Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 17 октября 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/61880/

Неместное самоуправление

рубрика: Политика
Автор: Владимир ПОРЫВКИН, политолог.
Фотографии: Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ,

В минувшее воскресенье состоялись выборы депутатов муниципалитета города Ярославля, а также глав и представителей местного самоуправления в других городах и районах нашего региона. Это одно из самых обсуждаемых событий последних дней. Вот какой отклик на него прислал в редакцию постоянный автор «Северного края»


Древнерусская новгородская республика просуществовала более пятисот лет. Одним из важнейших условий такого политического и государственного долголетия было развитое местное самоуправление. Выдвижение во власть являлось действительно «местным», то есть только от «места-территории», её жителями и из числа лиц, на ней проживающих. Считалось обязательным, что народный «выдвиженец – избранник» должен быть ежедневно «на виду», и с ним запросто, «по-соседски» можно обсудить любую проблему.

В этих условиях абсолютное большинство населения принимало самое активное участие в политической жизни, поскольку оно видело реальные результаты своих действий через прямое и непосредственное воздействие на избранного представителя власти.

Прошедшие же выборы в муниципалитет Ярославля продемонстрировали явное усиление прохладного отношения к ним путём игнорирования абсолютного большинства населения. И не только у нас.

Полагаю, что одной из основных причин увеличения количества неявок людей на избирательные участки явились именно последние нововведения в законодательстве о порядке проведения выборов в органы местного самоуправления, принятые без всякого учёта исторического опыта и сегодняшних реалий.

Прежде всего совершенно непонятно, на каком основании половина депутатских мест теперь отдаётся представителям политических партий. В них ныне числится (подчёркиваю, что истинные цифры никому не известны, а блефуют партийные лидеры очень лихо!) всего лишь около двух процентов населения. Следовательно, даже исходя только из этих данных, партиям уже не должна выделяться половина депутатских мандатов. В лучшем случае, им может быть предоставлено не более одного – двух мандатов при прохождении установленного процентного барьера. Только тогда депутаты – представители партий будут вынуждены активно работать как с избирателями, так и внутри самого органа местного самоуправления среди других депутатов, агитируя их на действия, предопределённые партийными программами. Это уже будет способствовать повышению требовательности к партийным выдвиженцам. Тем более что в обществе давно сформировалось вполне определённое отношение к политическим партиям. Например, лишь на страницах «Северного края» читатели неоднократно их называли то «трамплинами для жуликов», то основными поставщиками во власть «неучей», то торговцами мест в партийных списках и бездельниками в представительных органах власти. Мнения эти всегда находили, судя по комментариям к электронному варианту газеты, очень существенную поддержку в общественном сознании.

Далее, введением порядка формирования партиями половины мест в органах местного самоуправления законодатели отдалили остальных депутатов от избирателей, увеличив избирательные округа территориально и по составу населения. До депутата избирателю сразу стало сложнее добраться, а также воздействовать на его деятельность. В этих условиях появившиеся в период выборов в муниципалитет такие «новшества», как «назначение на округ» от партии для работы двух депутатов, избирателями стали восприниматься как новый способ политического манипулирования. Что также оттолкнуло их от участия в выборах. Возникли вопросы: зачем выбирать какое-то непонятное партийное образование, не несущее ни за что никакой реальной ответственности?

Как я уже отмечал в начале статьи, одним из важнейших условий устойчивого развития местного самоуправления является наличие принадлежности депутата к населению той территории, которое его выбирает. Но из элементарного анализа по этому поводу можно сделать однозначный вывод: «варягов» избирателям подсовывают прежде всего политические партии. И отношение к ним у избирателей соответствующее: такой кандидат «не наш», и идёт во власть для личного обогащения. Таким образом, это – ещё один фактор, свидетельствующий, что права, предоставленные ныне политическим партиям по формированию органов местного самоуправления, или надо отменять совсем, или наделить такими же правами иные общественные организации, избирательные блоки, а также предоставить абсолютно такое же право выдвигать кандидатов в местную власть и просто собраниям жителей многоквартирных домов, микрорайонов. А дополнительно к этому идеальным вариантом явилось бы внесение в федеральное законодательство следующей нормы: быть кандидатом в местную власть по избирательному округу может только человек, проживающей на его территории.


Комментарии