Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 09 февраля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/19041/

Сколько жить «дороге жизни»?

рубрика: Область
Автор: Олег ТАТАРЧЕНКОВ
Фотографии: Андрея ПАСХИНА

В Тутаеве на переправе – картина, повторяющаяся каждую зиму. Заснеженная Волга. На фонарном столбе, что стоит на берегу, прикреплена табличка «Проезд запрещён», подкреплённая соответствующим запрещающим знаком для автомобилистов. В метре от него – накатанная колея, выходящая на лёд реки. На самой Волге она превращена
в широкую дорогу, расчищенную грейдером.


Судя по ширине «проезжей части» и плотности снежного наката, дорожная техника работает здесь регулярно.
По этой «дороге жизни» с периодичностью раз в пять – десять минут с берега на берег проскакивают легковые автомобили, микроавтобусы, грузовые «газели», неспешно форсируют реку пешеходы. Всё это наталкивает на мысль, что табличка на столбе и запрещающий дорожный знак – всего лишь бутафория, без которой нельзя, но и воспринимать её всерьёз не стоит. Действительно, и в более мягкие зимы народ на свой страх и риск переправлялся через Волгу по тонкому льду, а уж в нынешние морозы это делать сам Бог велел…
Глава Тутаевского город­ского поселения Сергей Ершов, отчаянно махнув рукой, признаётся: он знает, что техника работает на льду реки. Однако люди всё равно будут ездить и ходить «из города в город» по льду, так уж пусть делают это всё цивилизованно. О перспективах возведения моста через Волгу мы с ним не говорим: чего зря сотрясать воздух. И так понятно, что его постройка здесь экономически не обоснована. А переправа…
Со слов Сергея Юрьевича, службы МЧС и ГИБДД, контролирующие переезд через зимнюю Волгу, многократно увеличили требования по безопасности. Для того, чтобы получить официальное разрешение на организацию зимней переправы, местные власти должны выложить на создание только её проекта 1,5 миллиона рублей…
Более того, через каждые сто метров на льду должны находиться «теплушки» с печками-«буржуйками» для обогрева пешеходов. Естественно, к каждому такому пункту обо­грева должен быть приставлен специальный человек, под­держивающий в нём необходимую температуру. Не стоит забывать и о главном: для оборудования самого проезда по льду реки необходимо возводить бревенчатый настил, укреплять его, наращивать под ним ледяную толщу.
– Во время последних переговоров в ГИБДД мне сказали, что разрешение на организацию зимней переправы мне не дадут даже при выполнении всех вышеперечисленных условий, – рассказывает Сергей Ершов. – Мол, на правом берегу очень крутой спуск к Волге, это нарушает правила дорожной безопасности. Но и это ещё не всё: никто не даст гарантию, что переправа не уйдёт под лёд в случае резкой оттепели. Хорошо, в этом году зима выдалась морозная, в минувшие же более тёплые сезоны возводить бревенчатые настилы было делом не просто безнадёжным, но и опасным.
В общем, куда ни кинь, везде клин. Как только зима повернёт на весну, подтает лёд, левый берег Тутаева окажется отрезанным от правого. До него можно будет добираться либо с риском для жизни через Волгу, либо совершив «крюк» через Ярославль в полсотни километров…
Впрочем, есть ещё один вариант.
Во время одного из своих последних визитов в Тутаев губернатор Ярославской области Сергей Вахруков вскользь упомянул о круглогодичной переправе, которую в этот зимний сезон наладили через Волгу мышкинцы. Сергей Алексеевич намекнул представителям тутаевской власти, что неплохо было бы использовать этот опыт.
Переправой в Мышкине занимается Угличский речной порт. Для работы зимой он выделил буксир более мощного, ледового, класса. Баржу, на которой перевозили автомобили, пассажиров, также поменяли на судно с более прочным корпусом.
– О новой форме работы переправы я рассказал Сергею Алексеевичу, когда он был в Мышкине, – сообщил автору этих строк генеральный директор «Угличречпорта» Сергей Беляков. – В этот сезон мы начали работать зимой в первый раз. В экспериментальном, можно сказать, режиме. До 10 декабря стояла относительно тёплая погода, на переправе работал ещё «летний» пароход с такой же «летней» баржей. Когда начался ледо­став, мы поменяли их на суда ледового класса.
– Насколько я знаю, денег с пеших пассажиров вы не берёте? – спросил я Сергея Александровича.
– Да, это так. Нынешнее законодательство таково, что дешевле возить пеших бесплатно, чем включаться в систему социальных льгот, социальных категорий, видов и подвидов монетизации с их сложной формой отчётности. Деньги мы берём только с автомобилистов. Расценки – 200 рублей с легкового автомобиля среднего класса. Перевозка грузовиков, естественно, стоит дороже.
– Насколько подорожала стоимость проезда зимой по сравнению с летом?
– В среднем со 180 до 200 рублей, – ответил Беляков. – Здесь нужно учитывать, что зимняя солярка стоит дороже. Три часа работы двигателя уходят на его «прогрев» и разгон буксиром льда в полынье. Кроме того, мы повысили зарплату на 20 процентов людям, работающим на зимней переправе. Сами понимаете, условия сейчас совершенно другие: нужно бороться с обледенением корпуса, причалов...
Нужно учитывать и увеличение количества поломок буксира. Его конструктивная особенность заключается в том, что рабочая мощность хода рассчитана на движение вперёд. Зимние же условия не дают ему развернуться, поэтому приходится двигаться кормой, нагрузки на двигатель, на корпус возрастают. Случается, что и льдины попадают под гребной винт. В среднем раз в неделю на буксире работают ремонтники.
Несмотря на возросшие затраты, Беляков в целом этой работой круглогодичного парома доволен. Переправа автомобилей с одного берега на другой особенно возрастает в конце и начале трудовой недели. Люди едут на дачи, да и количество автолавок, развозящих товары по окрестным деревням, даёт полную загрузку мышкинской барже.
Однако, по его словам, об экономических результатах говорить пока рано, первые итоги подведут с середины апреля, когда переправа снова выйдет на «чистую воду». Не исключает Сергей Александрович и возможности, что областной бюджет будет дотировать часть расходов на её деятельность.
Суда ледового класса, наподобие тех, что работают сейчас в Мышкине, есть и в Ярославском речном порту. Если эксперимент удастся, можно будет использовать его не только в Тутаеве, но и в Красном Профинтерне, где те же самые проблемы.
Как говорится, нет худа без добра. Отсутствие развитого транспортного сообщения между берегами Тутаева позволило сохранить уникальную архитектуру левобережья, при этом оставив его фактически на уровне XIX века. Федеральная программа развития моногородов, в которую включён Тутаев, подразумевает становление инфраструктуры туризма, на данный момент пол­ностью отсутствующей в нём.
Туризм же только в том случае может приносить стабильный доход, если работает круглогодично. А для этого следует налаживать более тесное взаимоотношение связанного с губернским центром правобережья с левым, историческим берегом, находящимся сейчас в аутсайдерах. И паром здесь сможет сыграть не последнюю роль.
Во всяком случае, это более реальный проект, чем маниловская идея «канатной дороги» через Волгу, придуманной в 2007 году корреспондентом «Северного края» Андреем Солениковым в качестве шутки к 1 апреля…