Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 03 апреля 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/59694/

Во власть входить тяжело, но ещё тяжелее выходить из неё

рубрика: Политика
Автор: Елена ОБУХОВА
Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ

Истёк второй срок полномочий главы Некоузского муниципального района Николая Савицкова. На выборы на третий срок он не пошёл. За восемь лет у власти Николай Анатольевич зарекомендовал себя руководителем, имеющим свой особый взгляд на каждую проблему и отстаивающим своё мнение, а также простым и доступным в общении.


Николай Анатольевич Савицков – коренной некоузец. После окончания школы поступил в Ивановский сельскохозяйственный институт на специальность «ветеринария». После получения диплома отслужил в армии, после чего работал главным ветврачом Некоузского РАПО, затем начальником Некоузской районной станции по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных, главным ветврачом управления сельского хозяйства администрации Некоузского района, был главным государственным ветеринарным инспектором Некоузского района.

В 2000 году Савицкова избирают главой района. Тогда в тяжёлой конкурентной борьбе он победил талантливого организатора Сергея Ивановича Королёва. До этого опыт руководства у Николая Анатольевича был лишь в «масштабах» станции по борьбе с болезнями животных. Но тут-то целый район! К тому же в структурном отношении очень сложный.

Проблем было много, но все они решались. Выборы 2004 года Савицков проигрывает, но через четыре года его вновь избирают главой района. Благодаря опыту и накопленным знаниям работать ему уже было легче. Но забот не стало меньше: значительно усложнилась законодательная база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления. Среди основных направлений деятельности администрации в 2008 – 2012 годах приоритетными были экономика, образование, медицина, жилищное строительство, сельское хозяйство, молодёжная политика, культура. Очень много усилий пришлось приложить главе для обеспечения работы Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия: велась активная работа по привлечению инвестиций в производство для обеспечения занятости населения. Судьба крупнейшего в России торфопредприятия буквально висела тогда на волоске, а вместе с ним и судьба посёлка Октябрь. Два сезона на предприятии не было заготовок, област­ное руководство усиленно предлагало перевести котельные посёлка на мазут. И давление на Савицкова было очень сильным. Если бы он уступил тогда, то Мокеиха-Зыбинское торфопредприятие перестало бы существовать. Некоузцы, которые хорошо знают эту ситуацию, полагают, что предприятие спасла принципиальная позиция главы района.

В конце 2011 года у ОАО «Мокеиха-Зыбинское» появился новый собственник, крупный российский бизнесмен, а вместе с ним появилась и перспектива возрождения торфопроизводства на территории Октябрьского поселения. Нормализация теплоснабжения в посёлке Октябрь потребовала немало сил, средств и времени: были отремонтированы котельная и трасса; в домах, квартирах и учреждениях стало тепло. Решился вопрос и по газификации посёлка. В конце января государст­венная экспертиза дала положительное заключение по проекту строительства газопровода в посёлке Октябрь. Это значит, что в скором времени этот объект будет включён в областную целевую программу и здесь начнутся наконец работы по прокладке газопровода.

Савицкову удалось лоббировать решение одной из самых тяжёлых проблем в районе – качество питьевой воды. Содержание железа в ней во много раз превышало предельно допустимые санитарные нормы. Из водопроводных труб текла грязная жидкость непонятного цвета и запаха. Сейчас вода стала значительно чище.

В микрорайоне Дорожный в селе Новый Некоуз установили станцию водоочист­ки – это был пилотный проект. В рамках муниципальной программы «Чистая вода» в июне 2011 года на базе артезианской скважины «Центральная» в селе Новый Некоуз была смонтирована и установлена станция водоочистки, производительность которой 240 кубометров в сутки.

Многое было сделано не без участия главы Николая Савицкова и по благоустройству райцентра. За последние два года в Новом Некоузе сданы в эксплуатацию два многоквартирных дома. Один – в посёлке Волга, где наконец снесли самые старые бараки и жители отпраздновали новоселье.

В 2010 году открыли новый детский сад. Особая гордость Николая Савицкова – построенный через реку Ильдь мост в Новом Некоузе, который связал райцентр с деревней Беловская и обеспечил долгосрочную программу развития посёлка...

Многое получилось из того, что задумывалось, в одном из отдалённых районов при главе Савицкове. Почему же он не стал баллотироваться вновь, если ему многое удалось сделать? Об этом и о многом другом мы поговорили с Николаем Анатольевичем Савицковым.

– Почему же вы всё-таки не пошли на выборы – испугались, что проиграете? Или появились иные заманчивые предложения, от которых трудно было отказаться?

– Я сознательно не пошёл на эти выборы. Политический ресурс у любого лидера ограничен. Вообще, в этот раз не вышли на старт по области по разным причинам такие талантливые руководители, как Шереметьева, Волончунас, Токарев, Андреев... Лично я рассмотрел ситуацию и понял, что, не считая сложных отношений с губернатором, у меня нет политического ресурса, народ мне в очередной раз не доверит и правильно сделает.

– Почему «правильно сделает»?

– Потому что мог бы больше сделать при более покладистом характере...

– Если заранее не хотели идти, то почему не воспитали и не оставили после себя преемника? Тогда удалось бы избежать таких откровенно слабых выборов в районе.

– Воспитать руководителя невозможно. Воспитать его может только борьба, и выборный процесс закаляет. Меня ведь никто не воспитывал. Хотя я готовил себе преемника. То, что Сергей Пакунов давно и серьёзно болел, никто не знал. Я его готовил два года, видел в нём самобытную личность. Кроме того, у него был опыт работы и в других районах. Что поделаешь, к сожалению, он умер в больнице буквально накануне выборов... И пришлось состязаться лидерам второго уровня, потому выборы и получились такими кислыми. Избиратели были не очень довольны теми кандидатами, кто пришёл на выборы.

– Николай Анатольевич, вы сами признались, что не сложились отношения с главой региона... Если бы вы остались и выиграли эти выборы, думаете, была бы возможна ситуация, подобная той, что произошла с главой Тутаевского района? Извините за непростой вопрос.

– Я каждый свой «главский» срок прин­ципиально отстаивал интересы района и каждый раз имел из-за этого какие-то проблемы. Наверное, так и должно быть, если руководитель отстаивает то, что он считает важным и перспективным и чем нельзя поступиться. А без проблем отстаивать интересы района у меня не получалось ни с Анатолием Лисицыным, ни с Сергеем Вахруковым: когда надо было через что-то переступать, а я не переступал. Вместе с тем я не разделяю ту жёсткость и прямолинейность бывшего главы Тутаевского района Яна Андреева в отношениях с губернатором. Некоторые вещи вообще недопустимы – например, его открытое письмо губернатору. Для сложившегося руководителя с сильной под­держкой населения в районе это не шаг, а вызов какой-то. Считаю, что он вёл себя неправильно. Он не имел права себя так вести, мог попросить губернатора о встрече и сообщить ему тет-а-тет, но он разослал письмо по Интернету – я считаю это недопустимым. И у меня было немало сложных моментов, я приходил в правительство области и последовательно отстаивал свою позицию, но не переступал черту, которую нельзя переступать.

Сергей Вахруков отвечает за губернию, а у нас сфера ответственности гораздо уже – в пределах района.

Насчёт моего будущего... Я не хотел бы уезжать из района, смысла нет, хотя не исключаю, что, возможно, уеду, но, повторюсь, не хотел бы.

– В апреле придёт новый глава, какие подводные камни его ждут, с какими проблемами он столкнётся в первую очередь?

– Несбалансированный бюджет этого года, не хватит порядка 15 миллионов рублей. Либо в районе искать дополнительные источники, либо выпрашивать в субъекте, либо (этот вариант самый тяжёлый) оптимизировать деятельность социальных учреждений. Я не сторонник закрытия школ в сельской местности, нужно обратиться за помощью в область. Это первая проблема, которую надо будет решать. Скоро начнётся посевная кампания. В бюджете на это выделена минимальная сумма. Надо будет искать какие-то формы поддержки либо рекомендовать хозяй­ствам пользоваться займами, кредитами, а это лишнее ярмо, так как почти все хозяйства уже должники по кредитам и налогам. В районе 42 тысячи гектаров пашни, а засеиваем всего 3 тысячи гектаров. Да и эти площади будет тяжело освоить. Оптимизация в здравоохранении больно ударит по людям: недавно сообщили, что в ЦРБ родильное отделение закроют. А наш район отдалённый, и я выступал против такой оптимизации. Ещё проблема: как рассчитаться за торф, которым топились этой зимой?

– Получается, что вы всё-таки по­слушались главу региона и ушли из власти, конфликты району не нужны, это понятно. Но вот сегодня заканчивается ваш трудовой контракт с правительством области, а что завтра, до того как вы найдёте другую работу?

– Сегодня главы районов области в социальном плане законодательно не защищены. Заканчивается у меня срок, и я ухожу даже без выходного пособия и должен с нуля куда-то устроиться, чтобы прокормить семью. Это называется срочный трудовой контракт. Раньше в социальном отношении глава был более защищён, после окончания полномочий ему ещё год платили прежнюю зарплату. Это время необходимо, чтобы восстановиться в моральном плане. Работа главы очень ответственная, напряжённая: нет отдыха ни ночью, ни в выходные. Из человека практически выжимается весь ресурс.

– У вас теперь колоссальный опыт работы в муниципальной власти, связи, и всего 50 лет недавно исполнилось, значит, перспектив много, просто надо чуть-чуть отдохнуть. Увы, есть примеры, когда бывшие главы ломались, но в основном они находят место под солнцем и реализовывают свой потенциал...

– Ты приходишь во власть, практически не имея опыта, и сразу такая ответ­ственность ложится... Ещё во власти ты формируешь в себе какие-то черты, необходимые, чтобы выжить, а это непросто. И уходя из власти, ты должен их оставить здесь, в кабинете, тебе это в жизни будет уже не нужно, эти черты будут мешать, даже вредить тебе. Это сложно – убрать из себя то, чем жил много лет. Я каждый раз сознательно шёл во власть, риски серьёзные были: если не выиграю, нужно будет уехать из района, и психологически был готов, что могу не выиграть. Это тяжело, когда ты внутренне раздавлен, я благодарен судьбе, что этого избежал. Но я видел личностные трагедии проигравших глав, которые долго были у власти. Они шли на новые выборы, тратили сред­ства, нервы, время, интеллект... И ты это всё тратишь, тратишь, а проходят выборы, и ты понимаешь, что ты банкрот...


Комментарии