Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 11 июня 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/20242/

Картины под открытым небом

рубрика: Область
Автор: Светлана БАКУНИНА
Фотографии: Светлана БАКУНИНА

Рыбинцы в последние дни стали всё чаще останавливаться перед зданием плавательного бассейна «Сатурн». И это неспроста.



Рекламное агентство «Медиарост» при поддержке администрации города Рыбинска, центра лыжного спорта «Дёмино», ОАО «Русская механика» создало уникальную экспозицию под открытым небом: на фасаде здания бассейна разместились четырнадцать картин известного художника Бориса Дмитриевича Григорьева. Идея создания экспозиции под открытым небом не нова, это широко распространённая практика в крупных городах России и зарубежья, но в Рыбинске такой проект осуществляется впервые и является одной из составляющих программы по развитию городской среды, включающей озеленение, уборку и благоустройство улиц, площадей, парков, реставрацию и восстановление архитектурных памятников. 

Особенность рыбинской выставки в том, что демонстрируются картины художника, чьи жизнь и творчество были тесно связаны с городом на Волге. Картины Бориса Дмитриевича Григорьева хорошо известны в Европе и Америке, но в самом Рыбинске о нём слышали немногие. Экспозиция выполняет и просветительскую миссию: рыбинцы таким образом могут познакомиться с творчеством своего талантливого земляка.

В 1894 году семья Григорьевых переехала в Рыбинск из Москвы: глава семьи получил должность бухгалтера в Волжско-Камском банке, а в 1898 году его назначили управляющим. 

В двухэтажном каменном доме Волжско-Камского банка Григорьевы снимали на втором этаже двенадцать комнат, окна которых выходили на волжские просторы. Окружавший будущего художника «мир Волги» сыграл чрезвычайно важную роль в формировании его личности. 

Сегодня Бориса Дмитриевича Григорьева называют ярким и парадоксальным  мастером отечественного искусства XX века. Известность к художнику пришла рано, когда двадцатисемилетним студентом Академии художеств он представил петербургской публике большую серию рисунков, созданных весной 1913 года в Париже. Спустя четыре года творчество Григорьева оказалось в эпицентре внимания критики и публики. Творческий и праздничный дух Парижа вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков. Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели – вереница типажей непарадного города создаёт в этих листах законченный в своём роде образ города. 

В 1917 – 1918 годах художник создал цикл «Расея», все рисунки и картины которого выполнены маслом в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии. Это галерея типов русской деревни, как её понимала большая часть столичной артистической интеллигенции, к которой принадлежал художник и для которой новый цикл явился откровением. А через год Борис Дмитриевич Григорьев эмигрировал. В Европе и Америке ему в отличие от большинства русских эмигрантов очень быстро удалось завоевать популярность. Незадолго до смерти художник закончил последний автопортрет, как бы поставив точку в замечательной серии портретов российской интеллигенции, чьи судьбы после Октября 1917 года сложились столь по-разному. 

Сегодня Бориса Григорьева можно назвать ещё и модным художником: его работы необычайно популярны у частных коллекционеров. 

На экспозиции в Рыбинске представлены картины, характеризующие различные периоды его творчества.