Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 25 мая 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/20070/

Под управлением хормейстера Вагнера

рубрика: Область
Автор: Светлана КРУПИНА
Фотографии: Виталий КОРОЛЁВ

На мой вопрос, не родственник ли он композитора и дирижёра Рихарда Вагнера, руководитель хора ветеранов Некрасовского района Александр Андреевич Вагнер с улыбкой отвечает: «Всё может быть!» Видимо, так же считали преподаватели сначала Московского, а потом Куйбышевского института культуры, где он учился, которые, словно сговорившись, требовали от Александра досконального знания биографии его всемирно известного однофамильца.


Александр Андреевич богато одарён музыкальными способностями: прекрасно играет на фортепьяно и баяне, поёт, да и его хоровой коллектив далеко не последний по мастер­ству в области. Об этом свидетельствуют дипломы лауреатов областного конкурса «Не стареют душой ветераны», которые его коллектив получил в прошлом году и в апреле нынешнего.
– Нашему хору – восемь лет. Возник он на базе двух клубов – «Хозяюшка» и «Бодрость и здоровье», – рассказывает староста хора Галина Конс­тантиновна Кодьева. – Создать хор предложила Галина Константиновна Богослов­ская, переехавшая к нам из Рыбинска, где она пела в хоре ветеранов.
Сегодня в некрасовском коллективе поёт 21 человек: трое мужчин и восемнадцать женщин. Самому старшему хористу – Николаю Константиновичу Зимину – 85 лет. Он участ­ник Великой Отечественной, живёт в доме для ветеранов и с большим желанием посещает репетиции.
Среди старшего поколения некрасовцев много людей одиноких. Дома сидеть скучно, общения нет...
– А в хоре и поговорим, и посмеёмся. Александр Андреевич – человек с юмором,– продолжает свой рассказ староста.– Он профессионал высокого класса. Раньше мы пели по-любительски, как за столом на посиделках. А теперь разбираемся в многоголосье, садимся по голосам. И концерт­ная программа у нас очень хорошая, не избитая.
– Честно говоря, я не очень хотел работать с ветеранами, думал – тягомотина, – вспоминает Александр Андреевич. – В самом начале я задал им один вопрос: вы собрали хоровой коллектив для застолья или хотите профессионального роста? Они «купили» меня, когда я увидел, что у них блестят глаза, что у них есть желание петь. Всё остальное пришло само собой. Они меня любят, я отвечаю им тем же. Многому уже научились, но я всегда говорю – в искусстве потолка нет.
Начинали с двух голосов. А сегодня в репертуаре есть произведения для четырёхголосного, акапельного пения – это «Труден путь в горах», «Болгарская песня», «Отдавали молоду» и другие. В концертах исполняют восемнадцать хоровых и двенадцать сольных песен: «Сенокосная пора», «Я без Волги просто не могу», «Русская песня», «Берёзовые сны», задорные «Пчёлочка», «Блины» и восемь стихотворений. Концерт длится более двух часов, а потом ветераны поют ещё и по заявкам слушателей.
– Наш хор хорошо знают в районе. Как только заходит разговор о культурном меро­приятии, люди просят: привезите хор ветеранов, мы слышали, как они поют,– включается в беседу председатель правления Некрасовского отделения ВОИ Надежда Георгиевна Махно. – Невозможно без слёз их слушать, настолько проникновенно звучат голоса. В нашем районе много коллективов, но хор ветеранов – самый популярный. И, несмотря на то, что возраст участников коллектива от 60 до 85 лет, они легки на подъём, с удовольствием едут, куда бы их ни пригласили. Одинаково душевно поют и в классе, и в школе, сельском ДК, санатории...
К примеру, в бурмакинском доме ветеранов зал неказистый, акустика плохая. Так, хор встал не на сцене, а перед ней, чтобы пожилым людям лучше было слышно. А концертов поющие ветераны только в этом году дали уже девять. Дали бы и больше, да с транспортом проблема.
– Я в хор иду как на праздник, – говорит Мария Александ­ровна Словеснова. – У меня раньше была астма. Но я стала посещать занятия регулярно. И не пожалела. В начале репетиций – распевка, потом само пение – это всё упражнения для органов дыхания. И благодаря хору я избавилась от болезни!
– Мне тоже хор дал второе дыхание,– подхватывает Надежда Александровна Субботина. – Я всю жизнь проработала на Севере. Приехала в Некрасовское, знакомых никого нет. Пришла в хор, и столько друзей появилось. Бывает, нога болит или голова, а нужно идти на репетицию. Спрос у Александра Андреевича за пропуски строгий. Но мы на него не обижаемся. А назад летишь – как на крыльях. Не зря говорят: песня жизнь продлевает!
Сам хормейстер Вагнер, родившийся в Семипалатин­ской области в Казахстане, в Ярославский край приехал по распределению жены Нины Викторовны, окончившей Московский кооперативный институт. Она родом из станицы Солдатской, что в Кабардино-Балкарии. А туда, в Солдатскую, Александра Андреевича приглашали на работу после окончания Куйбышевского института культуры. И даже дом для семьи молодого специалиста уже строился. Вот такие совпадения. А нашли друг друга молодые вообще на краю света – в студенческом отряде на Камчатке. Но от таких географических зигзагов выиграл в конечном счёте Некрасовский район, получивший сразу двух прекрасных специалистов.
Сначала Александр Андреевич работал преподавателем музыкальной школы, музработником в детском саду, вёл самодеятельность в кооперативном техникуме. Потом девять лет был директором Некрасовской музыкальной школы. Сумел открыть два филиала – детские музыкальные школы в посёлках Бурмакино и Красный Профинтерн. А когда ушёл на выслугу, занялся самодеятельностью.
– Считаю, что главное – серьёзно относиться к своему делу. Неважно, кем человек работает – сапожником или парикмахером. И Сапожник должен быть с большой буквы, и Парикмахер тоже. Любое дело требует любви к тому, что делаешь, – говорит руководитель хора. – А своим я всегда говорю: «Не задирайте носы!» В нашей работе важно всё, вплоть до уровня подолов платьев. Мы же несём культуру в массы. Если бы не проблемы с транспортом, мы бы с хором объехали с бесплатными концертами весь район да и область. Сегодня простым людям на концерты «звёзд» не попасть – там билеты по полторы тысячи стоят! Я считаю, государство должно дотировать стоимость билетов для людей со скромным достатком. Ведь всем нужно духовно развиваться.
Вообще-то Александр Андреевич не мыслил стать хоровиком, но после армии опоздал по срокам в консерваторию. Опять непредвиденный поворот судьбы. Себя хормейстер Вагнер называет «чернорабочим в музыке». А я смотрю на этого скромного, удивительного человека и думаю: побольше бы нам таких чернорабочих, глядишь, и духовность, и культуру русскую возродили бы.


Комментарии