Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 16 августа 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/13831/

По летописям и преданиям

рубрика: Область
Автор: Соб. инф.

Некоуз. «Битва на Сити в летописях, преданиях и литературе» – называется книга Николая Арсентьевича Сахарова, краеведа из посёлка Волга в Некоузском районе. В ней 80 страниц, её выпустило издательство Александра Рутмана в Ярославле. Там помещены не только труды самого Николая Арсентьевича, но и его сподвижников по теме – Виктора Попкова, Виктора Румянцева, Николая Тележкина и других, не говоря уж о летописях и преданиях. А также фотографии местности по берегам Сити, сделанные в начале 60-х годов, когда Николай Арсентьевич, будучи преподавателем Волжской средней школы, часто путешествовал вместе со своими учениками, и ещё снимки директора этой школы Павла Ивановича Васильева, ныне покойного.


«Битва на Сити…» – уже шестая книга Н. А. Сахарова. Её презентация состоялась на краеведческих чтениях в Новом Некоузе, посвящённых юбилею сражения. Теперь в соавторстве с Еленой Владимировной Чернухиной, преподавателем истории и краеведения Шестихинской средней школы, Николай Арсентьевич взялся за «Летопись Некоуз­ского района». В основном авторы займутся советским периодом от образования района в 1929 году, но без глубины веков всё равно никак не обойтись. Сейчас исследуют древние сёла по реке Сутке. Николай Арсентьевич оттуда родом – из деревни Лемятовской, что рядом с живым селом Козловым.

Елена Владимировна уже подготовила для книги материалы по сёлам Спас-Ильд и Раёво, в котором остался один житель. Кстати, она тоже выступала на чтениях с докладом «Ситские церкви – последние десятилетия их существования». Говорила, в частности, о храме Троицы в селе Красном, который действовал дольше других на Сити – его разорили последним, в 1970 году. О том сохранился рассказ старейшей жительницы Анны Фёдоровны Соловьёвой, скончавшейся в Красном в возрасте 92 года. Как закрыли церковь – вспоминала Анна Фёдоровна – так за иконами приехала машина. Остановилась за рекой, а образа сложили на тележку, запряжённую лошадью, и повезли по мостику до грузовика. Но доставить не смогли: иконы сползли в Сить – и уплыли по ней неизвестно куда. Их никто потом не видел. Так обычно поступали на Руси до начала эпохи реставрации: образ темнел – и его отдавали реке. Знал ли этот обычай возница? Вообще-то он был родственник последнего церковного старосты… А может, всё ещё интересней.