Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 15 ноября 2012
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/62176/

Депутаты требуют доработать бюджет региона

рубрика: Политика
Автор: Анна СЕРЕБРЯКОВА.
Фотографии: Фото с сайта duma.yar.ru.

13 ноября на расширенном заседании комитета по бюджету, налогам и финансам Ярославской областной Думы депутаты приступили к рассмотрению проекта регионального бюджета на предстоящую трёхлетку. Правительство рассчитывало на одобрение документа и рекомендацию к принятию его в первом чтении на ближайшем заседании Думы, запланированном на 27 ноября. Однако парламентариям не понравился предложенный им вариант финансового плана...


Проект бюджета депутатам представлял заместитель губернатора – директор департамента финансов областного правительства Анатолий Федоров. Защищая «детище» исполнительной власти, он выстоял на трибуне два с лишним часа, изрядно измотавшись физически и морально. Депутаты наседали – и было за что. Опытный финансист, теряя свою легендарную ровность, сердился – и было от чего.

Основные цифровые параметры областного бюджета на 2013 – 2015 годы представлены в таблице. Разработка бюджета шла по двум сценариям: пессимистичному (консервативному) и благоприятному (базовому). Думе был представлен благоприятный вариант, основанный на стабильном темпе прироста экономики Ярославской области в среднем на 5 процентов в год. Исходя из этих надежд общие доходы областного бюджета останутся прежними в 2013 и немного подрастут в 2014 – 2015 годах. При этом поступления из федерального бюджета уменьшаются в разы. А с 2016 года вообще предусматривается полное самообеспечение: федеральное правительство мечтает видеть Ярославскую область недотационной.

Соответственно должны расти (и по проекту это происходит) собственные доходы областного бюджета. Наибольшие доходы в 2013 году (детального расчёта на 14-15 годы нет) правительство намерено получить от акцизов – 12,5

млрд. рублей. Из них акцизы на пиво составят 8 млрд. рублей, на алкоголь – 698 млн. рублей, на нефтепродукты – 3,79 млрд. рублей. Напомним, что местный производитель пива (ОАО «Балтика») был заблаговременно поддержан: в сентябре ему выделили субсидию на увеличение объёмов производства. Другие существенные налоговые поступления: налог на прибыль – 11,3 млрд. рублей, НДФЛ – 9,7 млрд. рублей, на имущество организаций – 5 млрд. рублей. Есть среди налоговых поступлений и не безупречный с моральной точки зрения налог на игорный бизнес. Налогообложению подлежат 16 объектов игорного бизнеса на территории области. В сумме они дают 1,4 млн. рублей налогов.

По сравнению с налогами неналоговые доходы в структуре собственных доходов составляют небольшую часть. В 2013 году это 606 млн. рублей, полученных от продажи областного имущества, платы за негативное воздействие на окружающую среду и использование лесов, доходы от платных услуг государства и штрафы ГИБДД.

Расходы бюджета направляются в два основных русла: текущие расходы (39,8 млрд. рублей) и бюджет развития (он составляет примерно 6 млрд. рублей).

– Нам ещё хочется немножко развиваться, – объяснил Анатолий Федоров.

Развиваться мы, действительно, будем не ахти как. В основном за счёт областных целевых программ и проектов областного правительства. Это технопарки и пресловутый

аэропорт «Туношна», который снова и снова хотят ввести в строй.

Текущие расходы – это то, без чего в области всё рухнет. Главная задача властей при осуществлении этих расходов – снизить социальную напряжённость и максимально поддержать имеющуюся инфраструктуру. Потому проект бюджета носит социальную направленность. Это повышение зарплат разным категориям бюджетных работников, выплаты социальных пособий, питание, компенсация проезда в разных видах транспорта, субсидирование оплаты жилищно-коммунальных услуг, приобретение бесплатных для населения вакцин по эпидпоказаниям, содержание детей-сирот и т. д.

Расходы по отраслям в 2013 году (включают и выше названные социальные выплаты) таковы: образование – 11,2 млрд. рублей, социальная политика – 7,7 млрд., здравоохранение – 8,1 млрд., дорожное хозяйство и транспорт – 5,8 млрд., ЖКХ – 1,8 млрд., сельское хозяйство – 849 млн., культура – 770 млн., спорт – 355 млн. рублей.

Особой строкой отметим увеличение в будущем году расходов на обеспечение деятельности органов власти. Областной Думе добавляют 17,7 млн. рублей (всего будет 158 млн.), судебному департаменту – 4,5 млн. рублей (103,2 млн.), органам исполнительной власти – 78 млн. (всего – 1,63 млрд. рублей). 74,5 млн. рублей выделяется областной избирательной комиссии на подготовку выборов депутатов областной Думы. Приличные суммы получат также казённые учреждения: транспортная служба правительства области – 91 млн. рублей, государственный архив Ярославской области на сохранность архивного фонда – 76,7 млн. Зато на 100 млн. рублей уменьшится резервный фонд области. Он теперь составит 180 млн. рублей.

Представив проект бюджета, Анатолий Федоров предложил и схему его поэтапного принятия. 13 ноября планировалось рекомендовать документ к принятию в 1-м чтении, 15 ноября – провести публичные слушания в Правительстве, 20-го – «перетереть» непонятные вопросы, 27 ноября на заседании облдумы принять бюджет в первом чтении, а 18 декабря – во втором. Но не тут-то было.

– Депутаты настроены решительно, и даже в первом чтении бюджет не будет принят, – заявила Лариса Ушакова.

Мы имеем право не принять бюджет и мы его не примем, заговорили депутаты.

И не приняли. Основная их претензия восходит к длительному прессингу облдумы предыдущим губернатором. Губернатор ушёл, а старая схема подготовки проекта бюджета осталась.

– Мы планировали создать рабочую группу по подготовке бюджета, но вы опять не допустили депутатов к его формированию. Это недопустимо! – бросил Андрей Крутиков обвинение Анатолию Федорову. – А теперь вы говорите о каком-то графике.

Основные параметры бюджета, млрд. руб.

                   Основные параметры бюджета, млрд. руб.

 

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Доходы, из них

45,2

45,2

46,9

50,4

- налоговые и неналоговые доходы

37,7

41,6

44,6

48,1

- поступления из федерального бюджета

7,5

3,5

2,3

2,2

Расходы, из них

52,5

49,3

52,8

55,7

- социальная сфера

34,5

30,8

-

-

- экономика, ЖКХ, охрана природы

11,6

10,4

-

-

- общегосударственные и другие расходы

6,3

8,1

-

-

Дефицит

7,3

4,1

5,9

5,3

Государственный долг

11,7

16,5

20,7

26,6

В результате график не отменили, но внесли в него дополнительные встречи и согласования. Далее депутат Евгений Мухин потребовал, чтобы бюджет представлял не только Анатолий Федоров – «не специалист в энергетике, строительстве и других сферах», а заместители директоров департаментов – главных распорядителей бюджетных средств. Так как директора департаментов в последнее время часто меняются, то именно замы «в курсе» каждого проекта. Парламентарии проголосовали за это предложение.

Но депутатов задело не только то, что их не позвали. У них были конкретные претензии: у каждого свои в зависимости от «специализации». Тот же Андрей Крутиков и Александр Цветков обеспокоены растущим госдолгом области. К 2016 году он может достичь 32 млрд. рулей. Анатолий Федоров не видит в этом особой катастрофы. Только два субъекта РФ на сегодняшний день не имеют госдолга, сообщил он. Кроме того, госдолг области постепенно снижается. В 1999 году он составлял 134 процента от собственных доходов. В 2003 – 2004 гг – 76 процентов, а в 2011 – 37 процентов.

– Всё равно мы не услышали в проекте бюджета концептуального подхода к снижению госдолга, – усомнился Крутиков. – Что с ним будете делать?

Пути погашения по убеждению главного финансиста региона все старые: реструктуризация расходных обязательств и увеличение доходной базы.

Спросили парламентарии и про источники финансирования бюджетного дефицита. Год за годом правительство области всё больше берёт дорогих кредитов в коммерческих банках и всё меньше привлекает дешёвые бюджетные кредиты. И расходы на обслуживание долга повышаются. А он и так в 2013 году составит 1,3 млрд. рублей.

– Расходы на обслуживание госдолга больше, чем затраты на спорт, культуру и охрану окружающей среды вместе взятые, – заметил Александр Цветков.

Следующий концептуальный вопрос – приоритеты развития.

– Какие приоритеты бюджета, кроме социальных? – спросил депутат Владимир Тихомиров.

Анатолий Федоров их снова озвучил: защищённые статьи – зарплата, питание, социальные выплаты, медицинское ослуживание; коммунальные платежи; капитальное строительство и инвестпроекты. Но депутаты остались недовольны, так как в бюджете приоритеты прописаны, по их мнению, нелогично. Павел Смирнов и Евгений Мухин потребовали чёткого определения приоритетов и самое главное – концентрации финансовых усилий при их реализации. В общем не надо тонким слоем размазывать кашу по тарелке: если уж решили строить, то нужно строить быстро и получать результат, заметили они.

Кстати, на нелогичность и непонятность бюджета парламентарии жалуются не впервые. Но от этого областное правительство не стало готовить более понятную документацию. Вызвали вопросы и отдельные сокращения расходов в сельском хозяйстве (Алексей Окладников), в сельской медицине (Наталья Балакирева).

Не прописаны в бюджете и конкретные получатели бюджетных средств. Это стало ещё одним камнем преткновения на пути к согласию.

– Здесь мы голосуем за концепцию бюджета. А если я не вижу, кто конкретно получит деньги, я с концепцией не согласен, – сказал Андрей Крутиков.

Конкретные получатели, которых не хотелось бы видеть в бюджете, сразу нашлись. Это элитный спорт и казённые предприятия.

– Каждый департамент сегодня наплодил кучу казённых предприятий, которые не выпускают продукцию, не оказывают услуг, а по сути выполняют функции самих департаментов. Сколько денег на содержание этих предприятий мы тратим? Вы нам не показываете. Получаются скрытые сотни миллионов рублей! – вошёл в раж Крутиков. – У бюджета есть ещё серьёзный недостаток. В связи с вступлением России в ВТО Государственный совет РФ потребовал от каждого региона создать программу минимизации рисков для заблаговременного предотвращения негативного влияния на социально-экономическое развитие области. Такой программы мы также не увидели.

Итак, на этот раз депутаты намерены разобраться в бюджете до мелочей.

– Я понимаю, любой депутат может сказать, что ему не нравится бюджет. А уж мне-то он совсем не нравится, – примирительно вздохнул Федоров.


Комментарии