Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 23 декабря 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/58582/

Илья ОСИПОВ: «Власть должна стать открытой и честной»

рубрика: Политика
Автор: Беседовала Полина АРБАТОВА

В Ярославле началась процедура народного предварительного голосования для последующего выдвижения кандидата в мэры города от партии «Единая Россия». Один из кандидатов – участников праймериз депутат Ярославской областной Думы, член фракции «Единая Россия» Илья Осипов поделился с читателями «Северного края» тем, как он видит свою работу на посту градоначальника Ярославля.

 


Илья Владимирович, вы заявили свою кандидатуру для участия в праймериз на пост мэра Ярославля. Чем вы руководствуетесь, принимая такое решение?

– Во-первых, я большой патриот своего города – в Ярославле родился, вырос. Здесь живут мои родные и друзья… А во-вторых, обладая, как мне кажется, достаточным жизненным опытом, ощущаю в себе необходимые силы, энергию, качества лидера, чтобы обеспечить городу стремительное развитие, а его жителям более высокий уровень жизни. Я действительно хочу возглавить руководство города и не сомневаюсь в победе на выборах. А что касается моих отношений с «Единой Россией», то они идут в конструктивном русле, хотя членом партии я не являюсь.

Что касается предстоящих праймериз. Давайте вместе подумаем, так ли важно, под чьей эгидой они состоятся, хотя кроме Народного фронта такую уникальную площадку никто не предоставляет. Мне вообще импонирует совместная работа, поскольку она предполагает публичную дискуссию. И в этой связи – праймериз становится реальной диалоговой площадкой, способствующей появлению новых лиц, интересных идей и мнений.

Насколько для будущего мэра важен опыт управленческой деятельности?

– Наличие такого опыта крайне необходимо. Причём не только законотворческой деятельности или деятельности в органах исполнительной власти. Очень востребован должен быть опыт руководства бизнес-структурами. Здесь ведь уже включаются реальное знание менеджмента и понимание рыночных механизмов. В наше время непрекращающихся экономических вызовов это весьма актуально.

Вы не производите впечатление «чиновного» человека.

– Не думаю, что в современном мире это минус. Мне кажется, что человек, наделённый властью, не должен сильно меняться, и тем более в худшую сторону. В любых обстоятель­ствах надо оставаться самим собой и придерживаться истинных жизненных ценностей. Хотя я согласен с вами: зачастую власть накладывает определённый отпечаток на некоторых людей. Особенно длительное в ней пребывание...

Не стоит забывать, город – это не есть собственность чиновников, мы выбираем мэра на ограниченный срок с конкретно поставленными задачами, а он подбирает под них коман­ду. Но в период между выборами власть и горожане практически оторваны друг от друга. В Ярославле это очень ощущается. Власть замыкается сама на себе, не хочет да уже и не может слышать мнение горожан. Отсюда и ошибки, расплачиваться за которые приходится ярославцам.

Есть масса примеров того, как городами управляют по-другому: через бюджет, ориентированный на результат, программно-целевые методы планирования.

Электронное правитель­ство, электронный документооборот в Ярославле остался на словах. Мы по-прежнему собираем массу справок. Например, ребёнка в очередь в детсад можно записать через Интернет, но в течение месяца всё равно надо идти к чиновнику с массой документов и справок. В то же время практика одного окна отработана достаточно давно в Иванове: не могу сказать что идеально, но в разы успешнее, чем у нас.

Применимы ли бизнес-модели в государственном и муниципальном управлении?

– Судите сами. Бизнесмен каждый день оценивает результат своей работы. Если производишь продукцию, которая никому не нужна, или оказываешь некачественную услугу, ты не увеличиваешь свой оборот и терпишь убытки. Во властных структурах такие контрольные точки невозможно расставлять каждый день, но оценивать эффективность работы чиновника можно раз в год, раз в полгода, причём не только мэра, но и всей команды. Кроме того, как и в бизнесе, в политике необходима конкуренция. Двух сроков мэра по 5 лет вполне достаточно. Власть должна быть сменяема, это одно из условий её эффективности. Такое ограничение даёт возможность вырастить новых лидеров.

В чём вы видите роль мэра Ярославля как политика?

– Власть в городе должна стать открытой, честной и прозрачной. А для этого нужно привлечение к принятию ключевых решений широкой общественности, людей, которые имеют собственное мнение и хотят его высказать. Это понятно и дей­ствующей городской власти, но она не демонстрирует последовательности в реализации этого принципа. Одна из главных ошибок власти – то, что она опиралась на собственные знания, которые уже устарели для современного общества, а не на знания множества лиц. Вообще разрыв между поколением дедов и детей в силу колоссальной скорости развития новых технологий огромен. Что могли предложить молодым, активным горожанам, которые не представляют свою жизнь без айфонов и планшетников, люди, которые не знают, как включить компьютер? Молодёжь действительно смотрит на мир другими глазами и предъявляет совершенно иные требования, в том числе и к современному городу.

Как вы относитесь к ин­ституту публичных слушаний?

– Пока что институт публичных слушаний достаточно формален, слушания проходят по старинке и напоминают сельский сход. Чтобы принять нужное решение, власть «сгоняет» сотрудников районных администраций и мэрии и «протаскивает» нужное решение. В краткосрочной перспективе власть побеждает общественное мнение, но в долгосрочной пер­спективе сталкивается с падением уровня доверия людей к власти, порождает агрессию. Наверное, не провели бы реконструкцию Которосльной набережной, в ходе которой бульдозеры сносили деревья, если бы предварительно послушали людей, провели широкую дискуссию в СМИ и Интернете. Причём, на мой взгляд, честная, невороватая власть должна быть заинтересована в том, чтобы разделить с горожанами ответственность за совместно принятое решение. Именно это формирует городское комьюнити и делает власть легитимной.

К сожалению, в последние годы тенденция по сокращению полномочий власти (приватизация, передача контролирующих полномочий саморегулирующим сообществам) ушла на второй план. Остаётся боязнь чиновника отдать обществу бразды правления, а в итоге всё равно приходится приватизировать, но уже в спешном порядке. Самый печальный пример – ситуация в сфере ЖКХ. Сначала мэрия всеми правдами и неправдами в эту сферу не пускала частный бизнес, управляя административно ДЕЗами. А потом в одночасье все ДЕЗы были приватизированы. Таким образом, у городских властей не осталось реальных рычагов воздействия на частные монополии, занимающиеся управлением до 90 процентов домов в районах Яро­славля. При этом доля альтернативных способов управления домами – ТСЖ, например не превышает 10 процентов. Этот процесс должен идти активнее, ведь конкуренция, а не указания чиновников должны заставлять управдомы работать.

Если перейти от принципов к частностям, то какие наиболее актуальные проблемы горожан вы намерены решать на посту мэра Яро­славля?

– Если продолжить тему ЖКХ, то там главная проблема в том, что мы стали платить полным рублём, а услугу полноценного качества по-прежнему не получаем. С диктатом естест­венных монополий можно бороться через развитие малой энергетики, чем в Ярославле почти не занимаются. Локальные газовые котельные, расположенные рядом с потребителем, значительно меньше производят выбросов в окружающую среду, меньше затраты на оплату услуг. А ведь они ещё и удобнее для потребителей.

Что вы предлагаете делать с дорогами города? В последние годы миллиарды рублей были вложены в реконструкцию магистралей Ярославля, но пробки только растут...

– И будут дальше увеличиваться на том же Московском проспекте. Нужно реанимировать проект Карабулинской развязки, которую так ожидали и бизнес, и все горожане. Без строительства обходных путей вокруг центра города мы через
5 – 10 лет мы получим на улицах транспортный коллапс. Если продолжить тему, то можно вспомнить, что депутаты уже годы говорят о необходимости строительства парковок. Но ничего не сделано. Сейчас нужно сделать много кругов в центре города, чтобы найти место для парковки машины. Мне было бы проще оставить машину на стоянке и прогуляться 200 – 300 метров...

Та же ситуация и с автопарковкой во дворах. Депутаты муниципалитета заслуженно гордятся программой благоустройства дворов, но реконструкции дворов почти нигде не было. Число владельцев машин резко выросло, а во дворе «хрущёвки» их можно по-прежнему поставить только на газоне, на площадке для сушки белья и детской площадке. Почему бы не реконструировать дворы, разделив места для аккуратной парковки и места для отдыха? Это требует затрат, но не дороже ли каждые три года ремонтировать дворы, разбитые машинами?

Вы затронули тему отдыха. А есть ли в городе для этого нормальные условия?

– Есть, но мало, например Волжская набережная, которой пошла на пользу реконструкция. Подобные уголки должны появиться во всех районах города. Пока у нас всё общественное пространство – это торговые центры, а самое распространённое семейное времяпрепровождение – поход по магазинам. Почему власть не ставит перед собой задачи сделать город комфортным? Даже действующий мэр признаёт, что в нынешнем виде паркам существовать нельзя, но в каком можно, тоже не понимает. Пример парка 1000-летия доказывает, что видение современной парковой архитектуры отсут­ствует. В Ярославле должно быть больше разных ухоженных парков, садов и скверов, чтобы у горожан всех возрастов была возможность получать радость от общения друг с другом на фоне живой природы. Для этого нужны парки, а не для роста статистики по «зонам зелёных насаждений». Вообще живая природа в современном городе – это безусловная ценность. Это признают все урбанисты. Не случайно, большие города, такие, как Лондон, реализуют долгосрочные и дорогие проекты по созданию зелёных коридоров, когда парки соединяются аллеями и у человека, например мамы с коляской, есть возможность перемещаться по городу, не выходя из комфортной зоны... Это и есть подлинная забота о простом горожанине! Уверен, что ярославская продвинутая молодёжь будет счаст­лива, если летом в нашем городе появится хороший газон с бесплатным вайфаем. Это не так дорого, но очень нужно....

Илья Владимирович, в будущем году городские власти намерены активно заняться строительством дет­садов. Не поздно ли?

– Поздно. Но лучше поздно, чем никогда. Я предлагал начинать это, ещё будучи депутатом муниципалитета в 2004 – 2008 годах. В своё время мэрия неправильно расставила приоритеты. Зоопарк или планетарий – дело нужное. Есть куда пойти в выходной с ребёнком. А что с ним делать пять дней в неделю маме, которой необходимо работать? Ещё восемь лет назад надо было начинать строительство детсадов. Правда, отмечу, что по предложению губернатора мы, депутаты областной Думы, видя остроту проблемы, решили в качестве временной меры помощи семьям, в которых дети не попали в сады, выплачивать почти по 5 тыс. руб. в месяц.

Но всё равно надо обеспечить всех детей дошкольным образованием – муниципальным, частным или домашним.

В ходе принятия бюджета Ярославля на 2012 год опять возник вопрос по дотациям предприятиям общественного транспорта. Как вы предлагаете решить эту проблему?

– Вот вам типичная ошибка! Сумма дотаций транспортникам достигает 400 млн. руб. в год – два детских сада! «Выбивание» из городской казны на покрытие убытков всего транспортного предприятия должно уйти в прошлое. Рано или поздно придётся реализовать простейший принцип: оказанная услуга должна быть оплачена полным рублём: за свой счёт, если пассажир не льготник, или за счёт бюджета, если пассажир льготник. Ин­струмент подсчёта – электронная карта. Если убыточен тот или иной маршрут, то бюджет может его дотировать. Всё будет чётко и транспорентно.

Вечная тема: налоги, власть, бизнес. Есть ли у вас предложения по данному вопросу?

– Городская и областная налоговые системы достаточно тесно переплетены, поэтому сразу скажу об обеих. К сожалению, сейчас налоговая политика недостаточно логична. Например, мы должны постепенно уходить от транспортного налога, который уже нечестно предъявлять гражданам. Вот уже несколько лет взымают дополнительный акциз на бензин, а транспортный налог отменить забыли. Власть должна быть последовательной и выполнять данные ранее обещания.

В бюджете города не хватает средств на развитие. Массовая приватизация позади, налоговые поступления растут медленно, долги по кредитам уже достигли нескольких миллиардов рублей. В чём ваш рецепт решения проблемы?

– Денег в бюджете стало больше, но и траты у города увеличиваются. Кроме того, надо понимать, что ведь жить небогато не значит жить убого. Надо просто аккуратнее тратить. К сожалению, в минувшие годы много денег было потрачено на проекты, которые так и не реализованы. Например, 280 миллионов на Карабулинскую развязку. Есть ещё одна проблема. Городская власть заявляет о проектах, деньги на которые хочет и может выделить федеральный центр, но сама превращает их в прожекты, не успев подготовить вовремя проектно-сметную документацию. Деньги уходят в другой регион, а мы остаёмся не только без этих средств, но и с затратами на уже никому не нужные документы.

Ярославль всегда славился своими культурными традициями. Но есть такое впечатление, что в последнее время город находится в творческом застое.

– Очень точно подмечено. Я скажу даже больше. Ярославль постепенно теряет свою «человечинку» и «изюминку». И это при том, что наши горожане, в особенности молодёжь, обладают огромным творческим потенциалом, который, к сожалению, не раскрывается в должной мере. Почему? Нет востребованности, нет, если хотите, запроса со стороны властных структур на новые формы самовыражения, новое культурное пространство, которое, с одной стороны, могло объединить всех жителей города, а с другой – позволяло бы подчеркнуть свою индивидуальность. Такие попытки есть в Интернете, в социальных сетях, но это мир виртуальный, старой власти не понятный. Но людям моего поколения уже понятно, что, используя позитивную социальную энергию, можно создать реальное культурное сообщество для реализации самых интересных, необычных идей и проектов. Первым шагом на этом пути могла бы стать галерея современного искусства. Поверьте, этот проект не просто поддержат тысячи ярославцев, но и станут его активными участ­никами. И главное – подобные проекты удержат в Ярославле множество молодых и креативных горожан, которых именно подобные возможности увлекают в столицу. Лично я вообще склонен разделять мысль, что в современном городе именно культура может стать локомотивом развития территории. Поэтому мне близки и понятны проекты, направленные на уменьшение агрессии городской среды. Мне очень импонирует идея дружелюбного, улыбчивого открытого города. Города, в который хочется пригласить.

В своё время вы активно занимались спортом и до сих пор находитесь в хорошей спортивной форме. Ваш сын играет в возрождённой коман­де «Локомотив». Вы даёте ему какие-то советы?

– Нечасто. Мне кажется, что удалось довести до него одну важную мысль. Он играет не один, а в команде и за команду. Именно командным духом славились наши погибшие хоккеисты «звёздного» «Локо». Это актуально и в работе будущего мэра. Он должен быть своим в команде ярославцев. Не ощущая себя игроком и лидером 600-тысячной команды земляков, он не покажет результатов, которых от него ждут.

Оплаченный текст.

В среду 21 декабря Илья Осипов был гостем программы «Городская среда» на радио «Эхо Москвы-Ярославль». Запись прямого эфира этой программы можно послушать на сайте «Эхо Москвы-Яро­славль» в Интернете по адресу: www.echo76.ru


Комментарии