Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 03 марта 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/16011/

Открытие прошлого

рубрика: Область
Автор: Светлана КИСТЕНЁВА

В Угличском музее - выставка документальной фотографии. Тема - церкви бывшего Угличского уезда, их нынешнее состояние. Идеей проекта послужил простой вопрос: как вы думаете, сколько здесь было сельских церквей? Ну десять - пятнадцать, может, меньше.


Оказалось, 69 - одни мелькают за деревьями вдоль дорог, другие придётся искать или вычислять место, где они стояли. Забегая вперёд, скажем, что сохранилось в разной степени процентов восемьдесят пять. «В лицо» мало кто знает больше десятка, их надёжно заслонили церкви городские - каждая со своими чертами, с преданием, историей и списком литературы. Когда-то Борис фон Эдинг создал здесь первую книгу задуманной историком искусства и издателем Игорем Грабарем большой серии, но эта отличная книга о Ростове и Угличе оказалась и единственной: помешала война 1914 года. Ещё в 1910-м фотограф Прокудин-Горский сделал знаменитую панораму и множество снимков в городе. И теперь что ни год, выходит новый путеводитель, виды угличских церквей украшают рекламные щиты турагентств Европы, их видели и в Канаде.
Другое дело окрестности, где местами уже в тридцати километрах от города кроется в дремучем борщевике настоящая терра инкогнита, куда не ступала нога туриста, да и других следов не так уж много.
Автор нынешнего проекта Виктор Бородулин, инженер часового производства, сначала не думал о выставке. Начиналось всё с карт, старых и новых, и справочных изданий.
В описаниях позапрошлого века указано население сёл: мужчин ..., женщин..., домов... Церкви, где записывали их рождение, браки и даты смерти, где они встречались в дни праздников и печали, отнюдь не древние. Почти все они строились в последней четверти XVIII - XIX веках, одна осталась от XVII, несколько датированы началом XX.
На обширной «графщине», во владениях Шереметевых, строили с размахом, брали столичные проекты, ну, может, чуть примеривая к местным условиям. Как бы ни обошлось время с этими стенами, благородный строй и столичный вкус, качество работы здесь видны за всеми переделками и утратами. После первых снимков этих фасадов и деталей стало ясно, что нужна и другая литература - по истории архитектуры, там есть аналоги, повторяющиеся черты, и, наконец, конкретные имена.
Массовое строительство XIX века дало множество самых разнообразных вариантов. Каменными постройками заменяли обветшавшие деревянные, артели строителей переходили с места на место, несли определённую архитектурную моду, заказчики и сами указывали какие-то знакомые удачные образцы, во всё вмешивались экономические возможности и соображения. На выставке снимков таких построек множество - там мелькнёт итальянский вкус, тут - напоминание о деревянном прототипе, где-то - мотивы барокко, а то - почти строгий классицизм.
Съёмка церквей охватила сентябрь - декабрь прошедшего года. Эта единовременность придаёт проекту дополнительную документальную ценность, но по мере работы, кажется, появлялся и другой опыт. Снимок должен раскрыть архитектурный образ церкви, дать её связь с окружением. В серии - попытка угадать логику постройки, поэтому каждому объекту посвящены в архиве автора десятки, а то и сотни кадров: фасады, интерьеры, детали, окружение. Важным оказалось всё.
Потом из почти шести тысяч снимков было отобрано сто и один, они стали экспозицией. Открытие оказалось многолюдным: гости из Ростовского музея - товарищи по теме, угличские краеведы, члены клуба любителей искусства, дети из художественной школы, немолодые угличане, чьи корни в тех самых сёлах. Директор архива Татьяна Третьякова говорила о перспективности этой работы, В. И. Ерохин, замдиректора музея, - о восполнении пробелов в наших представлениях,