Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 16 января 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/18811/

Как мышкинцы и байкальцы друг друга учили

рубрика: Область
Автор: Владимир ГРЕЧУХИН, председатель районного Общественного собрания, Мышкин
Фотографии: Наталья БОРОДИНА

Инновационный опыт Мышкина в развитии культурной жизни, туризма и рекреационного дела оказывается всё более востребованным. Для полезного практического общения у нас уже побывали делегации многих городов и районов Ивановской, Костромской, Пензенской, Тамбовской и других областей. Во всех этих встречах активно участ­вовали сотрудники как областных, так и районных структур, желающих предметно ознакомиться с нашей работой. Самой существенной стала наша недавняя встреча с делегацией города Байкальска Иркутской области. Ей были присущи аналитичность и конкретность подхода к означенной тематике. Наверно, есть смысл рассказать об основных «узлах» нашей совместной с иркутянами мыслительной работы, в целом посвящённой не только одному Мышкину, а и всему туризму самых малых городов России.


Мы – друзья
по несчастью
Байкальск соизмерим с Мышкиным по размерам, населённости и, что неожиданно, по возникшим перед городом проблемам. Байкальск – моногород, вся успешная жизнедеятельность которого утверждалась на работе значительного лесохимического производст­ва. Экологически весьма вредное, располагающее отнюдь не новым оборудованием, утратившее ряд перспектив, оно подлежит закрытию. А, стало быть, разом исчезают весь «фундамент» жизни города и вся его востребованность.
А что исчезло у нас? Какие исчезли «фундаменты» и востребованности? А такие же, что и у Любима, Пошехонья, Данилова и прочих районных столиц Ярославии и России. Специализировавшиеся на обслуживании районного сельского хозяйства, они тоже по сути дела были своеобразными моногородами. От «Сельхозтехники» до «Сельэнерго» и от ветеринарной службы до строительных организаций и бытовки – всё было создано для обслуживания села. Все производственные и все технологические цепочки замыкались или на районном уровне, или имели здесь свои важные звенья.
Но в постперестроечное время почти ничего этого не стало, «фундамент» прежней жизни на глазах растаял, и прежняя востребованность на глазах испарилась. Вот этак мы и оказались друзьями по несчастью невероятно далёкого и производственно вовсе на нас не похожего байкальского города.
Какие они,
байкальцы-иркутяне?
А они весьма интересные, на этот раз делегация гостей была необычна по своему составу. Кроме непременных чиновников разных рангов она включила немало рядовых, преданных городу граждан, желающих искать для него новые пути и новую востребованность. То есть в этом случае мы наконец встретились с такими же, как мы, людьми, ведущими для своего города «разведку боем».
Иркутяне – люди немало наивные, но смелые и решительные. Зная намерение Правительства России о расселении городов, ставших «ненужными», они решительно отказываются бросить свой город. Что ими движет? Привычка к этому месту? Отнюдь не только она.
Байкальцы весьма резонно заявляют, что кроме расселения есть и иной вариант – перепрофилирование. И пусть при этом город даже убавится в населении, но не погибнет. И сослужит своей области и России добрую службу. Что же это за служба?
Сибиряки считают, что у них возможен активный туризм. К городу ведут хорошие дороги, вокруг – прекрасные пейзажи, сам город расположен в местах дивной красоты. Правда, здесь нисколечко нету старины и достойной архитектуры, но наши гости надеются на другое. Это – отдых на природе, водные развлечения и событийный туризм.
Что мы умеем?
Мышкин уже давно практикует событийный туризм. И нам пора было проанализировать и степень успешности, и степень неудач. Для такого анализа мы выделили одну из составляющих нашего событийного туризма – проведение разного рода фестивалей.
...В центральной России этим наиболее удачно занимаются во Владимире, Суздале, Гусе Хрустальном. Заметна такая работа у нас и в Угличе. Мышкин настойчиво претендует на некий неформальный статус малой, но несомненной фестивальной столицы. У нас с успехом проходят фестивали ремесленников, фольклористов, валеночников, любителей ретротехники и другие. Из всего этого числа мы с нашими гостями для анализа взяли пример одного из самых красивых и ярких событий этого ряда – всероссийский фестиваль русской традиционной культуры «Семейный круг».
Впечатляющая красота
Конечно, самое явное, что даёт такое событие, – это весьма эффектное, очень впечатляющее зрелище. Причём зрелище отнюдь не эстрадное, а жизненно подлинное, чрезвычайно убедительное.
У фестиваля хороший показ зрителям народных традиционных понятий о культуре. Например, он живо доносит до нас почти забытое волшебство чистых и сильных цветов одежды, предметов быта и всего праздничного убранства. Здесь мы соприкасаемся с русскими национальными цветовыми решениями, которые заявляют о себе громко и полнозвучно.
Фестиваль сильно воздейст­вует своими массовыми формами работы – многолюдное хоровое пение и многолюдные хороводы оказываются сильным средством выявления национальной красоты старого народного бытия.
Фестиваль «Семейный круг» – это богатое познавательное явление, он ненавязчиво, не резонёрски, не менторски учит нас вспомнить о старой народной культуре, со спокойной тактичностью напоминает о ней, заново знакомя с тем, что не следует забывать всем, кто с уважением относится к наследию предков.
Одновременно фестиваль знакомит и с самим кругом хранителей этих давних начал, с кругом весьма примечательных русских людей, очень отличных ото всех других. И это общение уже само по себе – большая удача и отнюдь не рядовая встреча на жизненном пути. По своим поведенческим порядкам это не «старые» и не «новые» русские. Это – «вечные» русские, очень любящие открывшиеся им душевные ценности и достойно, не крикливо несущие их по жизни.
И, может быть, одна из главных ценностей – это культ здорового и правильного семейного бытия. Семья всегда признавалась основой государства и общества. А у фольклористов, собирающихся в Мышкине, это и основа радости. Здесь можно проследить много действенной воспитательной работы со своими детьми. Фольклористы обычно приезжают на фестиваль семьями, с большим количеством детей. Кроме игр, массовых забав и мастер-классов на детей прекрасно влияют постоянное общение единомыслящих взрослых и их единодушие.
А что кроме красоты?
Фестиваль помогает многому, в том числе и известности города, и формирует представление о Мышкине как о месте приветливом, радушном и уютном, о месте красивого нерядового общения.
И такое представление совершенно верно. Маленький, совсем крошечный город – это лучшая сцена для необычных фестивалей. Здесь фестиваль не теряется в потоке повседневной жизни, не размывается многолюдьем и многодельем, здесь он целен и прекрасно заметен.
Здесь для него есть всё – и «фон» малых старинных улиц, и мир старого городского ландшафта, и глубоко родственные темп и ритм жизни. И, возможно, в этом мы даже предпочтительней как Суздаля, так и любого другого более крупного города. «Городок в табакерке» – это идеальное место такой массовой работы.
Есть у фестивалей и «кадровое» значение: они помогают выявлению и выдвижению одарённых деятельных людей и созданию основ местного гражданского общества. Вот организацию фестиваля «Семейный круг» почти целиком берёт на себя молодая семья мышкинцев Смирновых. Они с дивной энергией и великим старанием ведут всю громадную подготовку, с очень большим напряжением сил, но успешно осуществляют её. Эти люди уже уверенно встали в ряд лучших общественных деятелей малого города.
Так и в других фестивальных случаях, а если глядеть шире, беря в поле зрения и другие фестивали, становится понятно, сколь значительна во всём этом роль местных неформальных центров, таких, как некоммерческое учреждение «Мышкинский народный музей», некоммерческое партнёрство «Дом ремёсел», клуб краеведов «Мышкин», туристическое бюро «Мышгород» и других.
Именно из негосударственных общественных формаций обычно и складываются начальные основы местных гражданских сообществ. И весьма важно, что в таком туристическом центре как Мышкин руководство города и района это оценивает серьёзно и современно. И все начинания событийного туризма получают понимание и поддержку. Это дорогого стоит и обещает успех.
В определённой мере туристический успех приносит уже сама фестивальная реальность. Для туристов город оказывается достаточно новым и весьма интересным. Его прибрежные улицы, а особенно Никольская (наш туристический Бродвей), дивно преображаются.
Замечательно, что наши фестивали – это явление не застывшее, каждый из них развивается и набирает силу. Например, фестиваль «Семейный круг» нынче продолжался целую неделю и стал для всех своим. Но в своём аналитическом размышлении в беседах с иркутянами нам пришлось касаться не только радостного и ладного, но и нерадостного и неладного.
А что у нас... неладно?
Увы, неудач вполне достаточно. В том числе и в событийном, в фестивальном туризме. И мы не скрывали от гостей-сибиряков эти неудачи.
И самая первая из них – сколь прибылен фестивальный туризм? И к печали нашей приходится отвечать, что прибыли от него весьма скромны. Совсем небольшие финансовые вливания делает область – от пятидесяти до двухсот тысяч рублей – на каждый фестиваль. И от двухсот до четырёхсот тысяч рублей собирает торговля. А сами организаторы фестивалей оказываются... в убытке.
Так «Дом ремёсел», получая из области на свой ремесленный фестиваль не более пятидесяти тысяч рублей, сам расходует вдвое больше. Народный музей на фестиваль ретротехники кроме ста тысяч областных денег столько же вкладывает своих. Вот такие «выгоды наоборот». Это говорит о нашем неумении всерьёз работать с таким направлением туризма, о нашей финансовой неподготовленности.
Как делу помочь? Нужно учиться у суздальцев. Суздаль – чемпион событийного туризма. Там создана ассоциация предпринимателей «Суздальское гостеприимство», и она разумно участвует и в организации событий, и в посильных тратах. И всё это необходимо делать совместно, чтобы сами организаторы события не остались в серьёзном убытке, а хотя бы с нулевым результатом. Иначе какой смысл этим организациям заниматься такой работой?
Второй вопрос: велик ли «вал» гостей, прибывающих на фестивали? Даже у преуспевающего Суздаля на каждое из таких событий специально приезжают не больше двух – четырёх тысяч гостей. А у нас и того меньше! Можно ли положение улучшить? Несомненно, но для этого необходима системная информационная работа, а особенно в сети Интернет, имеющая как массовый охват, так и прицельный адресный характер.
Совершенно необходимы информационные акции после проведения каждого события, в том числе и каждого фестиваля. И, конечно, нельзя не вести информационную и презентационную работу со всеми турфирмами, которые контактируют с малым городом, да и не только с ним. Начиная издалека нужно каждый фестиваль предлагать им либо как самодостаточный турпродукт, либо как дополнительный, а в ряде случаев это может стать и хорошим подарком.
И в этой «продвигательной» деятельности нужно участ­вовать всем турпредприятиям города. Здесь, как нигде в иных случаях, нужна собирательная объединительная роль какой-либо административной структуры. Такая работа, на наш взгляд, хорошо организована в Суздале и Угличе и очень слабо – во всех малых туристических центрах нашей области. Это – наше уязвимое место. Именно поэтому мы пока далеки от желаемых выгод событийного туризма.
...Среди наших гостей-сибиряков были и экономисты. Но уж с ними-то нам было и вовсе нелегко общаться, у нас же до сих пор нигде не ведётся серьёзного анализа эффективности разных форм нашей работы. Мы не знаем ни динамики и характера колебаний спроса и предложения, ни своевременных сведений о новых закономерностях партнёрского общения в туризме, ни раннего обнаружения новых социальных и культурных запросов. Здесь мы совершенно стоим на месте, как и двадцать лет назад полагаясь только на самодеятельные решения и смелые импровизации.
Ничем мы не могли порадовать гостей не только в вопросах информационной политики, но и в комплексности продвижения города. Увы, они могли убедиться, что в хорошо известном всей России городе Мышкине нету единой информационной политики. Это ещё одна наша беда, сейчас уже принесшая нам немало неприятностей и ещё большие неприятности сулящая впереди.
А иркутянам нужно именно комплексное продвижение города, а не локальный успех какой-то отдельной его турфирмы. Здесь они оказываются мыслящими современно, и хотя реальных дел у них ещё почти нет, но верному мышлению стоит поучиться.
Мы ехали не зря!
Такой итог общим беседам подвели наши гости. Они отмечали, что им пригодятся как наши добрые успехи, так и наши ощутимые недостатки. Подводных камней туризма они станут остерегаться.
Мы договорились о дальнейшем, уже письменном общении. И гости прямо спросили, какого мы мнения об их больших планах в туризме? А планы и впрямь велики – от событий, прогулок, путешествий, фестивалей до создания разных этнографических деревень. И мы честно ответили, что всё это реально. Реально и при мученически долгом самодеятельном пути и ещё более реально при целевой поддерж­ке области.
Громадному промышленному Иркутску и соседним большим городам неплохо будет иметь неподалёку маленький город для людского отдыха, соприкосновения с природой и иными ритмами жизни. Этот маленький город вполне может стать для той части России
оазисом туризма и даже некой инновационной площадкой, местом интересных практических начинаний и местом столь же уникальным, как в своём роде уникален Мышкин для центральной России. Город таковой ценности, разумеется, будет сохранён и всегда полезен и региону, и всему Отечеству.
...А что касается недостатков в нашей работе, неизбежных неудач и прочих болезней роста... Наши налаживающиеся горизонтальные связи со многими городами провинциальной России будут помогать всё это одолеть.