Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 01 ноября 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/58034/

Монопрофильный Гаврилов-Ям

рубрика: Область
Автор: Виктория ГЕФЕЛЕ

Смогут ли в Гаврилов-Яме к новому году завершить эпохальные для этого небольшого городка стройки? Речь идёт о котельной на территории Гаврилов-Ямского комбината, очистных на водозаборе и канализационных сооружениях. Пуск этих объектов обеспечит коммунальными ресурсами промышленный технопарк, первый корпус которого также запланировали сдать к новому году. Вчера в райцентре побывал губернатор. Что он увидел, мы расскажем в следующем номере. А сегодня своими впечатлениями делится журналист, побывавшая здесь несколькими днями ранее.

 


Несмотря на табличку «Объезд», установленную на улице Клубной, нет-нет да и пренебрегает какой-нибудь отчаянный водитель запретом, проезжает по тряской насыпи из свежеуложенной земли. А куда деваться, если улочки в частном секторе уже с полгода представляют собой стройплощадку?

Первый раз я побывала здесь в августе – тогда губернатор как раз провёл смотр готовности объектов. И вот спустя два месяца опять оказалась в Гаврилов-Яме. Очень интересовал ход работ на ключевых объектах. Их реконструкция финансируется из федерального бюджета по комплексному инвестиционному плану развития Гаврилов-Яма, попавшего в список монопрофильных городов.

«Северный край» уже не раз писал о проблемах крупных гаврилов-ямских предприятий, о сокращениях на них. Будет здесь промышленный парк – будет работа для жителей местных и, скорее всего, «привозных», из других районов. «Скорее всего» – потому что уже сейчас монопрофильный Гаврилов-Ям почему-то сталкивается с нехваткой рабочей силы.

А куда она девалась? Об этом размышляла, пока добиралась до Клубной по широким и опрятным улочкам частного сектора. Дома большей частью деревянные, ухоженные. Много и каменных. Поразило: во многих дворах мужики чем-то заняты. Им, как показалось, никакая программа по развитию малого и микробизнеса не нужна! Работают без указующего перста. В одних дворах сваривают из металлических листов какие-то короба, рамы, мангалы и выставляют на продажу прямо на улицу. В других изготавливают решётки. (Неужто даже кузница своя во дворе?) В третьих – что-то вроде автосервиса. В четвёртых – торговая точка. Словом, рук никто не покладает. И действуют кто во что горазд.

Кстати, работающих на промышленных предприятиях города Гаврилов-Яма – 7200, на 34 предприятиях малого бизнеса – ещё 1185 человек. Всё население района, включая стар и млад, 27 тысяч. На бирже труда здесь числятся восемьсот человек. Многие сетуют на невысокую предлагаемую зарплату. Из-за неё, видно, и шевелиться не хочется…

Также к слову, года два назад высокому московскому гостю, директору одного из департаментов Минэкономразвития, представляли районную программу развития малого бизнеса. Некоторые цифры он потребовал подкорректировать – мелковаты, а вот помещение под будущий консультационный центр для предпринимателей – он должен был разместиться в местном Доме культуры – показалось великоватым. Больно дорого восстанавливать его, образно говоря, из руин. Но гаврилов-ямские бизнесмены опять же не тужат. Местная пресса сообщает: летом предприниматели собирались на турбазе у реки и там обсуждали свои дела, консультировались, играли в «Монополию» – очень всем понравилось!

В принципе, сколько городов и сёл в Ярославской области не довелось повидать, а Гаврилов-Ям кажется одним из самых благополучных… Всё-таки транспортная система играет огромную роль в экономике населённых пунктов и в благосостоянии их граждан. Ни в одном уголке области так не развиты дорожная сеть и перевозки, как в Гаврилов-Яме. Взять хотя бы пассажирские. А тут – курсируют автобусы из Ярославля, Ростова, Борисоглеба. И ещё несколько раз в день ходят маршрутки и экспресс Иваново – Ярославль, который, несмотря на громкое звание, «кланяется» каждому придорожному столбу.

И благодаря этому местный житель может поехать работать куда угодно: хоть на «вахту» в Москву, хоть в областной центр. И товар отвезти-привезти очень удобно. Словом, транспорт – залог жизни. Спасибо ямщику Гавриле, который нашёл выгодное место для основания села.

Авот и стройплощадка на Клубной. Собственно, перекопана вся улица. Машинист осторожно вынимает ковшом землю из котлована. На краях огромной ямы восседают и возлегают рабочие, человека три-четыре в спецовках. Некоторые попыхивают сигаретками и вроде как любуются работающим экскаватором.

Киваю на экскаваторщика: почему, дескать, он работает, а вы сидите? Объясняют: тут проходят силовой кабель и труба 500-миллиметровая:

– Там внутри стоки. Если что случится, все квартиры с благоустройством в дерьме окажутся…

Вот они и наблюдают, как бы экскаватор не задел ничего.

Но на всякий случай работяги встали и сгрудились на краю ямы. Может, приняли за проверяющего? Бросили сигареты и дружно, как загипнотизированные, уставились на ковш.

Ещё летом впечатлил масштаб работ: по обеим сторонам дороги – тысячи кубов выбранной и уложенной заново земли, десятки вырванных с корнем деревьев и кустов, сваленных у заборов. Не в обиду строителям – сразу на память пришли визиты сантехников в квартиру: вроде бы полезное дело делают, а сколько потом уборки!

Вот и сейчас: чтобы раскопать огромную ямину под новый коллектор, пришлось убрать часть забора у частного дома вместе с малинником. Строители говорят: люди понимают – идёт стройка и не жалуются.

Пока. Хотя городские и районные власти беспокоятся. Ещё в августе на совещании глава районной администрации Николай Бирук упрекнул строителей – дескать, после пяти вечера никого на площадке нет. И в воскресенье тоже. Заметил:

– Работают лишь тридцать – сорок человек. Это мало. Самое главное – целостность дорог и улиц в частном секторе. Хорошо, люди понимают и терпят. Но не хотим получать ситуацию с жалобами и недоволь­ством. Скоро осень, грязь. А в декабре – выборы.

Тогда в подкрепление его слов прозвучала и цифра освоения средств на объектах: по канализационным и очистным – девять миллионов рублей из 142 миллионов, преду­смотренных по контрактам.

Строителям тогда напомнили: если до конца года не успеют сдать объект, то области придётся завершать их за собственные средства.

Замдиректора фирмы-подрядчика Максим Посысаев пообещал: учтём! И пояснил причину отставания от графика: есть технологическая по­следовательность вывода оборудования – ведь очистные в ходе реконструкции продолжают функционировать. Назвал и другие технические причины.

И подрядчик на рекон­струкции водозабора, руководитель филиала волгоград­ской фирмы, призвал власти не волноваться – «нет причин не дать городу чистую воду».

Между тем были не только технические, но и финансовые трудности, о которых вслух, на открытом совещании, не говорилось. Аукционы на муниципальные контракты с городским поселением заключались, как стало известно, без авансирования. То есть подрядчикам средства поступают по факту выполненных работ. У кого-то из них поначалу возникли проблемы с финансированием, а стало быть, с обеспечением техникой и рабочей силой. Кроме того, по проекту на рекон­струкцию коммунальных объектов отводилось 16 – 18 месяцев. Но сроки сжали, так как федеральные средства, которые выделяются на 2011 год, нужно освоить до конца декабря.

Тогда, в августе, особо сильно никого не критиковали – ведь даны обещания. Однако по ряду работ и сейчас сохраняется отставание. Так, резервуар чистой воды на водозаборе ждали к началу октября. Как стало известно, напряжённая ситуация и на канализационных очистных. Но уже готовы песколовки, станция обеззараживания, три из шести отстойников первичных и восемь из двенадцати вторичных.

Коллектор подвели уже к пойме реки. Из четырёх километров труб уложено три. На очистных работают несколько бригад. Как подчеркнули в службе заказчика – «народу – туча!». Даже рабочие на котловане подтвердили: теперь работают и до семи вечера. Идут в графике. Цель свою знают: к декабрю должны закончить всё.

Первый заместитель главы городского поселения Гаврилов-Ям Владимир Таганов, который курирует ЖКХ и строительство, подтвердил: на объектах работают в хорошем темпе. По пятницам проводятся штабы, процесс под контролем, с рабочими встречаются. И поинтересовался:

– А вы видели, как они отремонтировали канализационную станцию? Оштукатурили, покрасили стены. Красота! А земляные работы, конечно, неплохо было бы завершить до конца осени…

И в службе заказчика дали оптимистичную информацию: готовность объектов – свыше семидесяти процентов. А учитывая, что оборудование стоит, ждёт монтажа, то и выше.

Строительство – штука сложная, со своими подводными рифами. Сроки есть – денег нет. Сегодня стоим, а завтра – аврал. И уже сейчас существуют предположения, что к декабрю действительно что-то из объектов сдадут. По крайней мере, реально, что котельную, – там работа идёт споро, в графике. Но остальное могут принять в срок с недоделками, которые будут устранять по гарантийным письмам уже после сдачи…