Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 29 ноября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/1/869/

Мы обречены дружить с «китайским драконом»

рубрика: Политика
Автор: Евгений СОЛОВЬЕВ

Бурное развитие экономики в Китае, неслыханный приток туда иностранных инвестиций и сохранение коммунистического строя породили много мифов об этой стране. Китай – супердер-жава XXI века, которая сегодня продает на мировом рынке игрушек на сумму, которую мы выручаем от продажи за границу нефти и газа.


Делегация руководителей ЗАО «Ярполимермаш-Татнефть» и управляющей компании «Татнефть-Нефтехим» провела в Китае неделю, знакомясь с экономическим развитием страны. Своими впечатлениями об «азиатском драконе» с корреспондентом газеты поделился генеральный директор ярославского завода Владимир Симонов.

– Владимир Иванович, почему вы и ваши коллеги решили поехать в Китай?

– В ходе работы с иностранными партнерами и заказчиками мы столкнулись с тем, что на нескольких рынках мира, в первую очередь азиатских и европейских, нас стала теснить китайская машиностроительная продукция. Она выигрывала прежде всего по цене. Кроме того, одна из трех мировых шинных выставок с недавних пор проходит в Азии, в этом году – в Шанхае. Поэтому вместе с управляющей компанией «Татнефть-Нефтехим» мы решили посмотреть, как развивается китайская экономика, и побывать на выставке. Цель – выбрать правильную стратегию развития бизнеса на ближайшие 5 – 10 лет.

В ходе поездки мы посетили машиностроительные и шинные предприятия, побывали еще на одной промышленной ярмарке, где увидели наиболее яркие научные и технические достижения Китая. Мы посмотрели, как работает шинный завод в пригороде Шанхая, изучили их машиностроение, в котором китайцы достигли того технологического уровня, который существует в Европе и к чему мы стремимся. Нам показали промышленные роботы, станки с ЧПУ, работающие в пятикоординатной системе, и другое оборудование. Конечно, это продукция СП или аналоги изделий мировых производителей, но они выпускаются в Китае. 10 лет назад их и в помине не было.

– Экономический рывок крупнейшей азиатской страны называют чудом. Вы согласны с этим утверждением?

– Сравнивая тот путь, который прошли Китай и Россия за 15 – 20 лет, нам есть чему у них поучиться. Подъем экономики страны начался с появлением частных предпринимателей, которые смогли наиболее эффективно использовать дешевый труд. Прозвучавший из уст Дэн Сяопина в октябре 1985 года призыв «позволить части людей и части районов обогащаться раньше других» открыл простор для быстрого экономического роста. В деревне и городе появилось множество крохотных торговых, сервисных и производственных индивидуальных хозяйств.

Если сначала мы с иронией говорили о качестве китайских товаров – это были сделанные руками достаточно примитивные вещи, то сейчас китайцы, набравшись опыта и внедрив у себя современные технологии, стали производить высококачественный, конкурентоспособный товар. Сегодня частный капитал доминирует прежде всего в трудоемких отраслях, создавая огромное число рабочих мест, столь необходимых стране. Китай экспортирует основную массу таких важных товаров своего производства, как одежда, дет-ские игрушки.

Дэн Сяопин ставил задачу в четыре раза увеличить ВВП за последние два десятилетия ХХ века. Эта задача была выполнена. С 1978 по 2004 год ВВП Китая рос в среднем на 9,4 процента в год. В настоящее время страна занимает шестое место в мире по совокупной экономической мощи и третье – по объему торговли. В прошлом году среднегодовой доход жителя китайской деревни составил 362 доллара, а горожанина – 1161 доллар.

– Китай стал огромной производственной площадкой мировых производителей. Это оправдывает себя?

– Китай сегодня – мировой лидер по привлечению иностранных инвестиций. Это десятки миллиардов долларов в год. Инвестиции выполняют три основные функции: передают высокие технологии и менеджер-ский опыт, пополняют казну валютными ресурсами, способст-вуют росту экспорта. В Шанхае мы увидели все автомобили, которые есть в мире. Эти машины производятся в Китае, а не завозятся из-за границы. 80 – 90 процентов всех комплектующих для их производства выпускается также в Китае. Там уже научились делать современные автомобили, соответствующие мировым стандартам. Хотя чув-ствуется погоня за удешевле-нием машины, тем не менее «Фольксваген Сантана» стоит там от 7,5 тыс. долларов, у нас новые аналоги – не меньше 18.

Товары с маркой «Сделано в Китае» благодаря относительно низкой стоимости конкурентоспособны на мировых рынках и сравнительно легко их завоевывают. В Китае создали предприятия и филиалы 400 из 500 крупнейших транснациональных компаний, превратив его в «мировую фабрику». И сегодня труд китайских рабочих уже не так дешев, как мы думаем. На шинном заводе в пригороде Шанхая люди получают в месяц 200 – 300 долларов.

– Есть ли в Китае протекционистская политика и поддержка производителей?

– Все зависит от качества инвестиционного проекта. Если он хорошо сделан, в основе лежит перспективная идея, а банк и государство уверены в этой компании, то ей дают очень доступный долгосрочный кредит под 5 процентов годовых сроком до 15 лет. Если бизнес связан с созданием экспортной продукции, его поддерживают другие законы. Государство может компенсировать разницу между затратами на производство и той ценой, с которой производитель в первый раз выходит на мировой рынок. При этом в Китае делают все, чтобы ты пришел туда как инвестор – открыл производство, создал рабочие места. Но если хочешь продавать свою продукцию, тебе выставят серьезные барьеры.

Китай создал свободные экономические зоны, где законы социализма заменены чистым капитализмом. С середины 90-х годов в свободные экономические зоны ежегодно привлекается около 40 млрд. долларов. Мы видели экономическую зону Пундун, расположенную на берегу реки напротив старой части Шанхая. На площади 350 кв. км зарегистрировано около пяти тысяч предприятий с участием иностранного капитала, появилось порядка 100 новых отраслевых научно-исследовательских институтов и технологических центров.

Инвесторов привлекают в Китае выгодные условия ведения бизнеса, стабильность политического курса, прозрачные правила игры с инвесторами. Это куда более весомые аргументы по сравнению с дискуссиями о том, что это – социализм или коммунизм и какая партия здесь правит.

– Вы не расстроились, познакомившись с такой растущей экономикой?

– Разочарования не наступило, наоборот, мы получили заряд энергии и стимул работать дальше. Нас долго убеждали в России, что мы мало что умеем и нас спасет какой-то умный иностранец. Китай показывает, что можно начать с нуля и достичь высоких результатов за 15 лет. Сделать у нас, к примеру, кредитные ставки в банках не 17, а 5 процентов годовых. Не надо бояться инвесторов, в том числе и иностранных. Они научат нас работать, а некоторых и жить. Но государство при этом должно создать такие правила, чтобы 90 процентов поставляемых деталей для этих производств создавались у нас.

У Китая есть свои сложности и проблемы. Это реальная безработица и острая борьба за рабочие места. У нас не так. Я по линии фракции «Единая Россия» в Ярославской областной думе курирую Борисоглебский район, где основной бедой местные власти называют даже не пьянство, а выплату государст-вом пособия по безработице. Оно сегодня превышает среднюю зарплату по району. Тем самым власть сама провоцирует людей не работать, а получать дармовые деньги. При этом можно шабашить в других городах. В Китае такого нет – там огромное количество населения занято в системе сервиса.

Конечно, в Шанхае у населения очень приличный уровень благосостояния, люди в основном работают управляющими и в сфере высоких технологий. Кто приехал из провинций, имеют невысокое образование и небольшие связи, по-этому они готовы на любую работу. Сейчас Китай делает серьезную ставку на развитие среднего профессионального и высшего образования, только Шанхай вкладывает 1,4 млрд. долларов в научные исследования в год. Если человек не смог поступить на государственные места, то средняя стоимость оплаты высшего образования в год составляет всего 200 – 300 долларов.

– Какие выводы вы извлекли из поездки?

– Сегодня в Китае уже выпускаются аналоги нашей продукции, предприятия умеют делать все оборудование для оснащения своей шинной промышленности. У нас завязались деловые контакты. Договорились, что там интересы завода будут представлять три местные фирмы и представительство Казанского завода синтетического каучука. Будем изучать предложения китай-ских производителей и продолжать работу.

Российскому бизнесу нужно принимать стратегические решения по взаимодействию с Китаем или Индией. Надо идти навстречу их компаниям, находить возможности для сотрудничества. При этом нам даже стоит учиться у них тому, как за десять лет освоить производство современных высокотехнологичных товаров мирового уровня.