Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 13 февраля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/19096/

Моногород ищет выход

рубрика: Область
Автор: Олег ТАТАРЧЕНКОВ

О том, что Тутаев вошёл в федеральную программу развития моногородов, в последние несколько месяцев говорится много. О том, как это поможет городу решать накопившиеся проблемы, обозреватель «Северного края» беседует с главой Тутаевского городского поселения Сергеем ЕРШОВЫМ, недавно избранным на этот пост.


– Сергей Юрьевич, в России свыше трёхсот городов, судьба которых зависит от экономики одного-двух предприятий. Поэтому, надо полагать, борьба за включение в программу шла нешуточная. Кто от Ярославской области принимал в ней участие, и в чём она заключалась?
– Делегацию от нашего региона возглавил заместитель губернатора Игорь Станиславович Елфимов. В неё вошли заместитель главы Тутаева по финансовым вопросам Дмитрий Рафаэлевич Юнусов, временно исполняющий обязанности главы Тутаевского муниципального района Станислав Александрович Маклаков, директор департамента экономики и инвестиций района Дмитрий Александрович Трофимов.
Сам комплексный план состоит из проектов по трём основным направлениям: поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры города, развитие туризма. Его защита шла по линии Министерства регионального развития РФ и Внеш­экономбанка. То есть Минрегион отвечает за общую координацию всех заинтересованных структур, Внешэкономбанк же выступает финансовым гарантом программы.
– Сергей Юрьевич, какова общая «стоимость» программы развития Тутаева?
– Порядка семнадцати миллиардов рублей.
– Но, насколько я знаю, эта сумма не «падает» целиком из федерального бюджета...
– Как любой проект и программа в наше время, тутаевский комплексный план строится на основе софинансирования. Около четырёх миллиардов – это средства федерального, областного и местного бюджетов, остальная сумма – деньги инвесторов. Гарантом выступает Внеш­экономбанк. Именно его специалисты рассматривали наш проект с точки зрения финансовых рисков. Сейчас он получил предварительное согласование, как говорится, принят за основу, продолжается работа над деталями. Действовать программа будет в период с 2010 по 2015 год.
– Во время обсуждения и представления программы в Тутаеве губернатор Сергей Вахруков неоднократно делал упор на то, что она – комплексная, рассчитанная на развитие не только городского поселения Тутаев, но и муниципального района...
– Это ключевой вопрос. Развитие города и района невозможно в отдельности друг от друга. Нужно увязывать в одно целое бюджеты этих двух муниципальных образований, подпитывать друг друга. Время феодальной раздробленности уже давно стало историей, и нам не стоит возвращаться назад.
– Главной целью программы является диверсификация экономики города. Иными словами, создание в Тутаеве и муниципальном районе новых предприятий, благодаря которым можно будет уйти от зависимости ТМЗ. Вместе с тем одним из пунктов программы является поддержка Тутаевского моторного. И это в то время как машиностроение в стране, а уж автомобильное – в первую очередь, труднее многих переживает кризис. Не стоит забывать, что и ЯМЗ под боком...
– Наличие ОАО «Автодизель» в близком от нас Ярославле является одним из серьёзных препятствий для развития ТМЗ. Потенциальные инвесторы говорят прямо: ЯМЗ выпускает примерно такой же модельный ряд, производственная же база у него гораздо мощнее, чем на ТМЗ, стоит ли рисковать?
– Так в чём же соль?
– На Тутаевском моторном прекрасно осознают своё положение и намерены выживать не только за счёт своей продукции. Да, производство двигателей и коробок передач никто не отменяет. Но это всего лишь часть инвестиционных проектов, которые будут воплощаться на предприятии. Сейчас делается ставка на развитие литейного производст­ва, на создание промышленных парков на базе незагруженных производственных площадей.
Что же касается промышленных парков... Производственные площадки завода уже сейчас востребованы. На них работают филиалы двух предприятий по выпуску лифтовых редукторов и по производству резинотехнических изделий. По моей информации, на ТМЗ на данный момент рассматривается ещё несколько предложений. Сила нынешнего руководства Тутаевского моторного завода в том, что они реально смотрят на вещи и готовы предложить свои производственные площади под технопарки.
– Сергей Юрьевич, прагматизм тутаевской комплексной инвестиционной программы заключается в том, что здесь не собираются ставить всё на ТМЗ. Запланировано также развитие пищевой промышленности. В чём суть этого инвестиционного проекта?
– Если быть точным, это не один инвестиционный проект, а несколько. В частности, запланировано создание комбината социального питания, где станут производиться полуфабрикаты для сети школ, больниц, других социальных учреждений, расположенных на территории области. Замечу, что продукция будет делаться на основе местного сырья. Будет развиваться ЗАО «Единство» – тутаевский мясоперерабатывающий завод. Эти проекты также прошли предварительное согласование, и они позволят создать дополнительно более 300 рабочих мест.
– Когда мне пришлось побывать на очередном заседании «парламента» муниципального района, бизнесмены из числа депутатов довольно бурно возмущались тем, что их инвестиционные проекты не вошли в программу...
– Местными предпринимателями было разработано более 75 бизнес-проектов. Рабочая группа выбрала тридцать. Затем с учётом требований реальности их реализации и актуальности для нужд города осталось шестнадцать. Не вошедшие в программу проекты могут найти своё применение в рамках областной программы поддержки малого бизнеса, ведь в нынешнем году на эти цели Ярославской области выделено порядка 300 миллионов рублей.
– Тутаевский моторный завод, сельхозпереработка... Как бы там ни было, это традиционные сферы экономики. Однако у вас планируется внедрение и нового направления...
– Да, это туризм. Мы предложили создать целую туристическую инфраструктуру с ресторанами, музеями и гостиницами. Туризм «одного дня» по принципу «приплыл – посмотрел – уплыл» нерентабелен. Что мы намерены в этом направлении делать? Для начала – отремонтировать, вернее, возвести заново, пристань. Укрепить берег. Отреставрировать Базарную площадь, другие исторические памятники. При помощи бизнеса начать создание туристических маршрутов, строить гостиницы. В общей сложности в туристическом секторе должны будут работать около пятисот человек.
– Какие источники финансирования предусмотрены на эти цели?
– Скорее всего, это будут деньги областного и местного бюджетов, а также вложения бизнес-сообщества.