Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 01 ноября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/465/

Грустная судьба усадьбы

рубрика: Область
Автор: По сообщениям наших корреспондентов

В Москве, в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, состоялась трехдневная конференция, организованная Обществом изучения русской усадьбы, на тему «Русская усадьба – семейные хроники». В числе участников были трое из Ярославской области. Р. Ф. Алитова (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль») с докладом «Дворяне Леонтьевы и их храмостроительная деятельность в усадьбе Воронина». В. А. Летин (Ярославский государственный театральный институт): «Семейные узы в контексте мира горнего и земного русской усадьбы: Ясная Поляна кн. Н. С. Волконского и гр. Л. Н. Толстого; Карабиха кн. М. Н. Голицына – дв. Некрасовых». С. В. Кистенева (Угличский историко-художественный музей): «Усадьба Опочининых в селе Шишкино. Судьба художественного собрания». О последнем – чуть подробнее.


Светлана Владимировна Кистенева – старший научный сотрудник художественного отдела музея. Ее 15-минутный доклад включал множество исторических сведений и свидетельства очевидцев. Она рассказала, что с Французской набережной в Петербурге из дома фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова, который унаследовал его внук, Константин Федорович Опочинин, многое было перевезено в родовое имение Опочининых. Тут оказались вещи нескольких поколений семьи.

Для усадьбы разрушительным стал 1918 год. Светлана Владимировна в свое время записала рассказ Марии Михайловны Черемовской об этих событиях. Марии было 18 лет, ее послали работать счетоводом в те края. На глазах у нее заведующий угличским наробразом Рыбаков отдал приказ сжечь во дворе треуголку, шарф, мундир (может, самого Кутузова?) и многое другое.

Часть семейного архива, картины, домашние вещи, говорит Светлана Владимировна, «осели все-таки в угличском музее, где их снова ожидали деления и вычитания. Но при всем том шишкинское собрание было самым обширным и ценным из тех, что поступили сюда». Нелегко ей было оповестить конференцию, что сейчас в этой усадьбе – интернат для хронических больных с психическими расстройствами.

Полный доклад С. В. Кистеневой с иллюстрациями войдет в специальный сборник. А изменится ли когда-нибудь к лучшему судьба усадьбы Опочининых – Бог весть. Но Общество изучения русской усадьбы многое делает, чтобы привлечь внимание представителей творческих профессий и любителей отечественной истории к утраченному миру русской старинной усадьбы.