетами развития региона? – Изначально в своей деятельности я понимал, что если не буду мыслить стратегически, на 5 – 10 лет вперед, то втяну команду в решение текущих проблем, и мы будем только реагировать на сиюминутные нужды общества. Можно было все ресурсы раздать и создать на короткое время некое благоденствие, но когда оно бы закончилось, регион попал бы в пропасть. Поэтому реализация таких крупномасштабных ин-фраструктурных проектов, как строительство «Арены-2000», второго моста через Волгу в Ярославле, развитие аэропорта «Туношна», направлена на формирование долгосрочных конкурентных преимуществ нашей территории, создала новый имидж Ярославской области, привлекла новых инвесторов и жителей соседних областей, которые едут в наш регион в поисках работы и более благополучной жизни. Я считаю, что аэропорт «Туношна», что бы об этом ни думали скептики, сможет реально дать отдачу и реализовать свой потенциал через 5 – 10 лет. Но для этого надо предпринимать каждодневные усилия, а не сидеть и критиковать. Просто так ведь ничего не заработает. Сейчас мы вместе с министром экономического развития и торговли Германом Грефом будем прорабатывать вопрос создания вокруг аэропорта «Туношна» особой экономической зоны промышленно-производственного типа. У нас здесь есть явные козыри – хорошо развитая транспортная инфраструктура, грядущее 1000-летие Ярославля. Я уверен, что аэропорт «Туношна» может стать одной из «точек роста» региональной экономики и развить экономический потенциал соседних регионов – Костромской и Ивановской областей. Я считаю, что развитие въездного туризма в Ярослав-скую область должно стать одним из ключевых направлений стратегического развития региона. У нас для этого есть много преимуществ. Например, богатый историко-культурный потенциал, заключающийся в уже представленных и пока недоступных глазу туриста сокровищах старины, которые хранятся в фондах музеев. Мы работаем в этом направлении и создаем базовую туристическую инфраструктуру – дороги и сеть современных гостиниц, развиваем аэропорт, имеющий возможность принимать пассажирские самолеты из-за рубежа. Но для реализации этой задачи нам необходимо полностью перестроить идеологию туристического бизнеса, который должен работать по привлечению туристов не хуже, чем в Турции и Европе. Это связано с поиском и приданием нашей территории особой «картины-образа», которая бы привлекала сюда туристов, инвесторов и жителей других регионов России. Нам нужно перестроить работу музеев, они должны активно вовлекать туристов в игру, работать с их воображением, что характерно для такого привлекательного города области, как Мышкин. У него есть свой «образ места» – Мышь, о которой знают многие туристы и жители России, включая даже тех, кто ни разу не был в этом чудесном волжском городе. Другое направление стратегического развития – внедрение и стимулирование инновационных процессов и использование интеллектуальных ресурсов региона для создания «новой экономики», основанной на знании. Нельзя забывать и о социальном развитии региона. Здесь одними из наших стратегических задач должны стать создание современной областной службы охраны материн-ства и детства (строительство перинатального центра в Ярославле), программа телефонизации села, программа восстановления уличного освещения в поселках и деревнях, строительство и реконструкция дорог, сооружение небольших спортивных комплексов в городах и районах области. Мы также ставим задачу в течение ближайших лет реализовать в регионе программу расселения аварийного и ветхого жилья. – Любое стратегическое развитие региона связано с привлечением инвесторов – отечественных и иностранных. Как вы оцениваете сложив-шуюся практику в регионе? – Регион должен иметь простую и привлекательную систему взаимоотношений с инвесторами, желающими работать на территории. Мы будем совершенствовать наш механизм взаимодействия с инвесторами, чтобы он соответствовал самым современным международным требованиям и ожиданиям передовых иностранных компаний. Многое во взаимоотношениях с инвесторами зависит от глав муниципальных образований. Однако пока не все из них понимают, как важно налаживать конструктивное взаимодействие с бизнесом, желающим вкладывать день-ги в развитие территории. Если с инвестора только что-то требовать, не предлагая ничего взамен, ему будет неинтересно работать, он не будет создавать свои предприятия и строить недвижимость. Надо заинтересовать инвесторов, одновременно предлагая им участвовать в социальных и инфраструктурных проектах развития города, района или области. В регионе необходимо упорядочить работу с государственной и муниципальной собственностью. Хоть закон и предписывает муниципалитетам до 2009 года приватизировать всю муниципальную собственность, непосредственно не задей-ствованную для реализации функций местного самоуправления, я считаю, что города и районы должны сделать это как можно быстрее. Не дело городских властей через свои муниципальные предприятия заниматься торговлей, производст-вом продукции. Здесь надо на определенных и жестко оговоренных условиях привлекать малый и средний бизнес, соблюдая принцип присутствия на рынках местных производителей и других. Активнее надо привлекать частный бизнес в систему жилищно-коммунального хозяй-ства. Мировой и российский опыт откровенно говорит об эффективности такой работы. И здесь не надо бояться, что компании в сфере ЖКХ будут требовать своевременных расчетов за выполненные услуги: местные власти должны изыскивать ресурсы на эти цели, ведь это их работа, чиновники как раз за это получают зар-плату. В регионе есть позитивные примеры руководства муниципальными образованиями. Это глава Углича Элеонора Шереметьева, руководитель Переславского района Хасанби Шопаров и многие другие. Я бы отметил также главу Первомайского района Леонида Щербакова, который учится на чужом опыте и при ограниченных возможностях территории умеет рисковать, привлекает инвесторов, строит дороги и создает благоприятные условия для жизни людей. Учиться никогда не поздно, и здесь не надо стесняться. Позитивный пример демонстрирует глава Мышкинского муниципального округа Анатолий Курицын – он заразился идеей создания в городе уникального туристического комплекса под открытым небом и работает на общее дело вместе с жителями. Есть примеры, когда местные власти не очень способст-вуют созданию условий для инвесторов. В Ярославль, например, приходят солидные инвесторы, желающие строить и вкладывать деньги, но оказывается, что все площадки в городе уже заняты. При этом только на одной трети из них ведется какая-то активная работа, а остальные либо пустуют годами, либо перепродаются. Это непорядок. Когда земля не используется, а на нее есть другие претенденты, надо расторгать подобные договоры и вновь выставлять участки на торги. – Есть опыт других регионов и муниципальных образований по эффективному привлечению инвестиций. Например, Борский район Нижегородской области, который, создав грамотный механизм работы с бизнесом, в течение пяти лет (с 1998 по 2002 год) привлек около 200 млн. долларов инвестиций, увеличил налоговые поступления во все уровни бюджета с 256 млн. рублей в 1998 году до 945 миллионов в 2002-м. Сегодня на территории района отрабатывается ряд инвестиционных проектов на общую сумму 2,3 млрд. рублей. Может быть, стоит администрации области и муниципальным образованиям учиться у других? – Изучать чужой положительный опыт всегда полезно, и мы намерены это делать. Готовы ли к этому главы муниципальных образований? Я думаю, что они должны этим заниматься, если по-настоящему хотят развить потенциал своей территории. Для этого нужно желание и старание, потому что в России и мире есть опыт, который лучше нашего, и его надо перенимать как можно быстрее. Но многое здесь упирается в готовность и квалификацию наших руководителей и представителей власти. Есть проблемы самооценки, когда человек, только избравшись, думает, что он все знает и всегда поступает правильно. Такие руководители начинают с чистки кадров в администрации, увольняют специалистов, которые грамотно решали поставленные задачи, ставя на их место тех, кто им ближе. Это порочная практика, которая не способствует эффективному управлению. Изменить сознание и подходы управленцев на всех уровнях власти к взаимодействию с бизнесом – это одна из главных задач новой стратегии развития области. Я постараюсь в этой программе сделать четкий анализ всех возможностей, позитивных и негативных тенденций развития каждого муниципального округа, определить приоритеты для местной власти, в рамках которых мы будем совместно работать. Будет проанализирована работа администраций всех муниципальных образований. Мы не намерены больше сводить роль областных властей к одним рекомендациям, к которым иные главы не желают прислушиваться. Мы хотим, чтобы каждое муниципальное образование разработало свою программу стратегического развития и согласовало ее с администрацией области. В рамках совместно определенных приоритетов теперь будут распределяться все сред-ства бюджета области на развитие инфраструктуры. – Собираетесь ли вы привлекать в свою команду новые кадры? – Для работы в новых условиях администрации области нужны молодые специалисты по многим направлениям деятельности. Есть дефицит генераторов новых идей, но это постоянная проблема власти, и мы ее постепенно решаем. Я планирую брать в команду новые кадры. Молодые специалисты могут привнести новые подходы, у них иное видение проблем и перспектив развития региона. Одновременно они смогли бы получить опыт управленческой работы, чтобы в дальнейшем работать в органах власти. Администрация области должна пересмотреть свою деятельность, а также найти новые формы работы с муниципальными образованиями, создающимися городскими и сельскими поселениями, общественностью. Не все в порядке и в отношениях администрации области с депутатами Ярославской областной думы. Зачастую конфликты между законодательной и исполнительной властью возникают на пустом месте, иногда администрация области вместе с фракцией «Единая Россия» не предпринимает достаточных усилий для проведения необходимых решений и принятия законов. Такого быть не должно – можно сколь угодно долго критиковать и называть неконструктивной оппозицию, но надо требовать и с себя самих четкой работы с депутатами и исполнительской дисциплины. А если фракции «Единая Россия» и «За регионы» неактивно отстаивают в парламенте интересы развития региона, а депутаты часто просто не ходят на заседания, чего в таких условиях мы должны ждать? Я считаю, что в структуре администрации области должен появиться человек, отвечающий за координацию работы с депутатами, местным самоуправлением и общественностью. Возможно, это будет мой заместитель, у которого должно быть достаточно опыта работы и авторитета, чтобы находить возможности для достижения согласия, принятия и реализации необходимых решений. – По вашему мнению, как повлияло уголовное преследование на развитие региона, работу администрации области? – Если сейчас оценить ситуацию, отбросив личные переживания и проблемы, то в моей команде не случилось чего-то серьезного, что угрожало бы работоспособности власти. Нельзя сказать, что администрация области за прошедший год впала в какую-то прострацию, бездействовала и была безынициативной. В сфере экономики не произошло никакого падения налоговых поступлений и торможения развития региона. Напротив, за этот год мы получили гораздо больше средств из федерального бюджета на развитие инфраструктурных проектов. Многие министры Правительства РФ, понимая ситуацию с моим уголовным преследованием, сочувствовали и старались помочь. Я не предполагаю проводить какие-то чистки в команде. Я знаю, кто и как вел себя на допросах у следователей Генеральной прокуратуры: мои адвокаты знакомились с материалами уголовного дела. Прошедшие девять месяцев показали, кто мои истинные друзья, а кто случайные люди в моем круге общения. Я это понял и поэтому сменил свой номер мобильного телефона. Его знали слишком многие, и не со всеми из них я сегодня хочу общаться.