Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 28 июля 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/17278/

День на «рассмотрение» Рязани

рубрика: Область
Автор: Лариса САХАРОВА
Фотографии: Лариса САХАРОВА

Однажды от одного гида я услышала фразу, зацепившую меня за ухо своей литературной неправильностью. «У нас на рассмотрение города один день», - сказала она окружившим её туристам. Фраза угловатая, но суть её понятна: надо составить впечатление о незнакомом городе за достаточно краткий промежуток времени, причём сделать это так, чтоб было о чём вспомнить. Совершая свои недальние странствия, мы решили взять за основу именно этот формат: город за один день.


Попутные развлечения
Добраться от Москвы до Рязани можно двумя способами: «экспрессом» по железной дороге, что сэкономит массу времени и нервов, и автобусом, который ходит от того же Казанского вокзала практически каждый час. Стоимость билета одинаковая - триста рублей. Автобусные зазывалы будут уверять, что доставят вас до Рязани ровно за три часа, - не верьте: реально надо рассчитывать часов на пять, так как знаменитые столичные пробки усугубляются не менее внушительными рязанскими заторами на дорогах. Однако автобусный вариант существенно обогатит пытливый ум путешественника весёленькими названиями речушек, которые пересекает дорога, - Вобля и Вшивка (правда, прелесть?), и натолкнёт на размышления о бренности бытия, например, такими зарисовками: огромный плакат «складские помещения, площадь 3500 кв. метров» и указатель от него... на кладбище, расположенное буквально в пяти метрах от дороги.
В пути можно полистать справочник и узнать, что впервые Рязань упоминается в летописных источниках в 1095 году. Но это был городок (так называемая Древняя Рязань), расположенный ниже по течению реки Оки. После разгрома поселения войском Батыя столица княжества была перемещена выше по реке, в город Переяславль-Рязанский, известный по летописям с 1301 года. Вот этот город и был переименован в 1777 году в современную Рязань.
А почему Рязань назвали Рязанью, специалисты так и не сошлись во мнениях. То ли от слова ряса (топкое место) или ряска (речные водоросли), то ли причастна к названию мордов­ская народность эрзи: Рязань - это город эрзи - Эрзянь.
Плитка - есть,
а рекламы - нет
Что меня поразило в Рязани в первую очередь, так это рекламный минимализм. Лаконичные названия магазинов, не затмевающие собой архитектурные достоинства зданий, в которых они расположены; на специальных рекламных тумбах - плакаты о гастролях и предстоящих концертах и... всё! В это трудно поверить, но ни растяжек, ни баннеров, ни «флажков» на столбах, ни агитлистовок на заборах - ни-че-го! После бесцеремонной, аляповатой, нахрапистой ярославской рекламы, буквально поработившей город, такое «безрекламье» сначала ошеломляет. Но к хорошему привыкаешь быстро. Точно так же только первые полчаса радуешься одинаковой тротуарной плитке, которой вымощен абсолютно весь центр города. Причём не только прямые участки дороги, но и все достаточно крутые горки-пригорки, которых в Рязани немало. Это очень красиво и удобно, не идёт ни в какое сравнение с распространённым в Ярославле квадратно-гнездовым методом укладки плитки на тротуарах.
И ещё: в Рязани поразительная чистота на улицах - ни окурков, ни упаковочных бумажек, ни пивных банок, и при этом не бросаются в глаза урны (они расположены очень деликатно: у магазинов, остановочных комплексов), да и дворников с мётлами не видно. Когда они выходят на трудовую вахту, так и осталось для меня загадкой, потому что по городу я гуляла и утром, и днём, и поздно вечером. Мой восторг по поводу чистоты на улицах остался совершенно не понятым местными жителями.
- Но ведь шампунем плитку не моют, как в Европе, хотя этот вопрос уже неоднократно поднимался, - заочно «укорила» блюстителей чистоты, ни­сколько не сомневаясь в своей правоте, моя приятельница.
Шампунем не моют, зато любой сильный дождь, на который обильно нынешнее лето, мгновенно наводит в городе такую чистоту, что любо-дорого. Вот уж действительно: лучшее - враг хорошего.
И что меня окончательно «добило», так это то обстоятельство, что в Рязани общественный транспорт ходит до половины первого ночи, а маршрутку можно поймать ещё позднее! Вот уж тут мой любимый Ярославль не выдерживает никакого сравнения.
Кремлёвский променад
Поздним вечером, скорее даже ближе к полуночи, в Рязани почти так же многолюдно на улицах города, как и днём. На прогулку выходят молодые пары с колясками, тинейджеры на роликах и велосипедах мчатся по тротуарам, только успевай выскакивать из-под колёс, старушки в шляпках степенно вышагивают. Складывается ощущение, что ежевечерний променад включён в официальную общегородскую программу. И даже рекомендован конкретный прогулочный маршрут - с местным кремлём (Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник) в качестве промежуточного пункта. Здесь говорят: «Прогуляемся до кремля и обратно».
Поразительно, но кремль по ночам доступен для посещения! Конечно, ни храмы, ни музейные экспозиции после 19.00 не работают, но полюбоваться подсвеченной специальными светильниками архитектурой можно в любое время. Может, потому, что разрозненные здания и храмы, расположенные на территории кремля, не замкнуты в единое кольцо стен, как наш Спасо-Преображенский музей-заповедник.
Кремль очень необычен, он представляет собой уникальный ансамбль граждан­ских и церковных памятников архитектуры XV-XIX веков, выдержанных в разных стилях: например, монументальный куб Успенского собора - около шестидесяти метров высотой - выполнен в стиле нарышкинского барокко; колокольня, построенная на век позднее, в 1789-м году, тяготеет к классицизму. А вообще, это один из старейших музеев России, он основан 15 июня 1884 года.
Надо сказать, что прогулки у стен кремля привлекают не только людей. Косогор у Глебовского моста - первого архитектурного сооружения ансамбля, облюбовали... козы. По ночам они, конечно, не гуляют, но днём регулярно пасутся у стен кремля, следуя раз и навсегда выверенной тропой. Коз много, не меньше двух десятков, но стадо вполне самостоятельно, гуляет без пастуха, подчиняясь командам самой крупной козочки, которая время от времени «ме-е-е-кает» приказным тоном. Поразительно, но машины останавливаются как вкопанные, пропуская козий караван. Точно в Индии с её благоговением перед священными коровами.
А вот пешеход, к сожалению, здесь не в таком почёте, как коза. Человеку дорогу в Рязани в любое время суток надо переходить очень осторожно. Даже горящий зелёный сигнал светофора, разрешающий движение пешеходу, не является гарантией твоей безопасности. Это в Ярославле и даже Москве пешеходу достаточно вступить на «зебру» перехода, чтобы машина остановилась или, по крайней мере, сделала попытку затормозить. В Рязани это не работает.
Что можно увидеть
на задворках музея
Если у вас на всё - про всё отпущено немного времени, в этом случае не стоит пытаться объять необъятное. Достаточно неспешно прогуляться по маршруту «до кремля и обратно», насладившись каким-то неуловимо столичным простором улиц и незастроенностью современным жильём сверх всякой меры исторического центра. Здесь преобладают старинные, достаточно высокие здания (все очень ухоженные) с колоннами в качестве архитектурной доминанты. У нас в Ярославле зданий с колоннами раз-два - и обчёлся, а в Рязани они встречаются через одно. Нет, богатых частных особняков в городе тоже много, но они как-то деликатно держатся в тени, не выпячиваются. Например, на улице Свободы, одной из центральных, как и в Ярославле, улиц города, располагается один из старейших музеев страны - художественный музей имени известного гравёра Ивана Пожалостина. А уже на его «задворках», в парковой зоне, симпатичные частные особнячки за отдельным заборчиком. Их ни за что не обнаружишь, если не задашься целью выйти к художественному музею «с тыла». Лично я там оказалась по той простой причине, что пробиралась к музею «партизанскими» тропами, дворами, с местным проводником. Но, с другой стороны, прогулки по закоулкам ценны неожиданными находками: так я увидела потрясающий старинный двухэтажный домик шириной... в одно окно.
Аналогичные есть только в Голландии да Чехии, где бе­зумно дорогая земля в центре столиц, а потому не пропадает даже пятиметровое расстояние между двумя более внушительными по размеру зданиями: в этот закуток встраивают дом «в одно окно», жилые помещения в котором вытянуты в вертикальной плоскости. Например, в Праге в таком здании находится одна из самых дорогих гостиниц города. А тут, представьте, точь-в-точь такой домик старинного красного кирпича в Рязани. Он жилой, и одно время квартира на втором этаже сдавалась внаём, но цену хозяева запросили неподъёмную - «точно за целый особняк».
Не будете вы разочарованы потраченным впустую временем, если заглянете в тот самый художественный музей, в который я пробиралась такими заповедными тропами. Он очень просторный, с обширной постоянной экспозицией русского и западноевропей­ского искусства разных веков, есть отдел народного и прикладного творчества. Потрясающие подлинники Боровиковского, Саврасова, Тропинина, Левитана, Сурикова, Репина, Бенуа, Лентулова... Примечательно, что очень доброжелательны и разговорчивы смотрители в залах: они охотно рассказывают известные им подробности «из жизни» экспонатов, рекомендуют, с какой точки зала лучше рассматривать то или иное полотно, и какими легендами овеяны некоторые картины.
Вот, собственно, и всё, что можно успеть увидеть за день в незнакомом городе. Немного, но почувствовать город на вкус и оценить его на глаз, примерить незнакомую обстановку на себя и прикинуть, насколько вам здесь комфортно, - для подобных ощущений одного дня вполне достаточно. Стоит даже потерпеть автомобильные пробки на дорогах, чтобы познакомиться с Рязанью.