Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 27 мая 2008
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/11/12848/

Золотой «Икарус»

рубрика: Происшествия
Автор: Олег ТАТАРЧЕНКОВ

На минувшей неделе председатель контрольно-счётной палаты Ярославской области Елена Морозова озвучила перед депутатами Думы результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности областного ГУП «Ярославское автотранспортное предприятие». В частности, изучалось целевое и эффективное использование в 2006 – 2007 годах средств областного бюджета.


Как известно, государственные автоколонны являются мобилизационным резервом на случай войны и других чрезвычайных обстоятельств. Для его поддержания, согласно соответствующему приказу Минобороны, из областного бюджета в течение двух последних лет было выделено более 10 миллионов 600 тысяч рублей. Однако большая часть этих средств пошла не на повышение обороноспособности страны, а в совершенно другом направлении: на заработную плату водителям дежурного автобуса, развозящего работников АТП по домам.

По результатам этой части проверки контролёры составили протоколы об административных правонарушениях в отношении директоров: в 2006-м – Зеленина, в 2007 году – Есипова. Кроме того, было предложено списать нецелевой расход с расчётного счёта АТП. Материалы были направлены в департамент финансов правительства области. Однако, согласно отчёту Морозовой, его руководство решило не наказывать начальников по линии Административного кодекса (сейчас в этом направлении работает милиция). Что касается списания, то есть наказания рублём, ответ из де­партамента так и не был получен.

Впрочем, от деятельности предприятия пострадала не только обороноспособность державы. Поскольку АТП является государственным, на свои производственные нужды оно имело возможность получать бензин в ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт» по более низкой цене, чем у всевозможных коммерческих посредников. Однако по необъяснимой (необъяснимой ли?) причине руководство автотранспортного предприятия предпочитало закупать бензин у коммерсантов.

Напомним, что областное ГУП «Ярославское автотранспортное предприятие» в первую очередь занимается внутригородскими, пригородными и междугородными пассажирскими перевозками. По официальным данным, такая деятельность считается убыточной. Для погашения убытков только в 2007 году из областного и городского бюджетов было выделено более чем 33 миллиона рублей. Для компенсации проезда льготников – ещё десятки миллионов. На что были потрачены эти деньги? По материалам проверки за 2006 год зафиксировано неправомерное завышение убытка на пригородных и межмуниципальных маршрутах на сумму более чем 21,5 миллиона рублей. Кроме того, по фиктивным актам выполненных работ с расчётного счета АТП ушло ещё 32 миллиона.

На фоне всего этого выглядит как анекдот покупка автотранспортным предприятием на 2 миллиона… трапа аэродромного и тормозной тележки. Впрочем, запускать в небо автобусы «Икарус» никто не собирался: была прокручена комбинация, правовую оценку которой по идее должны дать правоохранительные органы.

Итак, из областного бюджета под благовидным предлогом увеличения уставного фонда АТП выделили пресловутые 2 миллиона рублей. На них автомобилисты купили авиационный трап и тормозную тележку (устройство, подкладываемое под колёса авиалайнера, чтобы его «не сдуло ветром»). Разумеется, шофёрам эта техника нужна была как зайцу курево, поэтому целых восемь месяцев она находилась на складе АТП.

Накануне Международного женского дня 2007 года на свет родилось постановление администрации области № 65, на основании которого данное имущество было продано акционерному обществу «Туношна» по цене ниже рыночной на 51,56 тысячи рублей. В целом АТП понесло неоправданные расходы в сумме 107 тысяч рублей, зато разбогатели некий «Фонд имущества» и независимый оценщик Тушилов (фамилия изменена).

В результате этих и других кульбитов (оформление незаконных кредитов в банках, договора лизинга, увеличение в два раза задолженности по налогам, разгон собственной охраны и наём частной за 2,5 миллиона рублей в год и прочее) АТП оказалось со значительным отрицательным финансовым балансом. Приехали…

Ситуацию перед депутатами комментировал заместитель губернатора Василий Данилов:

– Сейчас по результатам проверки на предприятии произошла смена руководства. В ближайшее время на заседании правительства будет обсуждаться программа «О развитии автотранспортного хозяйства на территории Ярославской области». Сейчас главная проблема – это неэффективность менеджмента гос­предприятий.

Мы проанализируем всю маршрутную сеть, её рентабельность и займёмся реорганизацией. Все непрофильные активы таких предприятий будут приватизированы. Не секрет, что износ автобусного парка региона составляет порядка 80 процентов. Поэтому рассматривается вопрос о мониторинге перспективных частных автотранспортных предприятий, совместно с которыми на базе АТП могут быть созданы новые компании в рамках государственно-частного партнёрства.

Естественно, никто не станет спорить о неэффективности управления. Однако «неэффективность» эта наблюдается только в одном направлении: в сторону благополучия АТП и налогоплательщиков области и города. Что же касается эффективности в части личного обогащения за бюджетный счёт, то бесталанных здесь не видно. Попытка обанкротить транспортников, а потом пустить с молотка видна в данном случае невооружённым глазом.

Смущает не только это. Как показывают материалы проверок контрольно-счётной палаты за последние месяцы, сознательным занижением доходов от перевозки пассажиров занимались не только государственные АТП. Просто государственные предприятия более доступны для контроля.

«Частники» же, получив продекларированные от федералов послабления от контролирующих органов, в итоге становятся всё более «непрозрачными». И пока раз в несколько лет к ним в «гости» наведается инспектор, можно спокойно «неправомерно завышать убытки», которые обязательно скажутся на повышении цен. Кстати, нельзя было не заметить, что, несмотря на повышение цен на бензин, билеты пока не подорожали. Хочется надеяться, это произошло потому, что наконец-то власть заинтересовалась «сирыми», катающимися по Ярославлю на «лексусах».