Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 16 мая 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/3219/

Ради той минуты

рубрика: Область
Автор: По сообщениям наших корреспондентов

Памятник воинам­землякам в деревне Кладово, что в Пошехонском районе, установили в 1967 году. Председатель сельсовета Прасковья Алексеевна Маслова сагитировала народ – по копеечке собрали на статую солдата, поместили в парке, обнесли оградой. Тогда самый первый венок ему на День Победы был от семьи Шабановых – у них четыре сына пали на войне. С тех пор ни разу окрестные жители не пропустили 9 мая: какие бы сюрпризы ни устраивало им государство – собирались у памятника. Все минует, а своих погибших они не забудут.


Давно уже умер старик Николай Шабанов, отдавший сыновей за свободу Отчизны. Его похороны запомнились: покойного одели в белую рубаху, положили в некрашеный гроб – по старинному обычаю. Семья была патриархальная. Ее уважали, считали сельской интеллигенцией, хотя Шабановы состояли в колхозе. Но их дом в деревне Маклаково был по виду дворянский, много книг. В шестидесятые годы перед Пасхой – хотя тогда об этом не упоминалось – местные школьники ходили к ним помогать по хозяйству: прибрать, вскопать огород. Хозяйка угощала ребят, рассказывала истории из дореволюционной жизни. А как ее звали, никто уже не помнит. Все проходит, все.

В Кладове у статуи солдата в День Победы не принято произносить речи. Здесь просто читают имена погибших на войне и тех фронтовиков, что умерли после. С каждым годом список становится длиннее. Теперь в нем почти двести фамилий. А в живых остался лишь один участник Великой Отечественной – Михаил Павлович Лавров. Ради минуты молчания люди приходят к памятнику и с замиранием сердца ждут: вот сейчас назовут моего отца, брата... Те, кто покинул эти края в поисках лучшей доли, тоже за этим сюда приезжают. Просят: внесите в список моего родственника, отсюда он ушел на фронт. Листы с фамилиями солдат висят в сельсовете. К ним дописывают все новые.

Собственно, сельсовета как такового уже нет. От него остался один специалист, работающий на 0,75 ставки от пригородной администрации, в которую вошли три соседних. Ее глава Виктор Иванович Емельянов на 9 мая приехал в Кладово познакомиться с населением поближе. По случаю праздника в административном здании приготовили угощение для старых людей из категорий, официально именуемых «участники трудового фронта» и «дети войны». Ни в каком бюджете на это денег не было предусмотрено – похоже, все было потрачено на 60­летие Победы, а в дальнейшем ветеранов никто чествовать и не собирался. Рассказывали стыдный случай, как в другом районе, чтобы их поздравить, сельская общественность выпрашивала день­ги у богатых московских дачников. Ну те, конечно, дали на бедность.

В Кладове такого позора избежали. Деньги нашлись у колхоза «Память Ленина» и в сельпо. Директор Дома культуры Ирина Дмитриевна Мурашова и библиотекарь Людмила Лазаревна Новикова все сделали: культпрограмму и стол – напекли пирогов, наготовили салатов, кур тушеных, рыбы жареной... Еще хватило подарить приглашенным старушкам по коробке конфет. Они обрадовались вниманию. Вспоминали военные времена. Марья Николаевна Цветкова рассказывала про своих погибших дядей – четверо их было. Один пришел с фронта тяжело раненный – мать все лечила его, выхаживала. Он поднялся и снова ушел сражаться с фашистами и уж больше не вернулся. Александра Николаевна Новикова, местная сказительница, нараспев что­то такое говорила, за душу берущее. А гармонист Виктор Павлович Глибин – бывший председатель колхоза, суровый руководитель и с виду совсем не весельчак – играл женщинам все, что ни пожелают, и подпевал.