Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 21 апреля 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/16397/

Молога – особенный край

рубрика: Область

С 11 декабря прошлого года в редакцию «Северного края»
не перестают поступать отклики читателей на статью «Битва за парк «Молога». Дискуссия развернулась вокруг проекта создания национального парка в Некоузском и Брейтовском районах. Письмо нашей читательницы Ирины Ремизовой ещё раз показывает, насколько небезразлична ярославцам родная история и как важна для их самосознания успешная реализация проекта создания НП «Молога».


Я решила принять участие в дискуссии о создании парка «Молога», потому что уверена: главное в жизни любого народа - это его историческое самосознание, уважение к родной истории.
А Мологский край - это край особенный. Он - живой родник нашей истории.
Первому документальному упоминанию города Мологи, который теперь покоится на дне Рыбинского водохранилища, в 2009 году исполняется 860 лет.
Тогда, в 1149 году, в ходе второго крестового похода крестоносцы из Венгрии, Чехии и Польши сожгли семь поволжских городов.
Почему такого «внимания» удостоилась и Молога? Видимо, город был значимым, и эту значимость доказала дальнейшая история.
Уже позже Молога прославилась как благодатный край, естественный санаторий. Здесь практически не отмечались заболевания чумой и холерой. По-видимому, это стало главной причиной скопления на относительно небольшой территории множества знатных родов российского дворянства и купечества, что позитивно повлияло на развитие края.
Спорить и гневаться по поводу затопления Мологи в советский период сейчас, наверное, бессмысленно. Было время, особенно решительно настроенные патриоты Мологи требовали полного восстановления города, спуска Рыбинского водохранилища. Их противники отвечали: «Что было, то прошло, давайте займёмся реальными проектами, нацеленными в будущее». Но истина как всегда - посередине, в компромиссе между двумя крайними точками зрения.
Вдумайтесь: затоплен не весь Мологский край, а лишь треть его. Разве идея - реанимировать эту выжившую треть прославленного Мологского края не является как раз тем самым разумным компромиссом?
Идея создания национального парка на Мологской земле стала локомотивом вытаскивания исторически значимой российской территории из пучины забвения.
На бескрайних просторах всё ещё огромной России живёт много народностей и племён. В том числе - славяне. Нужно помнить и хранить традиции всех народностей, но и славянских родов, коих было семь, тоже.
Один из них, незаслуженно забытый потомками, - венеды. Они были оттеснены в Молог­скую землю варягами. Как известно, раньше Балтийское море называлось Венедским. Варяги-викинги сумели отнять у них море, которое стало Варяжским, и моряки-венеды стали речниками. До наших дней мужики из здешних мест славятся плотницким мастер­ством, а ведь это вторая профессия венедов. Без хороших плотников раньше флота по­строить было невозможно.
Варяги, венеды, новгород­ские ушкуйники, величайшие дворянские и купеческие роды - всё это история Мологи. Важнейшая для нас память. А сейчас этот край - отсталая депрессивная территория...
Я считаю, что НП «Молога» должен и может начать комплексное развитие территории. Необходимо прекратить варварскую эксплуатацию имеющихся природных богатств и начать их бережное использование. И главное, национальный парк нужно создавать для человека, чтобы людям здесь стало комфортно жить и прилично зарабатывать.
Дискуссия о целесообразности создания НП продолжается достаточное время, и наступила пора реальных дел. Сторонникам НП следует создать общественный совет для принуждения властных структур к принятию необходимых решений. Этот совет мог бы стать своеобразным «народным правитель­ством» Мологской земли. Началом возрождения исторической памяти.