Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 07 декабря 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/21928/

Дорога, которой в Сорокине нет

рубрика: Область
Автор: Светлана КРУПИНА
Фотографии: Ирина ПИЧУГИНА

На дворе третье тысячелетие, а в 30 километрах от такого крупного промышленного центра, как Ярославль, люди живут, словно в пещерном веке, без благ цивилизации – газа, магазинов, а самое главное – без дороги, по которой эти блага сюда можно было бы завезти.


«Очень хочется вас пригласить к нам в деревню, – пишет в редакцию «Северного края» жительница деревни Сорокино Ярославского района. – И показать, в каком состоянии подъ-ездные и пешеходные дороги. Ведь это только одно название, что дороги, а на самом деле их нет. С одной стороны через реку Сороку был мост, по которому можно было проехать и пройти, но он 40 лет назад сгнил. Вместо моста положили понтоны, на которые уложили железные сваи, и он стал только пешеходным. Но так как надлежащего ухода за ним нет, то проходить по нему становится всё тяжелее. Есть к деревне ещё один подъезд по полю. Осенью и весной, в дождливую погоду проехать практически невозможно. Мы неоднократно обращались в администрацию села Туношна с просьбой решить вопрос с дорогами, ответ один – денег нет. С середины лета стали прокладывать газопровод по полю. Трубы сварили, и лежат они на дороге так, что не проехать, не пройти. А деревня растёт. Жители платят регулярно земельный налог, ставку рефинансирования нам устанавливает администрация села Туношна.

Я прекрасно понимаю, что не одна сотня деревень находится в таком состоянии, но очень хочется найти выход, найти решение проблемы. С уважением Марина Ивановна Баранова, деревня Сорокино».

Если вы любитель острых ощущений, рекомендую съездить в деревню Сорокино. Здесь вы найдёте всё для экстремального вождения: непролазную грязь по колено, в которой машины буксуют, сев «на брюхо», а если чудом выберутся, то их бросает из стороны в сторону в самых непредсказуемых направлениях, огромные ямы и колдобины, а также лужи, больше похожие на болотины. У пассажиров после таких поездок дух захватывает и сердце готово выпрыгнуть из груди.

– Попробовали бы гонщики проехать тут после дождя,– говорит муж Марины Барановой Владимир, не одну тысячу километров намотавший по этой просёлочной дороге. – Хорошо, что у нас «Нива». Мне не раз приходилось выезжать и вытаскивать соседей. Но даже на «Ниве» по размытым колдобинам или каше снежной не проехать.

Когда-то давно дорога к деревне Сорокино была, и даже не одна – в советские времена. Тогда и небедный колхоз имени Пушкина находился неподалёку, и ферма, и даже клуб, куда на танцы собиралась молодёжь из окрестных деревень, в Сорокине работал. В клубе, кстати, родители Марины познакомились, и отец её, военнослужащий, решил навсегда поселиться в этих прекрасных местах на берегу величественной Волги.

– Наше поколение бережно относится к родительским домам, многие стали их восстанавливать. Но что-то строить в Сорокине – проблема: материал не привезти, – рассказывает Марина Ивановна. – Живём, как на острове. Летом к нам, правда, ходит теплоход два раза в день, а это очень неудобно. Мы деревней даже всерьёз подумываем вертолёт нанять и летать на нём. Тем более аэропорт «Туношна» рядом.

Последний, кстати, когда расширялся, прибрал солидный кусок деревенской дороги себе, и ездить по своей территории чужакам не разрешает.

В деревне, где 87 домов, и во многих из них люди живут и зимой, нет магазина. Продукты привозит лавка из Некрасов-ского только летом два раза в неделю. А если зарядят дожди, то лавки не жди. Приходится жителям деревни Сорокино – большинство из них уже в преклонном возрасте – топать за хлебом семь километров в посёлок Дорожный.

Если идти не через поле, то тогда надо по мосту через реку Сороку. Правда, это сооружение мостом назвать сложно. Дос-

ки все повыломаны. На металлические трубы кто-то бросил настил, непонятно из чего сооружённый. До поручней расстояние такое, что руки не хватит дотянуться. К тому же на это «чудо» мостостроения взбираться нужно по почти отвесному спуску. Как тут старики ходят?..

– Ни «скорой», ни пожарным не проехать, – рассказывает член деревенского совета Галина Николаевна Дичина. – Весной поля горели возле деревни, так пожарные не смогли проехать. А год назад дом сгорел, вспыхнул, как свечка, а пожарная машина в кювете сидит. Хорошо, ветра не было, а то бы вся деревня выгорела. Раньше через Сороку был деревянный мост не только пешеходный, но и для транспорта. Но его снесло ледоходом. Куда мы только ни обращались, чтобы нам сделали дорогу и мост!

Галина Николаевна показывает письмо, подписанное бывшим заместителем главы администрации Ярославского района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ольгой Адольфовной Ларкиной:

«...Ваше обращение и рекомендации схода землепользователей и домовладельцев

д. Сорокино Туношёнского сельского поселения мною рассмотрены, по существу вопроса могу сообщить следующее. Проведение мероприятий по межеванию, постановке на кадастровый учёт и государственной регистрации прав на земельный участок, расположенный под автодорогой Бреховская – Сорокино – Дмитриево, составлению проектно-сметной документации на её строительство требует денежных затрат. Ориентировочная стоимость таких работ составляет 450 тыс. рублей.

В связи с тем, что на 2010 год на проведение кадастровых работ по автодороге Бреховская – Сорокино – Дмитриево в бюджете района средства не предусмотрены, администрация ЯМР не имеет возможности в текущем году принять данную автодорогу в муниципальную собственность с целью ремонта и дальнейшего содержания.

Вопрос о постановке на баланс района автодороги будет рассмотрен в 2011 году при условии выделения финансовых средств на эти цели».

Ольга Адольфовна Ларкина на данной должности больше не работает, а Наталья Витальевна Шапошникова, сменившая её на этом посту, о дороге в деревню Сорокино ничего не слышала.

– Если дорога к району не относится, то считается поселенческой, – ответила Наталья Витальевна на мой вопрос. – Там и нужно искать ответственных за её состояние людей.

– Была у нас весной глава Туношёнской администрации Галина Никитична Крестникова, – говорит Галина Николаевна Дичина. – На дорогу, сказала, денег у администрации нет. Предложила нам самим собирать. У меня есть знакомый архитектор, мы с ним посчитали – нужно три миллиона. У деревни тоже таких денег нет.

Большой проблемой в решении дорожного вопроса для сорокинцев является то, что их самовольно проложенный транспортный путь проходит на от-

дельных участках дороги по

частным владениям. В 90-е годы в рамках приватизации земли членам бывшего совхоза «Туношна» были выделены земельные паи, которые они впослед-ствии продали нынешним землевладельцам.

– Наша задача сейчас – отмежевать дорогу, обозначить её точные координаты на карте района. По словам заместителя главы администрации Ярославского района по земельным вопросам Владимира Исаева, информация о точных координатах автодороги от деревни Дмитриево до деревни Сорокино в земельном комитете администрации ЯМР отсутствует, – говорит председатель общественного совета самоуправления деревни Сорокино Алексей Николаевич Молодов.

Но чтобы провести эти работы, опять-таки необходимы средства.

– Площадь Туношёнского сельского поселения – триста квадратных километров, протяжённость дорог большая, 94 населённых пункта. Основные – Туношна, станция Лютово, село Красное, но есть и такие, как Полутино, Росляково, Сорокино, – поясняет ситуацию заместитель главы Туношёнского сельского поселения Владимир Николаевич Сапаров. – Сейчас мы пытаемся договориться с подрядчиком «Ямалгаза» организацией «Краснодаргазсервис», которая прокладывает газопровод по территории поселения, чтобы она помогла покрыть щебнем, подсыпать часть дороги, – продолжает Владимир Николаевич. – До Сорокина останется полтора километра. Работы на этом участке планируем начать ранней весной 2011 года. Также будем консультироваться с юристами. Дорога – место общего пользования, приватизации не подлежит. Будем просить землевладельцев отмежевать её либо сами это сделаем.

Кстати, через проём этого газопровода и пролегает пока дорога на Сорокино, закончат здесь газовики работы – перекроют транспорту последний «кислород». Объезд, предложенный администрацией поселения, проходит через дмитриевский ручей, прозванный местным населением чёртовой низинкой. Здесь опять же на обычной машине не проехать, разве что на вездеходе. Куда ни кинь – всюду тупик.

Словом, страданий, связанных с бездорожьем, у жителей деревни Сорокино предостаточно. К примеру, мусоровоз к ним не ездит, и в соседних заповедных грибных и ягодных лесах вырастают безобразные мусорные кучи, загрязняющие и землю, и воздух вокруг. Газ к деревне не подведён, а возить его при тряске и болтанке очень опасно – баллон может взор-ваться.

Хоть и близко деревня Сорокино находится от областного центра, а видно, модернизация и нанотехнологии сюда не скоро ещё придут! Тем не менее здесь живут люди, которые ничем не хуже любых других ярославцев, и потому они имеют право на нормальные человеческие условия жизни, а также на внимание и заботу властей всех уровней. И отсутствующая дорога в деревню Сорокино – та лакмусовая бумажка, которая проявление этой заботы и внимания показывает в полной мере.

____________________________________________________________

Хоть и близко деревня Сорокино находится от областного центра, а видно, модернизация и нанотехнологии сюда не скоро ещё придут! И отсутствующая дорога в деревню Сорокино – та лакмусовая бумажка, которая про-явление заботы властей и их внимание к людям показывает в полной мере.




Комментарии