Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 03 декабря 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/10/953/

Лауреат из Заболотья

рубрика: Область
Автор: Ирина МИХАЛЕВА

Восемь школьников из Ярославской области участвовали в заключительном туре общероссийской олимпиады по краеведению «Историко-культурное наследие». В Москву приехали ребята со всей страны, доклады делали на 18 секциях: «Летопись родного края», «История образования» и т. п. В каждой жюри называло трех призеров. Из 54 лауреатов олимпиады семь ярославцев: у них шесть вторых мест и одно третье. Это учащиеся средних школ Ярославля, Рыбинска, Углича и один деревенский мальчик – Саша Малышев из 9-го класса основной школы села Заболотье, что в Некрасовском районе. У него второй результат в номинации «История образования», до первого ему не хватило всего 2,5 балла.


На олимпиаде юноша выступил с докладом «История развития образования в Петропавловской волости Даниловского уезда Ярославской губернии в 1863 – 1916 годах». Саша работал под руковод-ством Людмилы Алексеевны Валевской, она преподает в Заболотье историю, обществознание, краеведение и немецкий язык. Делает это так, что ее ученики почти каждый год становятся лауреатами конкурсов высокого уровня. Экспертом трактата Малышева выступила Наталья Сергеевна Землянская, известный ярославский историк, и дала ему высокую оценку.

В труде объемом 10 страниц компьютерного набора молодой человек описал социально-экономические предпосылки создания школ в волости, состояние учебного процесса и его материальную базу, обеспечение педагогическими кадрами, роль священников церкви Петра и Павла в развитии земских школ и библиотек. Он опирался на книги по истории, архивные документы, в приложении к его работе – отчеты библиотекарей, карты, фотографии, письма учащихся к учителям...

Вывод сделал такой: «И сейчас роль сельской школы в жизни Заболотского края не уменьшилась, а возросла. За время реформ и перестроек образовался духовный вакуум, он заполняется негативной энергетикой: наркоманией, курением, пьянством. Нельзя закрывать маленькие школы, которые являются единственной надеждой на возрождение русской деревни, – дабы не прервалась времен связующая нить. Главной задачей сельской школы является возрождение утерянных традиций земских школ, возможность помочь человеку воспитать в себе личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны. Доброе наставничество учителей позволяет каждому ребенку и взрослому переосмыслить и прочувствовать, что есть истинное, что является основой земли русской. И летят в адрес учителей письма со всех концов страны от благодарных учеников».

Свой трактат Саша читал перед комиссией и участниками олимпиады. Потом была защита доклада – нужно было ответить на вопросы. Ему задали два. Спросили, действительно ли деревня умирает и что может совершить сельская школа для ее спасения? Юноша рассказал, что уже делает Заболотская школа: она является центром культурной жизни края и убеждает земляков использовать историко-природный комплекс для его возрождения. Описал разработанный здесь туристический маршрут «В гостях у деда Мазая».

Второй вопрос был о роли земства в развитии образования. Саша ответил: земство, используя потенциал местной интеллигенции, священников, занималось не только просвещением народа, но несло ему общую культуру. Земские комиссии хлопотали о развитии медицинской помощи населению, строительстве больниц, создании библиотек... Когда юноша закончил свое выступление и уходил на место, девушка старше его – из 11-го класса – сказала: «Не верю, что это деревенский мальчик – так умеет говорить!»

Не фальшивый ли мальчик, проверяло жюри олимпиады. Всем участникам надо было тут же, при ученой комиссии, написать исследовательскую работу. Малышеву досталась тема «Крымская война 1856 года» – учебный материал 8-го класса. («Я здорово гоняла их по этой войне», – заметила потом Людмила Алексеевна Валев-ская). И он справился отлично, набрав по этому разделу максимальное количество баллов.

Потом следовало сделать аннотацию на краеведческую находку или музейный экспонат. («Это у нас умеют даже пятиклассники», – прокомментировала Людмила Алексеевна). Саша справился прекрасно и еще помогал другим участникам, которые не знали, что такое атрибуция.

Последняя часть испытаний была самой сложной – викторина, где задавали вопросы по всем предметам от математики до биологии. Малышева спросили: «Какой самый тяжелый советский танк времен Великой Отечественной войны?» Оказывается, танк КВ-2, а он этого не знал и тут потерял 2,5 балла, которых ему не хватило до первого места. (Людмила Алексеевна после сомневалась, что смогла бы сама ответить на этот вопрос – «ну разве что подумав и припомнив». И сетовала на то, что программа по истории для преподавания в классе сильно урезана, многое приходится давать детям в качестве дополнительного материала, для чтения дома).

Саша приехал из Москвы окрыленный и очень серьезный – с огромным желанием учиться. В столице он побывал впервые и в хорошей компании. Участников олимпиады водили в Кремль, Исторический музей и т. п. Разговоры о приоритетном внимании правительства к сфере образования и сельскому хозяйству, которые в Заболотье слышат по телевидению и радио, теперь для юноши и его учителей стали ближе к реальности.

Людмиле Алексеевне он привез подарок – грамоту. Такие давали не всем учителям, а лишь тем, чьи подопечные не получили ни одного замечания к исследовательской работе. Там написано: «Награждается историк Заболотской средней школы, научный руководитель лауреата общероссийской олимпиады по краеведению...» А все-таки в Москве не до конца осознали, что эта школа не средняя, а основная – малокомплектная деревенская девятилетка.