Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 09 октября 2009
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/17955/

Спасение Тутаева в руках тутаевцев

рубрика: Область
Автор: Василий МЮРАТОВ

Рабочий визит губернатора области в Тутаев... Казалось бы, что тут особенного, поездки в районы - привычная часть повседневной работы Сергея Вахрукова. Однако на этот раз всё было иначе, потому что губернатор беседовал с тутаевскими моторостроителями не о рядовых делах, а о судьбе города Тутаева.


На встречу с Сергеем Вахруковым в конференц-зале ТМЗ собралось столько рабочих, что для почётных гостей пришлось ставить дополнительные стулья. Особую важность встречи подчёркивал состав президиума, ради обычных рабочих моментов руководители такого ранга в малые города не приезжают. Вместе с губернатором на ТМЗ прибыл депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя фракции «Единой России», бывший заместитель министра обороны Андрей Кокошин. Местных политиков представлял депутат областной Думы, секретарь политсовета «Единой России» по Тутаевскому району Александр Сизов, присутствовал также директор ТМЗ Валерий Жуков.
Люди ждали от губернатора важных заявлений, и их ожидания не были обмануты. Волнение тутаевцев понять можно: социально-экономическая ситуация в области непростая. Областное промышленное производство сократилось на четверть, 26 тысяч безработных, 100 миллионов долгов по зарплате - вот реалии сегодняшнего дня.
Более того, все эти цифры - среднеобластные, сумма лучшего и худшего, а Тутаев вовсе не в числе лидеров.
25 процентов трудоспособного населения города работают на ТМЗ, прибыли которого с началом кризиса упали в несколько раз. Правда, директор завода Валерий Жуков привёл утешительные данные: в первые месяцы кризиса завод на каждый заработанный рубль имел почти три рубля убытков, а сегодня - лишь 98 копеек. Есть договорённость о более чем выгодных контрактах с БелАЗом, тутаевские дизели признаны лучшими для белорусских комбайнов (они потеснили «Ягуар» и «Мерседес»), удалось достичь прогресса на переговорах с КамАЗом. Одним словом, перспективы налицо, но как залечить раны, уже нанесённые кризисом? Ведь только на обслуживание долга ТМЗ ежемесячно тратит 5,5 миллиона... Здесь ответом на все вопросы, ключевым словом и боевым девизом моторостроителей становится слово «господдержка».
Сергей Вахруков сказал главные слова: «Машиностроение остаётся базовой отраслью экономики области». Дальнейшая речь губернатора показала, что эти слова - не лозунг, а бизнес-план. Сергей Вахруков сообщил, что завершены сложнейшие переговоры с 18-ю банками и группа «Альфа» подписала документы по реструктуризации долгов «Автодизеля», что решён вопрос о государственных гарантиях на 19 миллиардов, а Внешэкономбанк готов дать кредит на организацию производства новых, конкурентоспособных двигателей 530-й модели. И в связи с этим у ТМЗ есть понятные и многообещающие перспективы развития.
Андрей Кокошин дополнил речь ярославского губернатора, уточнив, что если ТМЗ сумеет вписаться в федеральную программу развития дизелестроения, то вполне сможет успешно кооперироваться с российскими производителями и бороться с весьма опасными конкурентами - китайцами.
Казалось бы, всё хорошо, жизнь налаживается? Увы, пока нет.
Сергей Вахруков говорил не только об успехах областной власти, но и о многочисленных специфических, сугубо тутаевских изъянах и провалах. Тутаев вместе с Гаврилов-Ямом и Ростовом включён в федеральную программу поддержки моногородов. Есть одна маленькая деталь: администрация Тутаевского района палец о палец не ударила, чтобы «продвинуть» в спасительную программу свой родной город. Всю работу выполнили областные чиновники. А чем занимались тутаевские «белые воротнички», за которых вроде как народ на выборах голосовал? Когда успешному (таких в районе - единицы) предприятию «Единство» потребовался участок земли для строительства нового цеха, тутаевские чиновники заломили за никому не нужный пустырь такую цену, что от мысли о развитии пришлось отказаться.
Упустили и инвестора со стороны - завод «Астрон Билдинг». Планировалось построить его в Тутаеве, теперь он работает в Ярославле. Стоит ли удивляться тому, что по эффективности муниципального управления Тутаевский район - предпоследний в области? Он, промышленный, выгодно близкий к Ярославлю, проигрывает самой дальней сельской глубинке!
А ведь спасение моногородов - это не надежда на манну небесную из вышестоящих бюджетов, а привлечение инвесторов, создание новых предприятий... Но кому их создавать, когда власти города и района не смогли договориться даже о том, кому тутаевцы должны платить за услуги ЖКХ?
Между тем губернатор привёл пример того, какие плоды приносит внятный откровенный диалог с районными властями, которые могут и хотят договариваться и работать. Гаврилов-Ям, тоже моногород, возможно, с ещё большими проблемами, чем Тутаев, сумел при активной поддержке областного правительства возобновить работу простаивавшего льнокомбината. Для моногорода с таким руководством вхождение в федеральную программу станет спасением и импульсом к развитию. А для Тутаева? Если прежний стиль «руления» сохранится, то любая помощь растает, уйдёт на обслуживание межчиновничьих конфликтов.
11 октября состоятся выборы, и от того, какие люди придут в администрацию Тутаевского района, зависит очень многое.
- Я принципиально ни за кого не агитирую, - сказал Сергей Вахруков притихшим рабочим ТМЗ. - Я просто призываю вас к разумному выбору. Если с новой местной властью будет возможен откровенный и внятный диалог, то и у района, и у города есть хорошие перспективы.